СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Развитие мотивационной сферы младших школьников на основе развивающего обучения
« Все наши замыслы, все поиски и построения
превращаются в прах, если у учеников нет желания учиться».
Василий Андреевич Сухомлинский
Каждому учителю известна такая ситуация: ребенок может учиться, но ленив, безынициативен, ко всему относится спустя рукава. О таком говорят немотивирован…
Мотивация – одна из сложшейших педагогических проблем.
Формирование мотивации учения – это решение вопросов развития и воспитания личности. Мотивационная сфера более динамична, чем познавательная, интеллектуальная. Изменения в мотивации происходят быстро. Но подвижность, динамичность мотивов таит в себе опасность, так как если не управлять мотивацией, может произойти снижение ее уровня, мотивы могут потерять действенность, как это и случается нередко там, где нет целенаправленного управления этой стороной учения.
Отсутствие мотивации – основная причина учебной неуспешности, т. к. порождает невнимательность, безразличие, равнодушие детей к учебной деятельности.Можно ли учителю управлять развитием мотивационной сферы школьника, как увлечь их познанием нового? Что делать, чтобы победить реакцию «Не хочу!»
Обратимся к технологии развивающего обучения Л. В. Занкова, цель которой – оптимальное общее развитие каждого ребенка.
В процессе обучения по данной технологии главным стержнем является преобразующая деятельность самих учеников, путь познания идет «от учеников».
Учителю необходимо создать оптимальную образовательную среду, мотивирующую учащихся на учебную деятельность, а также быть в постоянном поиске новых форм и приемов обучения, освобождаясь от шаблонности. Учителю нужно в какой – то степени отойти от стандартного урока, что могло бы привлечь внимание, активизировать деятельность учащихся, заставить их мыслить, искать, действовать. Формирование активной личности невозможно без активности в овладении знаниями.
В своей деятельности учитель должен отдать предпочтение продуктивным методам обучения (проблемный метод, частично – поисковый, эврестический), т. к применение этих методов в значительной степени повышает интерес к предмету. Ученики не просто решают, обсуждают, как это бывает в обычной системе, а наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. Их действия с учебным материалом носят преобразующий характер.
Такой подход к деятельности определяет характер заданий. Тренировочные упражнения не должны быть однообразными и однотипными, они должны давать пищу для ума, формировать определенные наборы (комплексы) интеллектуальных качеств и умений учащихся.
Большую роль для создания проблемных ситуаций, споров и дискуссий имеет постановка и характер вопросов. Не следует задавать вопросы, которые занижают интеллектуальные возможности учеников, задерживают развитие: «Мальчики Шура и Петя жили в городе или на даче?», «Какой звук обозначает буква – гласный или согласный?». Такие задания, обращенные в большей мере к памяти, чем к мышлению, обращают школьников к репродуктивной деятельности, к заучиванию. Вопросы следует задавать в общем виде, что требует интеллектуального напряжения, обдумывания, размышления, т. е. «пробуждает» самостоятельную мысль ученика. Например: «Расскажите все, что знаете об этой букве».
Для развития мотивации эффективны парная и групповая формы работы. Участвуя в совместной деятельности, ребенок является соавтором, соучастником процесса, постепенно накапливает умения и развивает способности к самостоятельной деятельности, что создает ситуацию успеха.
Учителю важно знать, что мотивированной должна быть любая деятельность учеников, а не только восприятие нового материала. Потребность – «Хочу», мотив – «Зачем мне это надо?», цель – «Что для этого надо сделать?» - вот путь, по которому ведет педагог своего ученика, превращая его в субъекта деятельности по овладению содержанием образования.
© 2016, Галинская Марина Юрьевна 970