СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие мотивационной сферы младших школьников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развитие мотивационной сферы младших школьников на основе развивающего обучения

« Все наши замыслы, все поиски и построения

превращаются в прах, если у учеников нет желания учиться».

Василий Андреевич Сухомлинский

Каждому учителю известна такая ситуация: ребенок может учиться, но ленив, безынициативен, ко всему относится спустя рукава. О таком говорят немотивирован…

Мотивация – одна из сложшейших педагогических проблем.

Формирование мотивации учения – это решение вопросов развития и воспитания личности. Мотивационная сфера более динамична, чем познавательная, интеллектуальная. Изменения в мотивации происходят быстро. Но подвижность, динамичность мотивов таит в себе опасность, так как если не управлять мотивацией, может произойти снижение ее уровня, мотивы могут потерять действенность, как это и случается нередко там, где нет целенаправленного управления этой стороной учения.

Отсутствие мотивации – основная причина учебной неуспешности, т. к. порождает невнимательность, безразличие, равнодушие детей к учебной деятельности.Можно ли учителю управлять развитием мотивационной сферы школьника, как увлечь их познанием нового? Что делать, чтобы победить реакцию «Не хочу!»

Обратимся к технологии развивающего обучения Л. В. Занкова, цель которой – оптимальное общее развитие каждого ребенка.

В процессе обучения по данной технологии главным стержнем является преобразующая деятельность самих учеников, путь познания идет «от учеников».

Учителю необходимо создать оптимальную образовательную среду, мотивирующую учащихся на учебную деятельность, а также быть в постоянном поиске новых форм и приемов обучения, освобождаясь от шаблонности. Учителю нужно в какой – то степени отойти от стандартного урока, что могло бы привлечь внимание, активизировать деятельность учащихся, заставить их мыслить, искать, действовать. Формирование активной личности невозможно без активности в овладении знаниями.

В своей деятельности учитель должен отдать предпочтение продуктивным методам обучения (проблемный метод, частично – поисковый, эврестический), т. к применение этих методов в значительной степени повышает интерес к предмету. Ученики не просто решают, обсуждают, как это бывает в обычной системе, а наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. Их действия с учебным материалом носят преобразующий характер.

Такой подход к деятельности определяет характер заданий. Тренировочные упражнения не должны быть однообразными и однотипными, они должны давать пищу для ума, формировать определенные наборы (комплексы) интеллектуальных качеств и умений учащихся.

Большую роль для создания проблемных ситуаций, споров и дискуссий имеет постановка и характер вопросов. Не следует задавать вопросы, которые занижают интеллектуальные возможности учеников, задерживают развитие: «Мальчики Шура и Петя жили в городе или на даче?», «Какой звук обозначает буква – гласный или согласный?». Такие задания, обращенные в большей мере к памяти, чем к мышлению, обращают школьников к репродуктивной деятельности, к заучиванию. Вопросы следует задавать в общем виде, что требует интеллектуального напряжения, обдумывания, размышления, т. е. «пробуждает» самостоятельную мысль ученика. Например: «Расскажите все, что знаете об этой букве».

Для развития мотивации эффективны парная и групповая формы работы. Участвуя в совместной деятельности, ребенок является соавтором, соучастником процесса, постепенно накапливает умения и развивает способности к самостоятельной деятельности, что создает ситуацию успеха.

Учителю важно знать, что мотивированной должна быть любая деятельность учеников, а не только восприятие нового материала. Потребность – «Хочу», мотив – «Зачем мне это надо?», цель – «Что для этого надо сделать?» - вот путь, по которому ведет педагог своего ученика, превращая его в субъекта деятельности по овладению содержанием образования.

12.02.2016 16:53


Рекомендуем курсы ПК и ПП