СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Начальная школа является базой, основой всего образования человека. При этом важно все: качество, прочность, настроение ученика. Об этом заботится школа, постоянной проблемой которой является качество знаний.
Сформировать орфографическую зоркость – значит научить детей видеть орфограммы. Умение замечать при письме орфограммы является изначальным умением, мотивирующим надобность в правилах и развивающим способность выделять при письме те случаи, когда пишущего подстерегает опасность допустить ошибку.
В орфографическом действии выделяются две ступени: постановка орфографической задачи (выделение орфограммы) и ее решение (выбор письменного знака в соответствии с правилом).
Каждому хорошо известна ситуация, когда после изучения правила, например, о безударных гласных в корне, ученики достаточно успешно справляются с заданием «вставь пропущенные буквы», но допускают на то же правило в собственном тексте. Объяснить эту ситуацию не трудно: чтобы вставить букву, нужно лишь решить орфографическую задачу, и чтобы осознанно, не случайно. Чтобы правильно написать слово в своем тексте, им нужно сначала поставить эту задачу, т.е. найти орфограмму. Вот почему умение быстро обнаруживать орфограммы, именуемое орфографической зоркостью, считается важнейшим, базовым орфографическим умением. Поэтому наиглавнейшая задача учителя – научить видеть орфограмму, научить думать при письме.
Существует множество методических приемов, позволяющих предупредить ошибки, развивающие орфографическую зоркость, навык звукобуквенного анализа, самоконтроль. Еще методисты прошлого считали, что существуют факторы и условия, способствующие формированию грамотного письма. Все мы знаем роль зрительных, слуховых, рукодвигательных факторов. Чтобы научиться видеть орфограммы в слове и уметь проверить их написание нужно пройти четыре этапа.
Первый этап – подготовительный, начинается в период обучения грамоте. В это время дети учатся распознавать гласные и согласные звуки в слове, так как один из способов проверки написания букв будет зависеть именно от этого.
Второй этап – работа с орфографическим правилом.
Изучение самого правила состоит из следующего:
1. Подготовка к восприятию, наблюдение над словами, содержащими сомнение.
2. Анализ закономерности орфографического правила, наблюдение над тем, как оно работает.
3. Анализ правила, сопровождающийся алгоритмами, которые помогают научиться пользоваться им.
4. Воспроизведение правила через громкое речевое проговаривание.
5. Наблюдение применения правила.
Третий этап - повторения правила. В момент повторения необходимо дальнейшее расширение представлений об изучаемом элементе, его связи с языковыми явлениями.
Четвертый этап – запоминание непроверяемых написаний. Многократное орфографическое повторение слов с непроверяемыми или трудно проверяемыми буквами помогает запомнить написанное.
Все орфограммы изучаемые в начальной школе можно классифицировать в таблицу:
Чтобы успешно применять правила для грамотного письма, необходима способность видеть сомнения в словах. Этому способствует система упражнений, применяемая мной на протяжении всех лет обучения в начальной школе.
Упражнения по выработке орфографической зоркости по степени сложности и самостоятельности я расположила в такой последовательности:
1. Письмо с проговариванием. Учащиеся произносят слово по слогам, записывают и проговаривают последовательность букв, особенно слоги со стечением согласных. Можно разнообразить проговариванием: учитель, ученик, хором.
2. Списывание. Основывается на проговаривание по слогам. Слова ищут в книге и диктуют себе сами. Уместна игра «Как птичка зернышки клюёт?» Голова вверх - вниз, вверх-вниз. А как мы будем зернышки-слоги-слова клевать? Хором - в книжку – в тетрадь. Кто же будет лучшей птичкой?
3. Комментированное письмо. Это вид диктанта, который строится на основе проговаривания по слогам.
4. Письмо под диктовку с предварительной подготовкой. Дети готовятся, находят орфограммы, объясняют трудные слова, потом пишут.
5. Письмо под диктовку. игра «Эхо». Читаю слово, дети в полголоса повторяют, затем пишут.
6. Письмо по памяти. Читаем, объясняем орфограммы, учим, записываем.
7. Творческие работы.
8. Составление предложений по опорным словам.
9. Творческие диктанты.
10. Сочинение, изложение
Памятка для творческих работ
- состав рассказа;
- выдели первое предложение, найди сомнение, объясни;
- запиши, диктуя по слогам;
- проверь по слогам каждое слово;
- проверь, все ли нужные мысли записал.
Успешно запоминать правила помогает занимательность, используемая на уроке.
(Кричалки, стихи, частушки, рифмованные упражнения и разное другое)
Со словами с непроверяемыми написаниями младшие школьники встречаются на каждом уроке. Работу можно рационализировать, используя приёмы6
Запись по алфавиту. (первый класс)
Выборочный ответ
Группировка и запись слов по орфографическим признакам.(второй класс)
Записать столбиками по алфавиту с разными безударными гласными.
н/п а е и о
канава металл диван комар
газета теперь лимон командир
салют тетрадь сирень победа
Подбор однокоренных слов- других частей речи. (третий-четвертый классы)
Металл – металлический
Группа – групповой – группировать
Подбор записи синонимов и антонимов (3-4 кл.)
Метель – вьюга, буря, метелица, пурга;
Граница – рубеж, межа, край, предел;
Сочинение по опорным словам (2 кл.)
«На вокзале» (багаж, вагон, вокзал, дежурный, пассажир, перрон, сигнал)
Замена описательных оборотов словами – синонимами.
Провожу различные виды упражнений:
Орфографическое проговаривание очень целесообразно при выполнении любых упражнений (особенно в 1-2 классах). Такое проговаривание характеризуется тем, что каждое слово произносится так, как пишется, и поэтому в «памяти» движений остается память движения речевого аппарата. Проговаривание не обосновывает, а лишь фиксирует, закрепляет написание слов, поэтому оно используется как упражнение, способствующее запоминанию. При самостоятельной записи нацеливаю детей на проговаривание слов с непроверяемыми буквами, а затем на перечитывание написанного. Этим самым формируется первичный самоконтроль.
Графическое выделение непроверяемой орфограммы.
Подчеркивание орфограмм имеет большое значение для выработки орфографической зоркости, т.к. дети постоянно тренируются в отыскивании и объяснении орфограмм. Важно при этом добиваться осознанности учащимися своих действий.
Сигнальные карточки – эффективное средство, позволяющее включать в активную работу весь класс и осуществлять индивидуальный подход, т.к. сразу видно, кто ошибся
Перфокарты. Диктую словарные слова, а дети пишут не все слово, а только нужные буквы.
Много хлопот доставляет изучение словарных слов. Эффективен метод, основанный на возрастных особенностях мышления младших школьников и общих законов запоминания.
1 вариант.
Ребенок, чтобы запомнить слово, выполняет рисунок на буквах, которые вызывают трудность при написании.
Помидор крапива банан
- на букве О легко нарисовать помидор, а буква И – это ножи, которыми можно его резать;
- когда ужалит крапива, трудно удержаться от крика – а - а – а;
- из бананов легко можно выложить букву А, но невозможно – О.
2 вариант.
Словарные слова запоминаются при помощи мнемосистемы связи.
впереди назад налево
слева направо снизу
(Шёл человек по городу, вдруг впереди выскочила чёрная кошка. Повернул назад – тупик, пошёл налево – слева тупик, пошёл направо – и справа тупик, хотел вниз, да внизу асфальт мешает. Пришлось встретиться с чёрной кошкой.)
Однажды осина орех яблоко
(Ого! Однажды на осине выросли орех и яблоко!)
3 вариант.
Правописание букв О и А можно запомнить так:
На окно – налево; на окно- направо; с окна – слева; с окна – справа.
Работая над словарными словами по заданной теме, часто их просто рифмую. Например по теме «Овощи».
В огороде
В огороде да на грядке
Растут перец – горький, сладкий,
Баклажаны, патиссоны,
Огурцы и помидоры.
И капуста, как купчиха,
В платья нарядилась лихо.
А морковь, щавель и редиска
Так и просятся к нам в миску.
Кабачок, картофель, свёклу
В сыром виде не едят,
Но из них всегда возможно
Приготовить вмиг салат.
Сельдерей, чеснок, петрушка
Будто шепчут нам на ушко:
Ешьте овощи, друзья!
Без витаминов жить нельзя!
Использование этих упражнений позволяют учителю заинтересовать детей, обогатить их словарный запас, сформировать осознанный навык написания и правильного употребления трудных слов в устной и письменной речи. Опыт показывает, что в основу формирования орфографических навыков при изучении слов с непроверяемыми и проверяемыми написаниями должна быть положена активная работа учащихся, регулярность упражнений, многократное обращение к изученным правилам и словарным словам.
© 2016, Гапонович Ирина Ивановна 883