СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Развитие творческой активности на уроке «Основы православной культуры»
Ориентация современной школы на разностороннее развитие личности предполагает необходимость гармоничного сочетания учебной деятельности, в рамках которой формируются знания, умения, навыки, с деятельностью творческой, связанной с развитием индивидуальных задатков учащихся, их мыслительной активности.
« В каждом ребенке дремлют задатки каких-то способностей. Эти задатки как порох: чтобы их зажечь, необходима искра. Такой искрой является вдохновение, увлечение мастерством старшего товарища или ровесника. Труд в коллективе – это не только воздействие человека на природу, на окружающий мир, но и взаимодействие сердец, чувств, мыслей, переживаний, интересов, увлечений. Образно говоря, порох в душе встретился с искрой – ребенок встретился с товарищами, одухотворенными трудом. И это одухотворение – самый сильный воспитатель индивидуальных наклонностей, способностей, призвания. Инструменты, механизмы, наглядные пособия – все это остается мертвым, если нет атмосферы творческого вдохновения труда, нет нравственности»
В.А. Сухомлинский
В настоящее время особое внимание уделяется созданию условий для развития творческого начала в деятельности ребенка, формированию у него положительной мотивации к учебному труду.
Младший школьный возраст представляет собой сензитивный период для развития творческой активности, поскольку ребенок активен и любознателен по своей природе. Поэтому важное значение приобретает проблема развития творческой активности учащихся как высшего уровня всех видов активности в данном возрасте.
Активность (Краткий словарь психологических терминов) - понятие, указывающее на способность живых существ производить спонтанные движения и изменяться под воздействием внешних или внутренних стимулов-раздражителей.
Творчество — это:
деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее;
создание чего-то нового, ценного не только для данного человека, но и для других;
процесс создания субъективных ценностей.
Развитие творческой активности учащихся осуществляется в процессе разнообразной творческой деятельности, в которой они взаимодействуют с окружающей действительностью и с другими людьми.
Творческая деятельность – продуктивная форма деятельности учащихся, направленная на овладение творческим опытом познания, создания, преобразования, использования в новом качестве объектов материальной и духовной культуры в процессе образовательной деятельности, организованной в сотрудничестве с педагогом.
Любую деятельность, в том числе и творческую, можно представить в виде выполнения определенных заданий. И. Э. Унт (доктор педагогических наук, профессор), отмечает, что ученик, выполняя творческое задание должен «найти способ решения, применить знания в новых условиях, создать нечто субъективно (иногда и объективно) новое».
Использование творческих видов работы способствуют формированию устойчивого интереса к предмету, прочному запоминанию новых терминов, повышению уровня самостоятельности, изобретательской активности, повышение внимания и работоспособности на уроке, а также улучшается психологический климат на уроке: ребята не боятся ошибок, помогают друг другу.
Творческая деятельность может быть индивидуальной, групповой или коллективной.
Творческие задания можно использовать на различных этапах урока, независимо от темы урока и целей и задач, поставленных на нем.
Мотивация (разгадывание ребусов, кроссвордов, рисунок - предположение).
Изучение нового материала (изготовление Библии, создание кластеров, коллективных панно «Культура»)
Закрепление или повторение пройденного материала (синквейны с рисунками, аппликации, рисунки к просмотренным фильмам «Крест», «Жизнь святых», «Новогодние приключения двух братьев» и другие, инсценировка притч, рассказов).
Рефлексия (коллективная аппликация «Взвешивание грехов»).
Домашнее задание (написание сочинений, составление аппликаций, рисунков, коллажей, написание минипроектов).
Одним из актуальных методов работы, направленным на развитие творческих способностей - метод проектов. Например, проект «Забытые храмы». Учащихся класса делим на 3 группы (по количеству этажей в школе). Каждаягруппа должна провести опрос среди работников школы (а также родителей) «Какие храмы Н.Новгорода Вы знаете?» Далее составляем рейтинг самой известной церкви и забытые. Цель проекта – рассмотреть многообразие храмов в Нижнем Новгороде и познакомить учителей и родителей с забытыми храмами, церквями, которые только стали восстанавливать. Для обобщения сведений в ходе опроса и изученного материала по храмам города мы составим стенгазету или буклеты. В ходе проекты мы также занимаемся поиском информациииз истории церквей и храмов Н.Новгорода, работая в группах созданием макеты церквей.
Творческие виды работы по данному предмету можно использовать и во внеурочное время.
Таким образом, мы видим, что использование активных и интерактивных методов работы в курсе ОРКСЭ способствует развитию творческого потенциала учащихся, формирует у младшего подростка мотивации к осознанному нравственному поведению, создаёт условия для воспитания высоконравственного, творческого, ответственного гражданина России, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа России, на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
«Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли». В.А. Сухомлинский
Н. А. Бердяев считал, что творчество – единственный вид деятельности, который делает человека человеком.
Со словами великих педагогов и философов следует согласиться, поскольку ребенок в свою работу вкладывает душу (не задумываясь об этом), старается во время выполнения изделия. И в момент творчества ничто не приносит ему большей радости, чем радость труда.
© 2015, Булыгина Юлия Александровна 2273