© 2022, Кириллова Евгения Александровна 145
СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Методика развивающего обучения — это принципиально иное построение учебной деятельности, ничего общего не имеющей с репродуктивным обучением, основанным на натаскивании и зазубривании. Суть ее концепций заключается в создании условий, когда развитие обучающегося превращается в главную задачу как для педагога, так и для самого обучающегося. Способ организации, содержание, методы и формы развивающего обучения ориентированы на всестороннее развитие обучающегося.
При таком обучении обучающиеся не только овладевают знаниями, навыками и умениями, но учатся прежде всего способам их самостоятельного постижения, у них вырабатывается творческое отношение к деятельности, развиваются мышление, воображение, внимание, память, воля.
Стержневая идея развивающего обучения — опережающее развитие мышления, что обеспечивает готовность обучающегося самостоятельно использовать свой творческий потенциал.
Мышление может быть продуктивным и репродуктивным, творческим и примитивным. Характерной чертой продуктивного мышления в сравнении с репродуктивным является возможность самостоятельного открытия знаний. Творческое мышление характеризует высший уровень развития человека. Оно нацелено на получение результата, которого раньше никто не добивался; на возможность действовать различными путями в ситуации, когда неизвестно, какой из них может привести к желаемому итогу; позволяет решать задачи при отсутствии достаточного опыта.
Владение приемами усвоения знаний закладывает основу для активности человека и осознания им самого себя как познающего субъекта. Упор должен делаться на обеспечение перехода от неосознаваемой деятельности к осознаваемой. Педагог постоянно побуждает обучающегося анализировать свои собственные мыслительные действия, запоминать, как он достиг учебного результата, какие мыслительные операции и в какой последовательности для этого производил. На первых порах обучающийся лишь рассказывает, словесно воспроизводит свои действия, их последовательность и постепенно воспитывает в себе своеобразную рефлексию процесса учебной деятельности.
Отличительная особенность развивающего обучения — отсутствие традиционных отметок. Педагог оценивает труд обучающихся по индивидуальным эталонам, что создает ситуации успеха каждому из них. Вводится содержательная самооценка достигнутого результата, производимая с помощью четких критериев, полученных от педагога. Самооценка обучающихся предшествует оценке педагога, при большом расхождении она согласуется с ним.
Усвоив методику самооценки, обучающийся сам определяет, соответствует ли результат его учебных действий конечной цели. Иногда в проверочные работы специально включается материал, еще не изучавшийся на уроке, или задачи, которые решаются не известным обучающимся способом. Это позволяет оценить сформированные умения учиться, определить способность оценивать, что они знают и что не знают, проследить за развитием их интеллектуальных способностей.
Учебная деятельность изначально организуется в атмосфере коллективного размышления, дискуссии и совместных поисков вариантов решения проблемы. В основе обучения фактически заложено диалоговое общение как между педагогом и обучающимся, так и между ними.
Взаимодействие сторон учебного процесса
По способам взаимодействия участников учебного процесса в режиме развивающего обучения можно дать следующие рекомендации.
1. Традиционный для современного обучения вариант дидактического общения «педагог— обучающийся» используется лишь для постановки проблемы.
2.Работа в паре «педагог— обучающийся». Она особенно важна в сфере самоконтроля и самооценки.
3.Групповая работа, в которой педагог выступает вроли консультанта. Постепенно коллективные действия способствуют индивидуальному решению учебных задач.
4.Межгрупповое взаимодействие, организуемое приобобщении, выведении общих закономерностей, формулировании фундаментальных положений, необходимых для последующего этапа работы.
5.Обсуждение той или иной задачи обучающийся» дома с родителями, а на следующем занятии рассказ в группе об этом, точки зрения обучающихся по проблеме.
6.Индивидуальная работа обучающегося», включающая овладение приемами самостоятельного поиска знаний, решение проблемных творческих задач.
Действия педагога в учебном процессе традиционном обучении напоминают проводника по незнакомой местности. В развивающем обучении акцент смещается на собственно учебную деятельность обучающихся, а главной задачей педагога становится своеобразное «сервисное обслуживание» учения обучающегося.
Функции педагога в развивающем обучении
1. Функция обеспечения индивидуального целеполагания, т.е. обеспечения понимания обучающимся того, зачем надо это делать, на какой предполагаемый результат ориентироваться. Цель деятельности педагога должна согласовываться с целью деятельности обучающихся.
Как видим, в центре внимания педагога оказывается не объяснение нового материала, а поиск приемов эффективной организации учебно-познавательной деятельности обучающихся по его добыванию. Для педагога большую ценность представляет не сам результат (знает или не знает ученик?), а отношение обучающегося к материалу, желание не только изучить его, узнать новое, но реализовать себя в познавательной деятельности, достичь желаемого.
Основой структуры учебного процесса в системе развивающего обучения является учебный цикл, т.е. блок занятий. Учебный цикл представляет собой систему задач, направляющих деятельность обучающихся, начиная от постановки цели до моделирования теоретических обобщений и их применения при решении частных практических вопросов.
Типовая схема учебного цикла состоит из ориентировочно-мотивационного, поисково-исследовательского, практического (применение результатов деятельности на предыдущих этапах) и рефлексивно-оценочного актов.
Ориентировочно-мотивационный акт включает совместную с обучающимися постановку учебной задачи, мотивацию обучающихся на предстоящую деятельность. На этом этапе необходимо добиться возникновения у обучающихся ощущения конфликта между знанием и незнанием. Этот конфликт и понимается как очередная учебная задача или проблема.
В поисково-исследовательском акте педагог приводит обучающихся к самостоятельному постижению нового материала (недостающего знания), формулированию необходимых выводов, их фиксированию в модельной форме, удобной для запоминания.
Рефлексивно-оценочный акт предполагает создание условий, когда обучающийся сам предъявляет к себе требования. Результатом рефлексии является осознание обучающегося недостаточности имеющихся в распоряжении способов умственных де
Автор: Голубева С.Д.
© 2022, Кириллова Евгения Александровна 145