СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Одним из важных направлений работы педагога-психолога в ДОУ является: «Сопровождение адаптационного процесса».
Работа психолога ведётся со всеми участниками образовательного процесса. Это администрация ДОУ, воспитатели, дети и их родители.
Работа с администрацией ДОУ
Начинается наша работа с обсуждения с администрацией ДОУ вопроса о том, как будет осуществляться приём детей в детский сад. Здесь важно обсудить следующие вопросы:
Также на этом этапе педагог-психолог может подготовить следующие документы, которые предлагаем родителям заполнить на этапе оформления документов при приёме в детский сад.
Это могут быть:
Для того чтобы начать систематическую работу с детьми раннего возраста в начале учебного года мной составляется план работы на год по работе с детьми раннего возраста, который состоит из трёх этапов :
Работа ведётся в трёх направлениях: с детьми, родителями, педагогами.
Предлагаю рассмотреть содержание работы психолога с каждым из участников.
Работа с педагогами адаптационных групп.
Доаптационный период: организация консультаций по вопросам развития детей раннего возраста, оказание помощи в организации благоприятной предметно - развивающей среды группы.
Адаптационный период: беседы с воспитателями об особенностях развития данного возраста, совместное планирование организации детской деятельности в течение дня, консультирование педагогов по сопровождению детей с тяжелой степенью адаптации, совместное составление адаптационных листов и карт развития.
Постадаптационный период: диагностика эффективности процесса адаптации, совместные занятия и мероприятия.
Работа с воспитанниками адаптационных групп
Работа с детьми раннего возраста начинается с психолого – педагогической диагностики:
Доаптационный этап характеризуется совместной деятельностью с вновь поступающими детьми в ДОУ. Организовываются совместные прогулки в летний период.
На этапе привыкания детей к условиям детского сада основной вид деятельности – это наблюдение. Совместно с воспитателем заполняются адаптационные листы, карты наблюдения. Оказывается необходимая психолого – педагогическая помощь в преодоление трудностей.
Следующий этап постадаптационный. На данном этапе начинаются групповые и индивидуальные развивающие занятия, которые проводятся 1 раз в неделю.
Формы и методы, используемые в занятиях:
Использую для развития эмоций у детей, фантазии, мелкой моторики, тактильных ощущений, связной речи. Наиболее эффективен в коррекции страхов, тревожности, замкнутости, агрессии, гиперактивности.
Использую для успокаивания детей, развития зрительного и слухового восприятия, зрительно-моторной координации, мелкой моторики и воображения, формирования плавности, ритмичности и точности движений.
Использую для снятия эмоционального напряжения, развития мелкой моторики, координации движений и зрения.
Лепка – очень важное занятие для ребенка, которое развивает творчество, мелкую моторику рук, пространственное мышление, понятие о цвете, форме предметов. Кроме того, лепка (причем необязательно из пластилина) благотворно влияет на нервную систему в целом.
Пальчиковое рисование позволяет ребенку почувствовать краски, их характер, настроение, развивает творческие способности, не утомляет детей, а наоборот вызывает стремление заниматься интересным делом, ребенок тут же получает положительный эмоциональный заряд.
Использую для развития речи и мелкой моторики.
В результате релаксации у детей нормализуется эмоциональное состояние, они успокаиваются, приходят в равновесие, у них налаживается сон.
Хочу сказать, что в период адаптации очень сложно работать с детьми, придерживаясь какой-то определённой программы. Тем более проводить какие-то структурированные занятия. Проверяющие органы требуют наличие такой программы и её нужно иметь, например программа адаптации Роньжиной, но работать лучше исходя из ситуации. Игры в период адаптации должны быть фронтальными, чтобы не один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием, игры не должны быть слишком длительными. Всегда инициатором игры выступает взрослый.
Работа с родителями
В качестве форм работы с родителями используем:
Важную роль в облегчении адаптации играет предметно-развивающая среда, которая способствует снижению стресса у детей, обеспечивает их комфортное состояние.
Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе предполагает: формирование у ребенка положительной установки, желания идти в детский сад. Для этого необходимо создать атмосферу тепла, уюта в группе.
В группах предметно-развивающая среда разделена на центры для самостоятельной деятельности детей.
Предметно-развивающая среда создавалась по следующим характеристикам:
-разнообразие (наличие всевозможного игрового и дидактического материала для сенсорного развития, познавательно-исследовательской, изобразительной и музыкальной деятельности);
- оптимальная насыщенность (без чрезмерного обилия и без недостатка);
- стабильность (материалы и пособия имеют постоянное место)
- доступность (исключается высокая мебель и закрытые шкафы);
- эмоциогенность (среда яркая, привлекающая внимание ребёнка, вызывающая положительные эмоции);
- зонирование
Развивающая предметно-пространственная среда предусматривает наличие следующих центров
Центры развития |
Оснащение |
Формы работы |
Центр сенсорного развития |
Тренажёры, шнуровки, вкладыши, пирамидки, пазлы, «лабиринты», конструктор, кубики, матрёшки и др. |
Сенсомоторные дидактические игры, игры с тренажёрами |
Центр уединения |
мягкие подушки: подушки-обнимушки, любимые игрушки детей, «Семейный фотоальбом». |
релаксация (снятие напряжения, негативных эмоций) |
Книжный центр |
кубики, лото, разрезные картинки по художественным произведениям, детские книги. |
дидактические игры, пальчиковые игры |
Центр театра и ряженья |
пальчиковый театр, настольный театр, театр «би-ба-бо», фланелеграф с набором картинок и моделей. |
театрализованные игры |
Центр двигательной активности |
мячи, ребристая доска, дуги, ориентиры, мешочки с песком, обручи, шнуры и т.д. |
подвижные игры, пальчиковые игры, игровой массаж и самомассаж, спортивные развлечения, гимнастика (утренняя, бодрящая). |
Центр музыкальной активности |
музыкальные игрушки, магнитофон, диски. |
игры (музыкальные, пальчиковые, имитации). |
Центр природы |
комнатные растения, инвентарь для ухода за растениями, календарь природы, дидактические игры) |
дидактические игры |
Игровая зона |
куклы с набором одежды, кукольная мебель, машинки и т.д. |
самостоятельная игровая деятельность детей. |
Созданный уголок уединения и ширмы позволяют уединиться, провести несколько мгновений в тишине, рассмотреть картинки, поиграть с игрушкой. Имеется большой подбор игрушек: куклы, коляски, машины, которые помогают справиться с напряженной ситуацией в период привыкания. Комплекты игрового и дидактического оборудования доступны, размещены так, чтобы малыш мог подойти и взять понравившуюся игрушку.
По истечении периода адаптации на ПМПк ведется анализ степени адаптации на основании данных полученных из листа адаптации, обсуждаются результаты проделанной работы, положительные моменты, анализируются итоги, корректируются планы организации адаптации и намечается дальнейшая работа.
Многоплановая работа в период адаптации детей к дошкольному учреждению даёт свои положительные результаты.
-80%
© 2023, Зверева Ольга Владимировна 308