СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Смешать и перевернуть - значит улучшить .

Нажмите, чтобы узнать подробности

В наше время учителям постоянно приходится искать новые формы проведения урока, совмещать различные современные педагогические технологии, чтобы сделать процесс обучения интересным, увлекательным, доступным, понятным и результативным.

Если в поиск по картинкам ввести слово “учитель” или “урок”, то поисковые выдачи будут достаточно схожими: учитель стоит перед классом у доски (или пишет что-то на доске) со своим несменным атрибутом - указкой, а ученики, рассаженные по партам, записывают за учителем в тетрадь. Типичная учебная ситуация. В конце такого урока задается домашнее задание, состоящее, в основном, в прочтении параграфа по заданной теме и ответов на вопросы к нему, или в письменном выполнении упражнения. Следующий урок начинается с проверки домашнего задания. За невыполненную работу, как правило, ученик получает отметку “2”. В случае непонимания темы или дополнительных вопросов назначается время после уроков для дополнительных занятий. И таким образом учебная работа построена, практически, по каждому предмету.

Школьное образование становится все более формальным. Учитель выступает в роли основного источника знаний и информации, учащемуся же достается роль потребителя и пассивного слушателя-наблюдателя. Однако пассивное присутствие в классе и механическое переписывание не способствует учению. И наверняка, каждый учитель сталкивался с тем, что по окончании урока или лекции всегда найдутся учащиеся, которые попросят объяснить все от начала до конца.

"Перевернутый класс" это модель обучения, при которой знакомство с теоретическим материалом происходит посредством ИКТ (видео-лекции, интерактивные материалы) дома, а высвобожденное время на уроке направлено на решение проблем, связанных с домашним заданием. Эта модель вызывает вокруг себя бурные обсуждения и огромное количество вопросов, связанных с построением "перевернутого" урока, оцениванием и мотивацией учащихся.

Задумаемся: а зачем учителю переворачивать обучение? Что им движет? Любопытство? Эксперимент? Или мотивирующим фактором является наличие проблемы (ряда проблем), с которыми учитель сталкивается в ежедневной работе с учащимися?

Перевороту обучения способствуют следующие факторы:

Пассивность учащихся. Отсутствие инициативы и желания в самостоятельной деятельности.

Наличие технологий и средств ИКТ Сонмище цифровых средств и веб-инструментов уже не "намекает", а открыто "указывает" на необходимость изменения сложившийся веками учебной ситуации. Что сделает современный ученик, узнав, что требуется переписать информацию, записанную на доске или слайде? Сфотографирует или попросит опубликовать эту презентацию в интернете!

Неэффективная зубрежка

В книге Симона Соловейчика "Учение с увлечением" есть глава под названием "Учить наизусть - вредно". Начинается она словами "Как бы ни было трудно учить наизусть, но во много раз труднее думать, понимать, строить мысленные модели понятий. Оттого-то в школе некоторые ребята и выбирают легкий путь — путь бессмысленного запоминания, то есть зубрежки". А для большей части учителей фактором успешного усвоения материала учащимися служит пересказанная или переписанная выученная наизусть информация. Задумаемся, сколько раз в своей жизни мы зубрили? И какой процент той, заученной, информации остался в памяти? Учителя старших классов часто сетуют на отсутствие активности своих учеников. Но не оттого ли учащиеся теряют интерес к учебной деятельности, что на протяжении многих школьных лет мы, учителя, сами их к этому приучаем? Приведу в пример. Один активный ученик, стремившийся незамедлительно получить от учителя специальные материалы, чтобы приступить к работе, получил их самым последним, так как, по мнению учителя, он проявил нетерпимость. И это не единичный случай дрессировки пассивности. К девятому классу самые активные и инициативные либо становятся пассивными и безучастными, либо превращаются в учеников с неудовлетворительным поведением.

Очевидно, что для осмысленного обучения необходима активная позиция обучаемого. А это предполагает изменение роли ученика в учебном процессе. Подобные изменения, увы, даются нелегко для учащихся, являющихся объектами обучения и привыкших за многие годы к пассивной позиции в учебном процессе. Ученики привыкли получать знания в готовом виде. Эффективность их познавательной деятельности оценивается количеством правильных ответов на заранее поставленные вопросы.

Перевернутая модель возлагает большую ответственность за

обучение на плечи самих учащихся. Акцент на свободной, творческой, самостоятельно-познавательной деятельности, в ходе которой учащиеся приобретают знания, не являющиеся заученными из учебника. Эти знания они присваивают на основании собственного пережитого опыта. Качества и умения 21 века Обратим внимание на качества и умения 21 века, необходимые человеку в жизни, в работе и в учебе: Творческий подход и новаторство

  • Критическое мышление и способность решать проблемы
  • Коммуникабельность и сотрудничество
  • Информационная грамотность
  • Медиа грамотность
  • Грамотность в ИКТ
  • Гибкость и способность к адаптации
  • Инициативность и самостоятельность
  • Социальные и кросскультурные качества
  • Продуктивность и вовлеченность
  • Лидерство и ответственность

А теперь зададимся вопросом: учитываем ли мы, учителя, выстраивая урок по устоявшимся канонам, что у учащихся должны быть сформированы вышеперечисленные компетенции?

Традиционный подход

"Перевернутый" подход

Учащийся

Пассивность, отсутствие инициативы и желания в самостоятельной учебной деятельности. Работа по схеме “послушай, запомни, воспроизведи”.

Вовлеченность учащихся в учебный процесс. Ответственность за свое обучение. Взаимодействие со всеми участниками учебного процесса. Осмысленное обучение.

Учитель

Передача знаний, удержание дисциплины и порядка в классе, контроль знаний учащихся.

Конструирование учебной ситуации, формирование у учеников ответственности за обучение, доверительное отношение.

ИКТ

Использование технологий и веб-инструментов в обучении.

Изменение методов и форм работы посредством ИКТ.

Методы

Пассивные методы подачи учебного материала, при котором информация идет от учителя к ученику.

Активные и интерактивные методы обучения. Личностно-ориентированный подход.

Построение урока

В учебном классе учащиеся слушают объяснения учителя. Приходя домой после школы, выполняют домашнее задание, зачастую неудачно и без возможности спросить, получить подсказку.

Дома просмотр видео с объяснениями по новой теме, а в классе решение проблем домашней работы.

Отличительные особенности модели “перевернутый класс”: Вовлеченность учащегося в процесс обучения. Учитель как фасилитатор. Перевернутое обучение предполагает изменение не только роли ученика, но и роли учителя. Его роль, по-прежнему, важна и является главной, но она становится “невидимой”. Здесь имеет значение переосмысление самим учителем его места в образовательном процессе. Ведь для части педагогов “невидимая” позиция на уроке воспринимается как потеря статуса Учителя. Появляется ощущение потери контроля над учебной ситуацией, и, даже, чувства ненужности. И здесь важно понимать, что задача учителя, как организатора учебного процесса, заключается не в том, чтобы дать урок и передать знания, а в том, чтобы создать учебно-проблемную ситуацию для познавательно-исследовательской деятельности учащихся.

На уроке есть время для обсуждения, размышлений, решения проблем. При перевернутом подходе на уроке высвобождается время для контакта с учениками. Фактически, появляется возможность работать с учеником один на один. Больше внимания можно уделить тем учащимся, у которых возникают проблемы с домашней работой. А у продвинутых учащихся теперь больше свободы для того, чтобы учиться независимо от темпа одноклассников. Это говорит о том, что перевернутый класс способствует индивидуальному подходу в обучении.

Контент - это ресурс, а не отправная точка. Благодаря современным технологиям коллекции лекций (видео, интерактивы, учебные материалы, тесты для самопроверки) доступны каждому в интернете. Учебные заведения уже не являются хранителями информации, а учителя - единственными источниками знаний. Любой, кто имеет выход в сеть, в удобное для него время может получить качественный контент. В чем же преимущества «перевернутого» обучения?

  • Индивидуальный подход
  • Вовлеченность учеников
  • Навыки для взрослой жизни
  • Обучение вне аудитории
  • Дополнительное свободное время

Советы по организации модели "Перевернутого класса":

  1. Каждое учебное видео сопровождайте четкими учебными целями и поэтапной инструкцией.
  2. Сопровождайте каждое учебное видео заданием или предложите ученикам самим составить несколько вопросов к видеолекции.
  3. Привлекайте учеников к написанию конспектов или небольших заметок по просмотренному видео.

Проведение уроков в формате «перевернутый» класс помогает сформировать современные ключевые компетенции, такие как:

• компетенции учебно-познавательной деятельности: постановка и решение познавательных задач;

• компетенции деятельности как таковой: умение играть, соблюдая правила, трудиться, заниматься элементами исследовательской деятельности;

• компетенции информационных технологий: прием, переработка и выдача информации;

• компетенции социального взаимодействия в команде, навыков работы в группе, умения распределять обязанности, приходить на выручку партнерам по команде;

Считаю, чтобы вовлечь учащихся в активную учебную деятельность надо их удивлять! Необходимо организовать и провести урок так, чтобы учащихся манила неизведанность, они ощущали радость и успех от своих достижений, которые являются основным рычагом в учебно-познавательной деятельности. А если ещё предоставить возможность свободного передвижения во время урока по классному кабинету, то успех гарантирован!

Литература

1.Запрудский Н.И. 3-33 Современные школьные технологии: Пособие для учителей. — 2-е изд. / Н.И. Запрудский.— Мн., 2004.— 288 е.— (Мастерская учителя)

2.https://newtonew.com/discussions/flipped-classroom-in-russia

3.http://www.sbmt.bsu.by/Data_RUS/ContBlocks/01116/Belova.pdf

30.01.2019 23:12


Рекомендуем курсы ПК и ПП