СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Содержание и методика проведения занятий по декоративно - прикладной деятельности

Нажмите, чтобы узнать подробности

v

Народное искусство – это, прежде всего, огромный мир духовного опыта народа, его художественные идеи – неотъемлемая часть культуры. В основе народного искусства – творческая деятельность народа, отражающая его самосознание, историческую память. ДПИ ставит своей задачей декоративное решение плоскости, объема и пространства. В работе со школьниками сложились два относительно равнозначных направления: декоративная работа на плоскости и декоративное решение объемного предмета( машинки, посуды). К этому виду изо относится декоративные изображения на плоскости ( узоры, цветы, специально выполненные рисунки предметов); декоративная лепка (посуда, лепка игрушки); художественное конструирование (коробочки, елочки, мебель); работа с природным материалом ( листья, цветы, шишки).

ДПИ решает прикладные и полезные задачи. Поэтому учитель стремится развивать у детей понимание связи и зависимости между тремя свойствами вещи: функцией, материалом и украшением.

Функция –это назначение вещи, материал – то, из чего она сделана. На уроках дети выполняют обычно лишь макеты или модели вещей из подручных материалов, но им необходимо знать законы создания художником – конструктором настоящих вещей.

Украшение – это иногда просто окраска предметов, а иногда использование узоров. Украсить можно и через фактуру. Украшение можно понимать и как изменение самой формы предмета.

Раздел ДПИ является равноправной и самостоятельной частью программы изо в начальных классах. Очень важно, чтобы дети усвоили главную особенность этого вида искусства: украшение всегда имеет практическое назначение и неразрывно связано с предметом, который оно украшает. Поэтому и декоративные поделки детей должны быть рассчитаны на практическое использование: украшение елки, класса, детали карнавального костюма (что повышает требования к качеству работ учащихся).

Уроки ДПИ в начальной школе тесно связаны с народным искусством, но в то же время дети не копируют мотивы и элементы народного декора, а творчески их применяют, варьируют, компонуют.

В ДПИ школьники осваивают законы формообразования – получение цилиндров, колец, конусов из плоских заготовок, приделывая к ним различные детали украшения.

Практические задания по ДПИ во многом схожи с трудовой деятельностью, но в то же время на занятиях по ИЗО главной задачей ставится создание собственного, оригинального декоративного образца.

Главной целью уроков декоративного искусства в начальной школе является приобщение ребенка к прекрасному и многогранному миру народной культуры, ознакомление с основными принципами декоративно-прикладного искусства.

Задачи:

- формирование национального сознания и самосознания как основы духовной культуры каждого ребенка;

- развитие эмоциональной отзывчивости на различные формы проявления народного искусства;

- формирование потребностно-мотивационной сферы личности в процессе общения с произведениями народного декоративно-прикладного искусства и

собственной художественно-практической и театрализовано-игровой деятельности;

- формирование специфических знаний, умений и навыков в сфере национальной культуры.

ДПИ – один из видов пластических искусств, и подразделяется на:

- монументально – декоративное (витражи, мозаики, росписи на фасадах и в интерьерах, декоративная садово-парковая скульптура и т. д.)

-декоративно – прикладное искусство (бытовые художественные изделия),

-оформительское искусство.

Большое значение в декоративном искусстве отводится орнаменту, который украшает предмет и является ее структурным элементом.

2.Орнамент. Виды орнамента и их структура. Цвет в орнаменте.

Орнамент (лат.) - украшение, узор, построенный на ритмическом чередовании и организованном расположении элементов.

Ритм в природе – повторяющиеся действия или явления (дыхание, пульс, ходьба; в природе – смена дня и ночи, времен года, приливы и отливы и т. д.). Ритм в орнаменте – чередование элементов узора в определенной последовательности через определенные промежутки. Все изображения в декоративных орнаментах упрощены, т.е. стилизованы.

Стилизация – это декоративное обобщение и выделение характерных особенностей объектов с помощью ряда условных приемов. Упростить – значит подчеркнуть выразительные стороны предмета, опустив малозначащие детали.

Виды орнаментов

Геометрический - состоит из точек, прямых и перекрещивающихся линий, зигзагов, кругов, звезд, и других геометрических фигур. Большим разнообразием отличаются геометрические орнаменты в странах Востока, встречается в вышивках, в украшениях ковров, в резьбе по дереву.

Растительный – состоит из стилизованных листьев, цветов, плодов, веток, гирлянд и т. д. (-хохлома, городец, вышивка).

Зооморфный (зверообразный)- изображения из фантастических и реальных животных, птиц, рыб или из их отдельных частей тела (рога, конская голова и т.п.) (-вышивка, вязание, вологодские кружева, ткачество, городецкая и мезенская роспись, домовая резьба)

Антропоморфный (человекообразный)- состоит из мужских и женских фигур и полуфигур или частей лица и тела человека. Сюда же можно отнести и фантастические существа типа дева-птица, человек-конь и т. п.(русская вышивка, кружево, резьба по дереву)

Комбинированный - когда в узорах встречаются сочетания самых разнообразных мотивов: геометрических, растительных, зооморфный, антропоморфный.

По композиции орнаменты бывают:

1.Бесконечные: ленточные и сетчатые. 2.Замкнутые: в круге, квадрате, прямоугольнике и т.д.

Бесконечный ленточный орнамент – это орнамент в полосе: фриз, бордюр, кайма, тесьма; их можно продолжить вправо и влево.

Чередование элементов в ленточном орнаменте может быть по форме, по цвету, по цвету и по форме.Бесконечный сетчатый орнамент – это обои, паркет, ткань. В его основе может быть 17 принципиально разных типов сеток, на которых располагаются элементы орнамента. Мы с вами запишем пять: квадратная, прямоугольная, ромбическая, треугольная и сетка системы параллелограммов.

Замкнутые орнаменты.

В квадрате (схемыразмещения).

1. Узор располагается по сторонам квадрата (скатерти, салфетки)2.Деление идет по средней линии на 4 части, в которых повторяются элементы орнамента.3.Узор идет по диагоналям.4. Зеркально – симметричное расположение узора.

В круге.

1.В центре.2. По концентрическим кругам.3. По радиусам.4.Зеркально – симметрическое расположение узора.

Орнамент, созданный в круге, делением его на равные части диаметрами, называется розеттой или розеткой. Цвет в орнаменте - одно из выразительных средств в ДПИ, рассматривается как важнейший компонент декоративного образа. Достижение выразительности в декоративной работе связано с тоновым и цветовым контрастом. Художники заботятся о гармоничном соотношении цветов, причем реальные цвета предметов могут быть заменены символическими.

Содержание уроков ДПИ

1 класс.

Декоративное обобщение форм и цвета предметов.(стилизация) Декоративное обобщение растительного и животного мира, особенности создания художественного образа из природных материалов, особенности создания композиции в технике монотипия.(«Осенний букет»)

Приемы выполнения декоративной композиции в технике «флористика», «монотипия» - по выбору учителя.

Виды орнамента. Роспись узоров готовых силуэтов предметов посуды, одежды (гуашь); выполненной игрушки (гуашь)..(«Платок для мамы», «Ковер для куклы»

Виды аппликации (предметная, сюжетная, декоративная). Приемы вырезания элементов аппликации (по выбору учителя). Изготовление фризов «Разноцветные цветы», «Снежинки» (аппликация коллективная работа)

Особенности создания композиции с рельефными и объемными изделиями в технике «бумажная пластика»: «Пригласительный билет», «Поздравительная открытка»,.

На уроках применяется наглядные методы: рассматривание иллюстраций, картин, слайдов, анализ образца изделия, обследование;

Словесные методы: беседа, рассказ, чтение литературы (предварительная работа);

Практический метод, репродуктивный: упражнения, показ полного и четкого выполнения работы, показ в воздухе, выполнение практических заданий по образцу.

В первом классе детей знакомят с народной глиняной игрушкой (белорусская игрушка – свистулька, дымковская игрушка). Символический смысл и функции оберега игрушки – свистульки. (М.Ржеутский, И.Данилнвич, С.Глебов) –по выбору учителя

2 класс.

Учащихся знакомят с миром ДПИ, приобщают к красоте, творим руками народных умельцев. Эстетическое восприятие изделий народного творчества. Примерные объекты для рассматривания: тканые половички, юбки, поясов, украшения вышивкой рубахах (фартук и др), расписные яйца (писанки), белорусская глиняная, соломенная, льняная игрушка, дымковская игрушка, белорусские расписные ковры (маляванки), куфры. символический смысл и функции оберега белорусской глиняной игрушки – свистульки. Единство формы предмета и его украшения (оговские сундуки)

Рисование узоров в полосе из повторяющихся растительных элементов (веточка ели, гирлянда цветов). рисование узоров из растительных форм в квадрате (гуашь): по краям квадрата(фризовый орнамент) и в центре. Примерная тематика: «Белорусский коврик», панно «Букет цветов», «Купалле» «Цветущий сад» (Л.Валеева, Н.Климауцкой «Белорусская народная роспись»)

Украшение белорусским геометрическим орнаментом силуэтныхформ предметов одежды (элемент узора – квадрат). Примерная тематика: воротник рубашки, пояс, фартук, юбка, рукавица (гуашь).

Рисование геометрического узора на тему «Дымковские узоры» использование предметных силуэтов (баран, коник, петух)

Развивать умений различать и называть основные (желтый, красный, синий), составные (зеленый, коричневый, оранжевый, фиолетовый), ахроматические (белый, черный, серый).

3 класс.

Использование фактуры и форм природных материалов при выполнении композиции в технике монотипия, трафарет: «Букет», «Натюрморт»;

. Ритмическое чередование форм в декоративной композиции, составление фигурок и композиций: « Цветы и бабочки» (аппликация), «Снежинки» (вытинанка)

Декоративное обобщение формы: из засушенных трав, листьев и цветов: «Лесные жители», «В мире животных», «Подводное царство», «Осенний букет».

Единство формы предмета и украшения: «Узор для коврика», «Орнамент для платка»

Приемы выполнения рельефных композиций: «Букет», «»Зимний пейзаж», «Разноцветная полянка»;

Конструирование объемных игрушек на основе трансформации простых по форме заготовок: «Ежонок», «Дед мороз», «Гармонист»…

4 класс.

Выполнение эскизов декора предметов разной формы и назначения: «Ивенецкие узоры», «Оговские сундуки» (куфры), «Слуцкие пояса», «Белорусские ковры» (маляванки) и покрывала (посцілкі), «Жостовские подносы», »Хохломская роспись».

Виды аппликации (предметная, сюжетная, декоративная). Выполнение декоративных композиций в технике «аппликация»: 2волшебный цветок», «Чудо дерево», «Лисичка сестричка»

Выполнение композиции в технике «монотипия», «трафарет» «Поздравительная открытка», «Панно для интерьера».

Значение уроков ДПИ:

Обучающие: дают представление о ДПИ искусству и многообразии по форме и широте назначения, знакомятся с основными народными промыслами, раскрывают основные законы принципов (единство формы декоративного назначения), дают предположение о преобразующих назначении искусства. Знакомят детей с разнообразными материалами ДПИ, дают основы в стилизации декоративных фор, дают методику ведения работы.

Развивающие: развивают умения стилизовать и составлять орнамент, композиции, развивают чувство стиля, ритма, цвета, гармонии, пропорции, единства формы. Развивают творческую активность, развивают навыки работы различными материалами и техниками.

Воспитывающие: воспитывают уважение и интерес к народному искусству, эстетическое отношение к произведениям ДПИ, творческое отношение к деятельности ; культуру художественного труда и аккуратность.

Практические занятия необходимо строить по принципу от простого к сложному от выполнения отдельных технологий к выполнению творческих работ.

24.03.2025 11:53


Рекомендуем курсы ПК и ПП