СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Технология профессионально-творческого саморазвития формирует необходимые профессиональные компетенции:
- способность к постановке проблемы;
- оригинальность мышления;
- гибкость и антикомформизм мышления;
- способность генерирования идей;
- способность к оценочным действиям и выбору;
- нестереотипное применение идей в новых ситуациях и т.д.
Особенность построения технологии обучения профессионально-творческого саморазвития состоит из нескольких этапов. Диагностика и стимуляция мотивационной установки выявляет уровень готовности студентов и степень выраженности качеств и способностей, необходимых для профессионально-творческого саморазвития. Поиск одаренных студентов в процессе их обучения начинается с входного тестирования, что позволяет выявить наиболее одаренных студентов для дальнейшего развития их способностей более быстрыми темпами. Для поддержания и стимулирования процесса профессионально-творческого саморазвития на занятиях используется профессионально значимый материал и специально организованные формы работы, увеличиваются творческие задания и упражнения, особенно рефлексивные. Для включения в организацию и составление собственного профессионально-творческого развития используются следующие методы:
- организация учебно-познавательной деятельности проблемного обучения;
- оценка качественных результатов на практических занятиях;
- учет индивидуальных особенностей каждого студента, как личности уже сложившейся и находящейся в развитии.
Повышение активности студентов в организации собственного процесса профессионально- творческого саморазвития определяется синергетической образовательной среды в группе и на потоке курса, где они обучаются. Учебный процесс предполагает обеспечение: научности, проблемности, доступности и наглядности обучения, а также обеспечение активности и сознательности студентов. При этом научность обучения означает, глубину и корректность изложения содержания учебного материала. При использовании интерактивных средств научность обучения реализуется на качественно новом, более высоком уровне с помощью элементов моделирования, благодаря возможности более глубокого и всестороннего изучения объектов, процессов и явлений. Доступность обучения подразумевает, что обучение студентов не должно быть ни слишком легким, ни слишком тяжелым, недопустима чрезмерная усложненность и перегруженность учебного материала. Поддержание мотивации на необходимом уровне активности зависит, в первую очередь, от доступности, понятности информации, посильности заданий и результатов усвоения. В условиях проблемного обучения необходимо разработать проблемную ситуацию, которая вызывает повышенный интерес к явлению, осознанную потребность в применения знаний и умений для ее решения. В процессе проблемного обучения используются различные дидактические приемы: создание ситуации выбора принятия решения; сравнение, сопоставление фактов, явлений; экскурсы в историю открытий; изобретение, новый взгляд на привычные явления, сопоставление двух и более подходов. Основной задачей при обеспечении проблемности обучения является отбор наиболее значимых проблем для изучения на академических занятиях и в самостоятельной работе студентов. На лекциях дается только постановка задачи, а поиск путей и способов решения ведется самостоятельно на практических занятиях. Процесс выполняется по следующим шагам: постановка проблемы, совместное решение (с помощью различных методик – логических выводов, мозгового штурма и т.п.); получение и анализ результатов; распространение опыта решения данной проблемы на другие проблемные ситуации, то есть формирование аналитико-синтетического подхода к решению похожих проблем. В результате интегративного подхода использование информации переходит с репродуктивного уровня на продуктивный, при работе с одаренными – на эвристический или творческий уровень.
© 2021, Тарасов Сергей Петрович 181