© 2023, Крайтор Диана Валерьевна 378
СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Групповая работа на уроках русского языка как средство формирования коммуникативных УУД младших школьников
Крайтор Д.В., Сюзева И.В. Краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Красноярский педагогический колледж №1 им. М. Горького»
В повседневной жизни ученики большую часть времени проводят в малых группах: в школе, дома, в семье, с друзьями. При поступлении ребенка в школу у него возникает необходимость осуществлять совместную деятельность, общаться с учениками и учителем не только по интересам, но и по учебным поводам, принимать самостоятельные и совместные решения, идти на компромисс. Если у ребенка низок уровень коммуникативных умений, то это часто приводит к снижению качества знаний и уровня воспитанности учащегося. В настоящее время многие учащиеся младших классов испытывают трудности в общении. Выражается это в том, что учащиеся не умеют договариваться, слушать учителя или сверстника, работать над общим заданием, контролировать действия друг друга, выражать свое мнение, обосновывать свои ответы, аргументировать свою позицию. Как отмечает И. Б. Барахоева, от уровня сформированности коммуникативных УУД во многом зависит успеваемость учащихся, так как коммуникативные УУД определяют успешность приема, переработки и передачи информации, необходимой для успешного выполнения учебной работы [1, c. 435]. Формирование коммуникативных УУД младшего школьника является актуальной социальной проблемой, решение которой имеет важное значение как для каждого конкретного человека, так и для общества в целом. [2, 137 с.] По определению Е. Н. Щурковой, групповая деятельность – это «организованное взаимодействие двух или более индивидов как совокупного субъекта с миром, объединенных единой целью и совместными усилиями по ее достижению» [5, c. 134]. Целью групповой работы является создание условий для включения каждого ученика в процесс усвоения учебного материала. Работа в группе помогает ребёнку осмыслить учебные действия. Работая совместно, учащиеся распределяют роли, определяют функции каждого члена группы, планируют деятельность. Кроме того, работа в группе позволяет дать каждому ребенку эмоциональную и содержательную поддержку, без которой многие вообще не могут включиться в общую работу класса. При правильной организации групповой работы учащиеся научатся общаться, отстаивать свою точку зрения и принимать мнение другого. Но, как мы знаем, правильная организация групповой работы, не сможет обойтись без учителя, так как он является примером для подражания, который способен проектировать образовательную среду ребенка. Организация групповой работы требует от учителя особых умений, затрат усилий. При непродуманном комплектовании групп некоторые ученики могут пользоваться результатами труда более сильных одноклассников. В процессе этой работы, возможно, будут встречаться ссоры и конфликты, следовательно, педагог должен вовремя гасить конфликты, контролировать психологическую ситуацию взаимодействия, одновременно обучая учащихся способам разрешения проблемных или спорных ситуаций без ссор и конфликтов. Готовясь к уроку, учитель должен составить список возможных ролей, необходимых для выполнения определенного задания. Полезно выписать их на карточку и познакомить с ними учеников, попросив их самим определиться с ролями. Работа в группах требует нетрадиционной организации рабочих мест. Для групповой работы парты надо ставить так, чтобы каждый ребёнок видел своих собеседников, не сидел спиной к доске, мог легко дотянуться до общего листа бумаги, на котором фиксируется итог работы группы, был в пределах досягаемости всех участников [4] Для того, чтобы организация работы в группе была эффективной, обучающихся нужно познакомить с правилами взаимодействия. Также одним из важных моментов в организации групповой работы является разделение класса на группы. Это может быть разделение по желанию, случайным образом, по определенному признаку, по выбору лидера. Формирование коммуникативных УУД в групповой деятельности может проходить на любом уроке, в том числе и на уроке русского языка. В начальной школе предмет «Русский язык» занимает ведущее место, так как успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения школьника по другим учебным предметам, а также обеспечивают успешность его пребывания в детском обществе. Формирование коммуникативных умений является неотъемлемой частью языкового образования в начальной школе. А все потому, что языковая компетенция предполагает знание самого языка, его устройства и функционирования, языковых, орфографических и пунктуационных норм. Именно языковая и коммуникативная компетенции в групповой работе способствуют формированию умений и навыков речевого общения. На уроках русского языка применение коммуникативной компетенции создаёт условия для развития интеллектуальной, нравственной личности, творчески одарённой, способной к общению в любом культурном пространстве. В учебниках по русскому языку предусмотрены такие специальные задания в группах, которые обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать и понимать партнера, взаимно контролировать действия друг друга, планировать и согласовано выполнять совместную деятельность, уметь высказывать свою точку зрения, распределять роли и уметь договариваться. Но как показывает практика, не все дети владеют коммуникативными компетенциями. Пронаблюдав, как ребята работают в группах, мы пришли к такому выводу, что учащиеся начальной школы не умеют коммуницировать в группах, распределять роли, договариваться друг с другом. Поэтому мы разработали ряд заданий по русскому языку, способствующих формированию коммуникативных УУД в групповой работе: 1.Выполните задание в группах. Вставьте пропущенные буквы. Поставьте вопросы к глаголам. Обсудите, какие глаголы вы отнесете к первому столбику – настоящее время, ко второму – прошедшее время и к третьему – будущее время. 1. З.мой нерпа все время из в.ды выглядывает. Высунется из лунки, п.смотрит по ст.р.нам и опять в море нырнет. 2. Прил.тели гр.чи. Зажурч.ли руч.и. Зацв.ли по.снежники. Пришла в.сна. 3. Ч.йный лист собирают с в.сны до ос.ни. Срывают только готовые л.сточки и сразу перерабатывают. Иначе л.сточки загрубеют и пот.ряют свою ценность. 2.Составьте в группах кроссворд на тему «синонимы и антонимы». 3.Обсудите в группах, какие слова вы распределите в первый столбик - во множественном числе, а какие во второй – и в единственном, и во множественном числе. Прятки, брюки, липы, перила, ножницы, черепахи, иглы, шахматы, лошади, ноги, сумерки, чернила, перья, танцы. Таким образом, применение групповой работы в учебном процессе пробуждает у учащихся интерес к учебно-познавательной деятельности. Такой процесс дает возможность младшим школьникам достичь поставленных целей и задач, воспитать уважительное отношение друг к другу, организовать самостоятельную работу. В результате этого у ребёнка появляется не только мотивация к учёбе, но и к общению, взаимодействию с одноклассниками, к достижению успехов в совместной работе. Поэтому групповая работа, несомненно, является одним из главных условий формирования коммуникативных универсальных учебных действий.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК. 1. Барахоева, И.Б. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников в процессе познавательной деятельности с применением регионального учебно-методического комплекта / И.Б. Барахоева // Журнал Фундаментальные исследования. – 2014. – № 8 (часть 2) – 435 с. 2. Эльсиева, М.С., Магомеддибирова, З.А. К вопросу о формировании у младших школьников коммуникативных универсальных учебных действий / М.С. Эльсиева, З.А. Магомеддибирова // Мир науки, культуры, образования. – 2016. - № 6 (61). – 137 с. 3. Новиков, А.М. Педагогика: словарь системы основных понятий /А.М. Новиков. – М.: Издательский центр ИЭТ, 2013. – 268 с. 4. Захарова, И.Н. Групповая работа как форма организации деятельности младших школьников [Электронный ресурс] / И.Н. Захарова // Портал: Фестиваль педагогических идей: «Открытый урок». – 2016. 5. Краткий справочник по педагогической технологии / под ред. Н.Е. Щурковой. - М.: Новая школа, 1997. – 134 с.
© 2023, Крайтор Диана Валерьевна 378