СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Суджа была знаменита своей гончарной посудой, какая распространялась в радиусе 200 верст, об этом сообщает в своих письмах в Суджанский краеведческий музей А.А. Шустов (член Географического общества СССР) Её возили на продажу и сами гончары, и перекупщики по ярмаркам и базарам как ближайших, так и далеких от Суджи мест. Большинство посуды выпускалось массово для широкой продажи населению. Основу изготовления производства гончарной посуды была заложена мастерами ремесленного гончарного цеха в 17 веке. Все формы гончарной посуды в то время, соответствовали признанными среди гончаров стандартами. Это позволяло гончарам поддерживать высокий уровень изготовления бытовых гончарных изделий. Образцов Суджанской гончарной посуды 17 или 18 веков сохранилось немного, и этот период изучался мной по фрагментам гончарной посуды. Посуда этого времени, чаще всего делалась очень изящно с тонкостью и легкостью сосудов, правильностью гончарных форм. Орнамент на сосудах, это роспись ангобами, оттиск изображений штампами, что гармонировало с формами гончарной посуды. Во второй половине 19 появляется большое количество гончарной посуды низкого качества, что говорит об упадке профессионализма в гончарной работе у многих гончаров. В то же время мастера стали делать посуду, поливную декорированную глазурью, это привело к тому, что посуда стала более тяжелая, так как глазурь могла при обжиге продавливать тонкие стенки сосудов. Но зато такая посуда стала более крепкой и долговечной, что определило её популярность среди населения. Гончары умели смешивать разные сорта глин, что давало возможность выпускать достаточно качественную гончарную посуду. Цеховые мастера продолжали сохранять в своих работах очень пропорционально выполненные работы, достаточно высокого качества. Сельские мастера к этому времени, тоже накопили опыт в изготовлении гончарной посуды и составляли уже конкуренцию цеховому производству. Значение цехов, к этому времени, как организаций
падало по той причине, что они не поддерживались властями и потеряли былые льготы. Мастера сл. Гончаровки заложили основу всей Суджанской керамики и привнесли особые стилистические особенности, какие стали характерны для всей Суджанской керамики, всех её центров. В то же время район бытования этих изделий все время расширялся, особенно в начале ХХ века в связи с распространением сбыта гончарной посуды и других керамических изделий. В слободе Гончарная Гора к середине Х/Х века сложилось разделение мастеров занятых разными видами гончарных работ, были те, кто привозил гончарную глину и песок гончарам, кто перепродавал гончарные изделия. В данном случае нас интересуют мастера горшечники, которые делали гончарную посуду кухонного назначения. Объем кухонных гончарных изделий занимал ведущее место в работе
каждого гончара. Поэтому кухонная гончарная посуда в наборе Суджанской посуды занимала центральное место. До 60-70 годов ХХ века кухонная гончарная посуда пользовалась спросом и только с проведением газового отопления у населения практически полностью исчезла русская печь и надобность в кухонной посуде, особенно больших размеров.
В данной работе мне хотелось представить, те кухонные изделия гончарной посуды, которые были важными в бытовом назначении и показывали культурно-духовные ценности национальных традиций жителей нашей местности – русских и украинцев. Суджанские гончары были очень консервативны в работе, техника изготовления гончарных работ была примитивна. Но, не смотря на это мастера, делали качественную посуду, что достигалось умением смешивать разные сорта гончарных глин. Это и поражало всех исследователей, в том числе и Ивана Зарецкого, знаменитого в Российской империи исследователя украинского гончарства. Он первый в конце Х/Х века исследовал залежи гончарных глин в Суджанском уезде и установил, что глин в этих местах достаточно, для дальнейшего развития керамического производства. Таким образом, к концу Х/Х началу ХХ века промысел хотя и переживал кризис, но имел все возможности для его преодоления и дальнейшего развития.
Основной набор Суджанской гончарной посуды состоял из 60 наименований и 70 видов этих изделий. Все изделия разделялись у гончаров на 4 сорта. Это 1-й сорт – пидворотень, 2-й сорт – пидворотьня, 3-й сорт горща, 4-й сорт – мазнечка. Горшечники Суджанские, как в слободе Гончарной, так и в с. Горнали и городе Мирополье, изготавливали, большое количество гончарных изделий, среди которых кухонная посуда занимала важное место.
В набор кухонной гончарной посуды входили следующие наименования изделий:
1) Глечик под молоко. В нашей местности это изделие, имело название кувшины. Их назначение хранить и кипятить молоко в печке. Размер их был очень традиционен в основном 2,5 литра или 3 литра. Форма также была традиционна, что диктовалось применением изделия для использования в русской печке. В гончарной культурной традиции, это изделие занимало важнейшее место. Мастера, сохранявшие традиции, а в 30-40 годах ХХ века в Судже таких было еще много, делали на кувшинах под молоко - «хрестик» на горлышке сосуда. Это был обычай, связанный с тем, что сосуд этот имел особую защиту от ведьм, которые похищали молоко у коров. Крестик служил символом защиты молока, от порчи. Поэтому, знающие хозяйки покупали такие сосуды на базарах, особенно не торгуясь. Другим элементом гончарной магии был пуп в центре дна кувшина. Он в технологии гончарного производства играл роль укрепления дна сосуда на предмет появления у этого вида изделий технологического брака. В то же время значение этого элемента в кувшине было также и магическое. Считалось, что «пуп» мог способствовать росту сметаны в кувшине и образованию особых вкусовых качеств. В моей коллекции находится глечик мастера Алексенко Петра Николаевича в слободе Гончаровке в 30 годы ХХ века.
2) Горшки для приготовления пищи. Форма горшка, прежде всего, должна была выполнять свое прямое назначение, способствовать быстрому и вкусному приготовлению пищи. Поэтому горшок, был самым важным гончарным изделием, которое делали гончары всех стран и народов мира. Размер горшков мог быть от 0,5 до 15 литров. Суджанские гончары делали горшки разных видов и размеров. Название этих горшков типичны для украинской метрологии, поэтому отдельно хотелось бы рассмотреть формы и орнаменты, распространённые на кухонных горшках. Украшались горшки разными способами декорирования: ангобная роспись, оттиск с помощью штампиков, процарапывание гончарным ножом горизонтальных полос и волнистых линий. Ангобные росписи на Суджанских горшках очень разнообразны. Среди них изображения более традиционные линейные и волнистые полосы, особенно около горлышка горшка, но были и среди них изображения зооморфные: голов коней, птиц, рыб, вертикальные полосы, треугольники, круги, точки, кресты. Эти орнаменты бытовали у суджанских мастеров на протяжении 17-19 столетий и только затем стали уступать место менее декорированным изделиям. В 17-18 столетии, а затем позже на задымленных и лощеных горшках наносились узоры и орнаменты с помощью штампов. Орнаменты изображали в основном колосья, стилизованные изображения листьев, кресты, треугольники, ломаные линии, квадраты и другие. Глазурью горшки стали покрываться только с середины Х/Х века, и то только внутри, так как назначение имели, как правило, чисто кухонное. Конечно, горшок в жизни народа имел очень разнообразные значения, поэтому он имел множество функциональных особенностей. Суджанские гончары делали горшки из разных гончарных глин. Если горшок был выполнен из гончарной глины, купленной у монахов Горнальского монастыря, то такие горшки назывались «святыми горщиками» и продавались гончарами дороже. Важным было то, что пища в таком горшке была вкуснее, и это не могло не замечаться простым народом. До сих пор секрет изготовления таких горшков передается устно только среди членов гончарного цеха. Изготовлялись такие горшки не каждый день, а только под большие Православные праздники. Например, к празднику Рождества Христова хорошая хозяйка покупала два новых горшка. В одном в красном углу под иконами, ставилась «кутя», а в другом взвар (узвар) специальный компот из яблок, груш. Самое главное, что в этих горшках, эти блюда должны были быть приготовлены. Обязательно в глиняной миске с зерном – пшеницей ставили ароматные свечи, которые зажигали в Святой вечер перед праздником.
Горшки лечебные, по форме были, как и обычные горшки, но составляли пару один большой горшок с толстыми стенками, а другой небольшой, но такой, чтобы его дно входило в горлышко большого горшка, в его дне делалось отверстие. Служил и эти горшки для приготовления лечебных мазей.
3) Рынки для тушения картофеля или мяса. По форме они относятся к роду мисок, но они имеют покрышек, как необходимую часть рынки, а также рожок для слива жира, удаления лишней влаги. Суджанские гончары делали их двух видов:
1. «Простая рынка», имела форму очень глубокой миски или небольшой макитерки, но имела покрышек. Размер рынок от 2 до 6 литров. Орнаментами они украшались очень скромно 3-4 полоски ниже венчика. Имели обычно сливной рожок для сливания жира, удаления влаги.
2. Рынка с двумя ручками имела такую же форму, как и простая рынка, обязательно имела покрышек. Могла быть, украшена, более сложным орнаментом. Размер такой рынки, мог быть и более объемным до 8 литров. Нужно отметить, что рынка в наборе Суджанских гончаров была отдельным от миски видом изделий, в перечне укладки в печь гончарных изделий писалась отдельно от мисок.
4) Макитры для заквашивания теста. Форма макитры одна из древнейших и изготовлялась еще до появления гончарного круга. Размер этих изделий от 5-6 литров до 40. Назначение макитр достаточно универсальное, но главное для заквашивания теста перед выпечкой изделий в печи. Другие назначения связаны с хранением сыпучих продуктов, и других хозяйственных нужд. Название их, как же связано с маком, какой часто в них хранили. Название «Макотра», какое бытовало среди жителей Гончаровки в употреблении в Белоруссии и прилегающей к ней областей Украины и России. Украшались макитры орнаментами линейными 3-5 полос около венчика, а также насечки ниже этих полос, волнистые и горизонтальные полосы по центру бока макитры. Большие по размеру макитры обязательно имели по бокам две ручки, плотно влепленные, ниже венчика. Небольшие макитры на 5-6 литров, как правило, ручек не имели. При креплении ручки мастер делал вмятину в виде метки, большим пальцем или одно или два или три. В этом приеме было и значение метки мастера своего семейства, возможно и также и магическое значение. Суджанские гончары изготовляли несколько видов макитр, в основном, которые различались по размеру и назначению.
1. Небольшая по размеру макитра на 5 – 6 литров, делалась без ручек, глазурью покрывалась только внутри. Использовалась для заквашивания теста, а также для хранения выпеченного хлеба или пирогов. Орнамент 3-4 полосы около венчика.
2. Обычная макитра самая ходовая в использовании хозяйками от 8 до 15 литров. Имела обязательно две ручки по бокам макитры линейные и волнистые орнаменты. Глазурью покрывалась только внутри.
3. Были макитры, которые делались несколько иной формы, их бока в верхней части были больше наклонены внутрь макитры, венчик более широкий. Размер их был разный от 6 до 15 литров.
4. Самые большие макитры от 15 до 40 литров использовались, чаще всего, как тарные. Поэтому глазурью могли и не покрываться. Но чаще всего богато украшались как полосами линейного и волнистого орнамента, так и другими. Причем, чем старее по времени изготовления изделие, тем богаче оно украшено орнаментом.
5. Большая макитра. Размер от 25 до 40 литров. Чаще всего использовалась для хранения продуктов, поэтому глазурью внутри могла не покрываться. Богато украшалась узорами и орнаментами. Обязательно имела две широкие хорошо влепленные ручки.
5) Сковородки. Формы сковородок напоминала современные, но у них была круглая ручка, приделанная к невысокой стенке сковородки. А также на дне имелись не большие ножки. Их было 4 по дну сковородки ближе к краю. Глазурью покрывались только внутри, глину мастера использовали для их изготовления особого огнеупорного состава. Поэтому не все гончары их изготавливали. Обязательно имели покрышки, какие покрывались не с наружной, а с внутренней стороны. Размер разный, чаще всего определялся заказчиком.
6) Тазки для выпечки куличей. Формы для выпечки куличей относятся к ритуальной христианской посуде, кухонного назначения. У Суджанских гончаров, это изделие называлось тазок, для выпечки «Пасок» пасхальных хлебов – куличей. Использовались эти изделия только один раз в году, когда
хозяйки выпекали куличи к Светлому Воскресению. Формы стенок у них прямые как у банок, от дна имеющие небольшой наклон. В стенках на некоторых видах есть неглубокие вертикальные вдавленные полосы, идущие вокруг всего сосуда. Глазурью покрывались только внутри изделия. Размеры от 0,5 до 15 литров. Изделие было очень популярно среди жителей Суджанского уезда, у хорошей хозяйки всегда было 8-12 таких изделий разного размера. Поэтому известно несколько видов этого изделия:
1. Простой тазок. Стенки прямые венчик тоже, ниже венчика линейный орнамент, как обычно 3-4 полосы. Размер от 1 до 4 литров. Покрыт, обычной свинцовой поливой. Делали такой вид тазка, для массовой продажи.
2. Детский тазок, делался для выпечки пасок для детей. Размер от 0,3 до 1 литра. Такой вид изделий, чаще всего делался на заказ. Мог иметь ручку и рифленые стенки или венчик.
3. Тазок с рифлеными стенками делался от 1 до 8 литров. Мог иметь ручку в виде ушка на стенке, чтобы в печи было удобнее его поворачивать и вытаскивать. Делался, как правило, для продажи.
4. Тазок с рифленым венчиком делался от 1 до 8 литров. Мог иметь ручку. Делался для продажи. Орнамент около венчика 3-4 полосы.
5. Тазок с рифленой стенкой начиная от дна сосуда и до его середины. Мог иметь ручку и делался небольшим от 1 до 3 литров. Мог около венчика иметь линейный орнамент. Делался на заказ.
6. Прямой тазок, делался с широкой ручкой, и простым не рифленым венчиком. Размер от 5 до 15 литров. Орнамент линейный 4-5 полос около венчика. Делался специально на заказ, был у хозяек предметом особой гордости, так как только обеспеченные хозяева могли иметь и выпекать, такого размера куличи.
На изготовлении этих изделий, мастерами слободы Гончарной, хотелось остановиться, более подробно, в силу того, что это изделие в изготовлении изделий было особенно популярным, как в среде самих гончаров, так и среди жителей Суджанского уезда. Выпечка куличей к важнейшему христианскому празднику Воскресения Христова (Пасхи) была связана со многими народными и христианскими обычаями, какие очень глубоко и долго держались в среде гончаров. Изготовление это вида изделий начинали обычно с началом великого поста, размер изделий был разный. В моей коллекции хранится тазок изготовленный Харченко Денисом ещё в конце Х/Х века, он по объему более 15 литров. Каждая хозяйка в Гончарной слободе должна была уметь выпекать кулич к празднику. А гончар в ходе своего обучения должен был уметь его изготовить. Поэтому, на освящение куличей, ходили только мужчины, главы своих семейств и обычно, на деревянных или глиняных блюдах, накрытых вышитыми рушниками с определенной христианской символикой – винограда, крестов, подсвечников, цветов и других. Гончары стремились первыми прийти в храм на службу, чтобы занять места более близкие к дверям храма. У каждой хозяйки был свой рецепт приготовления теста и свои только ей известные способы выпечки куличей в печи, поэтому после праздника в слободе всегда было много разговоров о том, у кого кулич получился вкуснее, какие из тазков, были более искуснее выполнены. Но все сходились на том, что чудесным образом, после совершения службы в храме, все куличи приобретали особый дух, который сохранялся не только на тех изделиях, что побывали в храме, но и на тех, что не смогли попасть на освящение. Рассказы об этих чудесных явлениях, мне не один раз приходилось слышать от разных информаторов, да и самому приходилось наблюдать, это явление. После того, как мастера побывали на службе, они спешили быстрее прийти домой, чтобы вся семья могла «разговляться» принесенной освященной пищей. Эта трапеза была одна из самых почитаемых в семьях гончаров. Некто не мог спать в эту ночь, домашние обычно ждали прихода главы семейства, чтобы в радости провести весь день, побывать на кладбище, почтить своих предков в этот великий христианский праздник.
7) Жаровни – «Утятницы», «Гусятницы», «Поросятницы»
Форма этого вида изделий присуща только мастерам слободы Гончаровки, он делали жаровни для тушения целых уток, гусей и молодых поросят. Жаровни - делались на гончарном круге в виде банок для солений и варенья, но только с узким горлом. Затем мастер разрезал, это изделие вдоль на две части. Одна из них была больше, её мастер сплющивал, так чтобы дно стало широким, а затем приделывал к дну ручку в виде ушка.
Это и была жаровня, другую часть разрезанного изделия мастер делал в виде крышки. К крышке, также приделывалась ручка в виде ушка. Узкое горлышко служило для слива жира. Жаровни делались трех видов: «Утятницы» размер от 3-4 литра, «Гусятница» - 5-8 литров, «Поросятница» - 10-20 литров. В Суджанском гончарном цехе был обычай во время экзамена на звание мастера, подмастерье должен был изготовить жаровню и для мастеров подать на праздничный стол запеченного гуся или молодого поросенка. А когда ученик поступал в цех, то приносил к праздничному столу, мастерам утку или молодого гусенка, но на столе его подавали обязательно в утятнице или гусятнице. Глазурью покрывались жаровни только внутри изделия. Эти изделия делались только по заказу обычно, для богатых жителей Суджи и сельских жителей.
8) Булочница – это особое изделие для выпечки булок и пряников. Они, как правило, изготавливалось на гончарном круге в виде сковородки, с невысокими рифлеными стенками. Диаметр их мог быть разный. Внутри были покрыты глазурью. В них выпекали булки. В Судже в 17-19 столетии был ремесленный цех - калашницкий, в котором состояли хлебники и булочники. Поэтому гончары всегда имели заказы по подобные изделия. Булочники, изготавливали и куличи, которые в Судже, называли «пасками». Суджанский исследователь народной культуры А. Дмитрюков, так описывает в журнале «Вестник императорского географического общества» 1854 года работу местных булочников: «Пасхи делаются сдобными с разными узорчатыми украшениями, как кладут в тесто, так и примазывают их, желтым имбирем и шафраном. Только принадлежащие к калашницкому цеху могли заниматься печением белого хлеба для продажи, прочие пекли его только для домашнего употребления. Лакомства хлебные, большие медовые пряники, мелкие, резаные в виде сухариков и разных фигурок, делаются отчасти природными жителями, а отчасти приезжими». В гончарном цехе женщины также делали хлебные изделия, для своей семьи и для нужд цеха. Так для пряников делали глиняные, и деревянные штампики, с изображением разных символов, в том числе и для цеховых праздников.
9) Покрышки, для накрывания различных изделий, горшков, рынок и других. Форма покрышек напоминает миску, только с очень небольшой ножкой, какая использовалась, как ручка. Изготовлялись покрышки под размер разных изделий. Были они двух видов те, что накрывали посуду во время её готовки в печи. И те, что плотно вставлялись в изделие, делались такие покрышки сразу под данное изделие. Суджанские гончары начинали учить учеников на гончарном круге с обучения изготавливать покрышки на горшки и другие изделия. Этот обычай начинать обучение ученика гончара с изготовления покрышка, держался долго до 60 годов ХХ века, и надеюсь, будет сохраняться, как обычай и в будущем.
Суджанские гончары в своем изготовлении гончарной посуды очень точно, знали технологические секреты изготовления изделий кухонного назначения. В первую очередь это умение смешивать разные сорта гончарных глин, какие добывали в разных местах Суджанского уезда. Технология эта заключалась в том, что глина для кухонных изделий, должна иметь особую стойкость жаропрочность. Это достигалось смешиванием разных по составу глин с песком, это помогало глазури сплавляться со стенками сосуда с большой прочностью. Вместе с тем, в таких сосудах глина и глазурь имела поры, через которые сосуд мог «дышать», этот эффект делал возможность перед приготовлением пищи делать особые «прожары посуды разными специями», чтобы пища в сосудах имела особый аромат. Этой цели служили и особые ритуалы при изготовлении посуды, которые до сих пор остаются закрытыми для посторонних. Во многом, эти секреты цеха и определяют, его внутреннее развитие, как цеховой организации керамического производства. Кухонная посуда, как одно из древнейших изобретений человечества, несла также и огромное значение духовного плана, где пласт магического отношения к миру, соединялся с тем, как технологические секреты, составляли особый мир культуры питания человека.
© 2018, Кипоть Сергей Петрович 968