СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Автор УМК
Тема урока: Мировой океан и его части
Тип урока: Изучение и первичное закрепление
Форма проведения урока: Путешествие
Основные понятия : океан, море, залив, пролив, течения.
Ресурсы: мультимедийное оборудование, атлас, контурная карта.
Учитель: Афанасов А. А.
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формируемые УУД |
|||
|
|
познавательные |
регулятивные |
коммуникативные |
личностные |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Организационный момент. С добрым утром ребята. Скажите, ребята всели ли вы любите путешествовать? Так вот сегодня мы отправимся с вами в очень далёкое заочное кругосветное путешествие.
|
Приветствуют учителя, Отвечают на вопросы Настраиваются на урок, психологически готовятся к общению.
|
Понимать смысл информации.
|
Принимать и сохранять учебную задачу;
|
Создание благоприятного для обучения климата.
|
Установка на здоровый образ жизни;
|
I. Этап «Актуализация знаний и умений» |
|||||
1. Организует деятельность по проверке домашнего задания: - подводит итог опроса Ребята, когда вы отправляетесь в поездку, поход, путешествие, что вы берёте с собой? ( Багаж) Так и нам понадобится сегодня необычный багаж, который нельзя взять в руки, пощупать, поместить в багажник. Что же это за багаж? ( Это багаж или совокупность всех наших знаний ). Вспомните, какие оболочки мы изучали на прошлом уроке? ( литосфера, атмосфера, гидросфера, биосфера) Дайте определение каждой из этих оболочек О какой оболочке идёт речь? (описание оболочек на слайде) Вы меня порадовали, и мы можем смело отправиться в наше путешествие. |
Слушают учителя Ответы учеников Учащиеся: слушают ответы одноклассников. Обсуждают ответы одноклассников. В случае необходимости исправляют ошибки в ответах. Слушают заключение учителя |
Формирование целостной картины мира Понимать смысл информации. |
Принимать и сохранять учебную задачу; Уметь слушать в соответствии с целевой установкой. Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания. Осуществлять само- и взаимоконтроль Адекватно воспринимать оценку учителя |
Строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми. Понимать и воспринимать на слух замечания учителя. Вызванные учащиеся: адекватно использовать устную и письменную речь |
Формирование мотивационной основы учебной деятельности |
II. Этап «Изучение нового материала» |
|||||
1. Предлагает обучающимся сформулировать цели и задачи урока Давайте, определим тему нашего урока. Для этого закройте все глазки и послушайте мелодию.( звуки шума моря и крик чаек).(слайд 1 Открываем глазки, итак что же вы представили под эту музыку? (Море, океан) Озвучивает тему урока Итак, тема нашего урока « Мировой океан и его части». И в путешествие мы отправимся по Мировому океану.(слайд2) -Дети, а как вы думаете На нашей планете «Земля» больше суши или воды? ( воды) Обратите внимание на диаграмму(слайд3 ¾ планеты-это вода361 млн. км.2 Ребята мы можем исходя из этого поспорить по поводу названия нашей планеты выдвинуть свою гипотезу названия.(да). Как вы думаете, какие части Мирового океана мы посетим? Посмотрите на карту океанов это наш помощник! (моря, заливы, проливы).А чтобы понять с чего начнётся путешествие отгадайте загадку. В сто морей тот великан, Он зовётся……. (океан)( слайд 4) Ребята, слово “океан” означает “великая река, обтекающая всю Землю”, известно людям с древности. Древнегреческие ученые-географы считали, что Землю опоясывает быстрый могучий поток – Океан. У него нет ни начала, ни конца. В древнегреческих легендах об океане говорится, что он был сыном бога Урана (бога неба) и Геи (богини земли) и являлся одним из творцов мира. По своему могуществу он уступал только Зевсу. Океан женился на своей сестре Тефии, которая произвела на свет три тысячи рек и столько же океанид (морских нимф). Так Океан стал отцом всех морей, рек и источников. Современное понятие “Океан – водное пространство земного шара вне суши” дает Энциклопедический словарь географических терминов под ред. С.В.Калесника. Сколько океанов на планете? (пять) -Ребята повернитесь друг к другу, создайте группы по (4-5 человек, 5 групп).Каждая группа получает задание по изучению одного из океанов по плану., результаты занести в таблицу.(слайд5) Учитель задает вопрос – почему на картах все океаны имеют разные оттенки синего цвета, с чем это связано? Учащиеся находят в легенде карты шкалу глубин, где каждому оттенку соответствует определенная глубина океана. Учитель поясняет, что для нанесения различных глубин океана используется способ послойной окраски Итак, ребята, сколько всего океанов-5, Какой самый большой, самый маленький, самый тёплый, холодный? Ребята, а что такое «Реки без берегов», затрудняетесь, тогда обратитесь к тексту учебника стр. 110 и прочтите отрывок из произведения» Дети капитана Гранта». ( Это течения) Привести примеры, показать на карте. А теперь откройте контурные карты и подпишите названия океанов. А мы продолжаем путешествие, а что бы понять куда мы поплывём дальше отгадайте следующую загадку Шириною широко, Глубиною глубоко ,День и ночь о берег бьётся Из него вода не пьётся, Потому что не вкусна- И горька и солона(Море)( слайд5) Ребята, объясните что значит,День и ночь о берег бьётся( Волны) А что является причиной волн? (ветер). А почему вода не пьётся? (солёная) Это одно из свойств морской воды подробнее узнаете об этом в 7 кл. Найдите в атласе любые моря и попытайтесь самостоятельно дать определение понятию море. А кто знает какое море самое большое, глубокое? (Б-Саргасово-7 тыс км., глубокое - Филлипинское более 10 тыс.м) Показывает по карте Отметили это море в контурных картах. Ребята подготовили опережающее задание (сообщения о Красном и Саргасовом море) Куда же мы движемся дальше? Для этого вновь загадка. Он ведёт из моря в море Не широк - всего верста И в нём как в школьном коридоре, И шум, и звон и теснота.(пролив) (слайд6) Найдите в атласе любые проливы попытайтесь самостоятельно дать определение понятию пролив. Самый широкий пролив-Дрейка, названный в честь капитана Ф.Дрейка. Отметили его в контурной карте. Назовите пролив разделяющий Африку и Евразию (Гибралтарский),Южную Америку и о. Огненная Земля (Магелланов пролив) А наше путешествие продолжается и вновь загадка. Он у моря - как язык Он берега лизать привык, И пляж в часы он вылизал на диво (залив)(слайд7) Найдите в атласе любые заливы и попытайтесь самостоятельно дать определение понятию залив. Сравните с определением в учебнике. Самый крупный залив - Бенгальский.) отметили его на карте). А чем отличается море от залива? (Залив всегда омывает берега суши, а море не всегда). |
Слушают музыку. Целеполагание. Коллективный поиск информации в атласах Работают с информацией, представленной учителем. Формулируют собственное мнение и аргументируют его. Отгадывают загадку. Обосновывают выбор написания. Слушают Поиск информации в словаре. Получение информации из текста учебника и дополнительной (информации раздаёт учитель.) Объединяются в группы. Представитель каждой группы показывает океан на карте, рассказывает о нём. Другие ребята добавляют. По ходу рассказа составляется таблица. Работа с атласом определяют самое глубокое место в океане. Работают с текстом учебник Работа с контурной картой Отгадывают загадку Работа в группах Высказывают свои мнения сравнивают с определением в учебники и выписывают в тетрадь Работа с контурными картами Слушают делятся впечатлениями Взмахи руками, покачивания, изображение морских фигур. Слушают Высказывают свои мнения сравнивают с определением в учебники и выписывают в тетрадь Обращаются к источнику Работа на контурных. картах Работа с атласом Отгадывают загадки Отвечают на вопросы Работа с атласом Анализируют карту и определения, делают вывод Доклады детей Работа с контурными картами. Отвечают на загадки Работа с контурными картами Коллективный поиск информации в атласах Работа самостоятельная с учебником и контурными картами Отвечают на загадки Работа с атласом Отвечают на вопросы учителя |
Учиться осознанно и произвольно строить речевые высказывания. Выполнять задания под руководством учителя. Актуализировать знания о мировом океане Обобщать и интерпретировать информацию. Осуществлять классификацию географических понятий. Объяснять термины и явления, строить логические рассуждения, создавать обобщения, делать выводы. Давать определения понятиям |
Слушать в соответствии с целевой установкой; дополнять, уточнять ответы одноклассников по существу поставленного задания. Планировать учебную деятельность при выполнении заданий в рамках предложенных условий, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата. Преобразовывать практическую задачу в познавательную |
Строить понятные для собеседника речевые высказывания. Устанавливать рабочие отношения в группе, планировать общие способы работы. Осознанно использовать речевые средства, владеть устной и письменной речью, монологической контекстной речью |
Грамотно общаться с водой в своей жизни. |
III. Этап «Закрепление нового материала» |
|||||
1. Организует деятельность по выполнению Цифрового диктанта «на слух» -отвечают на вопросы письменно( да-1,нет-0). Цифровой диктант, на «на слух» -ответить на вопрос письменно( да-1,нет-0).(слайд9)
Ответы:0101 100 111
|
Воспринимают информацию. сообщаемую учителем Выполняют задания письменно в тетради ; |
Использовать знаково-символические средства для решения поставленных задач. |
Выполнять учебные действия в материализованной форме. умение спрашивать, - умение управлять и выбирать решение |
||
2. Организует работу по анализу выполненного задания - предлагает осуществить самооценку; - предлагает озвучить правильный ответ; - предлагает сравнить свой ответ с озвученным правильным ответом; - предлагает учащимся, допустившим ошибки, установить их причины |
Отвечают по вызову учителя или по желанию. Слушают ответы одноклассников. Обсуждают ответы одноклассников |
Анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков |
Принимать и сохранять учебную задачу. Уметь слушать в соответствии с целевой установкой. Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания. Осуществлять само- и взаимоконтроль |
Осознанно строить речевое высказывание, уметь слушать собеседника; адекватно использовать устную речь. Строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми |
|
IV. Этап «Домашнее задание» |
|||||
Подводит итог урока, отмечает наиболее активных учащихся, выставляет отметки по результатам работы на уроке. Организует объяснение выполнения домашнего задания: 1. § Изучить: параграф 24. Описать: ГП Балтийского моря – 1 вариант; Берингово моря – 2 вариант. Рабочая тетрадь с.43 задание 6. По желанию Составить кроссворды по теме « Мировой океан» |
Слушают учителя. Записывают домашнее задание |
Адекватно воспринимать оценку учителя |
© 2022, Афанасов Алексей Александрович 384