СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Тема урока « Морфемика. Морфемы – значимые части слова»
УМК «Русский язык. 5 класс» Шмелева А. Д., Флоренской Э. А., Габович Ф. Е., Савчук Л. О., Шмелевой Е. Я. / под ред. Шмелева А. Д.
Цель деятельности учителя |
Дать представление о морфемике, о значимых частях слова; развивать орфографическую зоркость, развивать способности к мыслительной деятельности; воспитывать умение анализировать, сопоставлять, развивать навыки критического мышления при усвоении информации. |
Тип урока |
Изучение нового материала |
Планируемые результаты |
Предметные: знать роль морфем в составе слова; уметь производить морфемный состав слова. Метапредметные: способность осознания целей учебной деятельности и умение их пояснить; умение поставить цель и организовать её достижение; рефлексивное мышление; самоанализ и самооценка. |
Методы и формы обучения |
Наблюдение; деятельностный метод; индивидуальная, групповая. |
Оборудование |
Компьютер, мультимедийный проектор, экран. |
Наглядно-демонстрационный материал |
Мультимедийный ряд: презентация по теме урока. Мультфильм о морфемах. |
Основные понятия |
Морфема, роль морфем в составе слова. |
Цели урока: 1) деятельностная: развивать орфографическую зоркость, развивать способности к мыслительной деятельности.
2) образовательная: дать представление о морфемике, о значимых частях слова;
3) воспитательная: воспитывать умение анализировать, сопоставлять, развивать навыки критического мышления при усвоении информации.
Тип урока: изучение нового материала
Оборудование: компьютер, аудиоприложение к учебнику
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
УУД |
||||
1. Мотивация к деятельности Цель: включение учащихся в деятельность на личностно – значимом уровне |
Включает учащихся в деятельность: -Ребята,начать наш урок я хотела бы со стихотворения С.Острового «Первородство». Какие особенности слов «спрятаны» в нём? К словам привыкаешь день ото дня, А они первородного смысла полны… И когда я слышу: -Извини меня!- Это значит: -Исключи меня из вины! У слова цвет своего огня. Своё пространство. Свои рубежи. И когда я слышу: -Береги меня! Это значит: -Берегами меня окружи! У слова есть корни. И есть родня. Оно не подкидыш под сирым кустом. И когда я слышу: -Защити меня!- Это значит: -Спрячь меня под своим щитом! Вслушайся. Вникни. Не позабудь. У слова свой норов. Своё нутро. И если ты в эту проникнешь суть – Слово тебе сотворит добро. |
Приветствуют учителя, демонстрируют готовность к уроку. Слушают стихотворение. |
Личностные : положительно относятся к учению, познавательной деятельности, стремятся приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся. |
||||
|
Организует работу по установлению прежних и новых знаний и применению их в новой ситуации. - Как вы поняли это стихотворение? - О какой особенности слов говорит нам поэт? - Всё на свете состоит из чего-то: лес – из деревьев, облака – из множества водяных капелек. А в этом стихотворении рассказывается, как важно понимать значение каждого слова. Демонстрирует фото картин природы (леса, облаков). - Из чего же строятся слова? Выслушивает ответы. |
Обдумывают ответы на вопросы и осознают, что имеют недостаточно знаний для полных ответов. |
Познавательные: осуществляют для решения учебных задач операции смыслового чтения, сравнения, устанавливают причинно-следственные связи. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. |
||||
3. Постановка учебной задачи Цель: обеспечение восприятия, осмысление темы урока. Выявление места и причины затруднения. Цель: помочь ребятам понять, что такое морфемика, показать значимость каждой морфемы. |
Организует дифференцированную работу по осмыслению темы урока, цели, по выявлению затруднения. - Верно, слова состоят из своего «строительного материала». Живут они в домике под названием «Язык». Задание для сильных учеников: стр. 144, упр.9 (2чел. – 1солбик, 2-2-й, 2 – 3-й.) - А мы с вами вспомним языковую систему, кто подзабыл, найдите подсказку в учебнике на стр.72 и 74. - С каким уровнем системы мы знакомы? (Фонетикой). - ПРОВЕРКА УПР. 9.-Кто быстрее выполнил задание? Что ему помогло? - Как называется второй уровень системы языка? (МОРФЕМИКА). - «Строительные блоки» для слов называются… морфемами. - Какая тема нашего урока? (Подтверждает тему урока « Морфема – значимая часть слова».) - Какую цель мы поставим себе сегодня на уроке? - Что мы должны для этого сделать? |
Отвечают на вопрос, предполагают тему урока, ставят цель, предполагают результат, предлагают план действий. |
Личностные: осознают свои возможности в учении; способны рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием. Познавательные: извлекают необходимую информацию из нового материала, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания. Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками) необходимые действия. Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания. |
||||
4.Построение проекта выхода из затруднения. Цель: помочь раскрыть суть новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности. Беседа. Обучающая игра. |
Организует работу по усвоению новых понятий, усвоению способов учебной деятельности, проводит индивидуальную и групповую работу по упр. 10, 11. 1.Практика: упр.10 (записать ответы А-…),-инд. 2. упр.11. стр.144-145.(групповая раб.) Сделайте вывод: что можно сказать о роли морфем в составе слова? (Выражают разные значения). Даёт задание оценить себя по эталону (слайду «Проверь себя»), записать в «Оценочный лист», проговорить в группе анализ допущенных ошибок. |
Выполняют задание: - отвечают на вопросы; - делают упражнения, учатся рассуждать, задают вопросы для уточнения последовательности работы. Оценивают себя, фиксируют в «Оценочном листе», исправляют допущенные ошибки |
Личностные: приобретают новые знания, умения, совершенствуют имеющиеся. Познавательные: узнают о роли морфем в составе слова; читают и слушают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно делают выводы. Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении задачи. Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач, умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы. |
||||
5.Закрепление с комментированием. (самостоятельная работа с самопроверкой по эталону) Цель: закрепление изученного материала |
Проводит работу по анализу материала на стр.146. Организует практическую деятельность по упр.12 ( 1,2, 4)-письменно, №13 – письменно. Даёт задание оценить себя по слайду «Проверь себя», записать в «Оценочный лист», исправить допущенные ошибки. (Если остаётся время, слайд «Составь слова») |
Закрепляют материал, полученный ранее, выполняют задания, оценивают себя, исправляют допущенные ошибки. |
Регулятивные: оценивают свою работу, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления. Исправляют ошибки. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. |
||||
6 Подведение итогов урока Цель: анализ урока. Дом. задание: |
Осуществляет фронтальный опрос, беседу по теме урока, что оказалось трудным, что осталось непонятым? (слайд с вопросами) Координирует работу по выставлению отметки за урок (средний балл в «Оценочном листе»). Задаёт домашнее задание. 1. Параграф 2, стр.146. 2. Сочинить сказку о роли морфем в составе слова, а поможет вам сюрприз, который ждёт вас в конце урока. |
Выясняют, что было повторено, что хорошо помним и понимаем, а что предстоит подучить и закрепить. Считают средний балл и ставят отметку за урок. |
Регулятивные: оценивают свою работу, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления. Исправляют ошибки. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. |
||||
7.Рефлексия деятельности Цель: закрепление и коррекция способов действия. |
Учитель уточняет, достигли цели, поставленной в начале урока, достиг ли её каждый из учеников, предлагает оценить свою деятельность на уроке. Анализ собственных результатов ( по картам). Предлагает посмотреть мультфильм о морфемах, связать со стихотворением С.Острового «Первородство». - На память о сегодняшнем уроке для вас сюрприз – мультфильм о морфемах! Как он связан со стихотворением С.Острового «Первородство»? Кто хочет быть комментатором? Смелее! |
Осуществляют самооценку собственной деятельности, деятельности всего класса: достигли ли мы цели, которую поставили перед собой? |
Познавательные: приобретают умения мотивированно организовывать свою деятельность. (Просмотр мультфильма) – закрепляют знаково-символические действия; знания по теме урока. Регулятивные: оценивают свою работу. Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания. |
© 2015, Емельянова Ольга Борисовна 3312