СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Учебно-исследовательская деятельность школьников способствует развитию творческого потенциала, исследовательских умений и мышления, развитию интереса к изучаемому школьному предмету, а также формированию развивающей образовательной среды ученика.
Учебно-исследовательская деятельность подразумевает деятельность учащихся в процессе изучения предмета.
Учебно-исследовательская деятельность имеет сходство и различия с научной деятельностью.
Так, например, постановка цели учебно-исследовательской деятельности не должна включать получение новых научных знаний, в отличие от научной деятельности. Цель учебно-исследовательской деятельности - образовательный результат.
Учебно-исследовательская деятельность направлена на «превращение» ученика в субъект учебной деятельности, поскольку он становится непосредственным её участником. В процессе исследовательской деятельности ученик открывает способы решения учебных задач и способы получения знаний.
Для учебно-исследовательской деятельности характерна следующая структура:
- выявление актуальности проводимого исследования;
- целеполагание;
- формулировка задач;
- выбор методов;
- планирование, определение последовательности этапов исследования;
- проведение исследования;
- оформление результатов;
- выводы на основе полученных результатов и оформление исследования.
Можно выделить три вида учебных исследований: монопредметные, надпредметные и межпредметные.
Монопредметное исследование проводится в рамках определённого одного предмета. Соответственно расширяется область познания ученика по учебному предмету.
Межпредметное исследование затрагивает предмет исследования нескольких учебных предметов. Соответственно такое исследование позволяет учащимся расширить свои знания по нескольким учебным предметам.
Надпредметное исследование выходит за рамки учебной программы.
Учебно-исследовательская деятельность включает этапы, характерные для научной деятельности.
Хороший результат даёт применяемый в исследовательской деятельности школьников проблемно-поисковый метод. Этот метод способствует развитию у учащихся самостоятельного мышления, исследовательских умений и творческого подхода к делу. Проблемно-поисковый метод предполагает создание ситуации познавательного затруднения. Создание проблемной ситуации возможно с помощью вопросов, задачи, экспериментального задания. Для решения проблемной ситуации, ученикам необходимо применить определенные мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, аналогию, обобщение.
К решению проблемы, выводам ученики приходят через проверку выдвигаемых вариантов решений гипотезы. Предлагаемые варианты решения гипотезы проверяются либо теоретически, либо практически.
Проблемно-поисковые методы обучения имеют следующую структуру:
- создание проблемных ситуаций, постановки проблемных вопросов, проблемных задач или опытов;
- формирование учебных гипотез;
- доказательств учебных гипотез на основе сравнений, логических рассуждений, проведение учебно-исследовательских опытов;
- формирования новых учебных выводов и обобщений.
В практической деятельности учащихся на уроках биологии и во внеурочной деятельности применяется учебный эксперимент. Эксперимент (от лат. experimentum - проба, опыт) - метод познания, при помощи которого в контролируемых и управляемых условиях исследуются явления действительности. В процессе эксперимента исследователь активно оперирует исследуемым объектом. Эксперимент проводится в специально созданных условиях. По продолжительности эксперимент может быть кратковременным и длительным. Например, изучение действия слюны на крахмал – кратковременный эксперимент, а изучение влияния экологических факторов на определённые объекты - длительный эксперимент. Эксперимент можно проводить как в учебном классе, лаборатории, так и в домашних условиях. Большие возможности даёт проведение эксперимента на пришкольном опытном участке. При проведении эксперимента учащимися необходимо не забывать о проведении инструктажа по технике безопасности.
Применение учебного эксперимента в учебной деятельности учащихся позволяет отработать элементы исследовательской деятельности.
Эксперимент способствует освоению и закреплению исследовательских умений. Он включает этапы научного познания, в том числе постановку проблемы, определение задач, выдвижение гипотезы, определение метода исследования, планирование, проведение экспериментальной работы, анализ и оформление полученных результатов исследования, формулирование выводов.
Организуя учебную исследовательскую работу, педагог должен придерживаться правил:
1. учебное исследование должно соответствовать возрасту учащегося;
2. предложенная тема исследования должна быть интересна ученику;
3. ученик должен быть подготовлен к участию в исследовательской работе;
4. необходимо создать среду для реализации учебного исследования;
5. педагогу необходимо обеспечить кураторство учебного исследования;
6. оценить и презентовать результаты исследовательской деятельности.
© 2017, Гринькова Ольга Валентиновна 465