СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Предмет: Русский язык. 9 класс
Сложноподчиненные предложения
Знать: основные признаки главного и придаточного предложения; подчинительные союзы и союзные слова как основные средства подчинительной связи в СПП; типы придаточных предложений и приемы их определения; правила пунктуации в СПП.
Уметь: определять состав СПП (главное и придаточное предложения); определять типы придаточных предложений ; применять на практике правила постановки знаков препинания в СПП; строить схемы СПП; выполнять синтаксический разбор СПП, конструировать СПП.
Ход урока
Организационные моменты
1.Приветствие
2. Слово Лидеру класса
3. Запись нормы на доске
4. Объявление темы
5. Объяснение темы по карте ОСУД (Обобщенные способы учебной деятельности); (Схемы на каждой парте)
6. Перед объяснением записываю время: В1=х-х
х - начало и конец объяснений
1 цикл «ПРОБА»
Учащиеся делают один хлопок, записывают слово «Проба» и приступают к выполнению задания:
1-НПС,1- ППС,1- ВПС
ФРС.
НПС: Расставьте знаки препинания, подчеркните грамматические основы, постройте схемы предложений. Определите тип придаточного предложения.
ППС: Сконструируйте из 2 простых предложений сложноподчинённые, начертите схемы. Определите вид придаточных.
ВПС: Переведите на русский язык, используя СПП, построите схему
НПС: Расставьте знаки препинания, подчеркните грамматические основы, постройте схемы предложений. Определите тип придаточного предложения.
|
ППС: Сконструируйте из 2 простых предложений сложноподчинённые, начертите схемы. Определите вид придаточных. |
ВПС: Переведите на русский язык, используя СПП, определите вид придаточных, построите схему
|
1.Если кукушка закуковала то пора сеять лен. |
1.Мы пр..бежали на во..зал. Поезд уже отпр..влялся. |
1. Бізге стартты? ?те жа?сы ?ткенін хабарлады |
2.Когда я проходил мимо него он отвернулся и стал смотреть на стеклянную дверь на улицу. |
2.Ночная роса и горный воздух осв..жили мою горяч..ю голову. Мысли пр..шли в обычный порядок. |
2.Ісі? а? болса, к?пке сал |
3.Побежали к лодке что лежала метрах в ста отсюда и далеко от воды. |
3.Сл..мя голову он кинулся туда. Дон..сились крики о пом..щи. |
3.Б?рын ??лазы?ан, ш?л дала бол?ан жерде, енді жай?ал?ан бау – ба?ша ?сіп т?р |
4.На другое утро хотя было дождливо и холодно я позволил себе прогуляться по родным местам |
4.Я наш..л гриб. Гриб ок..зался б..ровиком.
|
4.Жазушыны? ?йі ?зіні? тірі кезіндегідей са?тал?ан |
5.По мере того как они продвигались вперед по шелковистой воде контуры острова становились четче. |
5.Я узнал от Гагина. До от..езда за гр..ницу Ася жила в деревн... |
5.Досы?а ат берме, ат берсе?, а?ырын ж?р деме |
Учитель двигается по классу и анализирует степень усвоения учебного материала после первого объяснения
По окончании работы команда учителя: «Ручка в руках - ошибка». Обмен тетрадями
Учитель считает общее количество для выяснения нормы выполнения и отмечает НПС ППС ВПС
< – знак меньше
> – знак больше
Заполнение матрицы
А Б В Г Д Е
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Матрица заполняется в цифрах. Вносим количество правильно выполненных работ по ФРС.
Вопросы классу:
Подчинительные союзы |
Союзные слова |
|
простые |
составные |
Котрый |
Что |
Потому что |
Какой |
Чтобы |
Оттого что |
Чей |
Если |
Так как |
Кто |
Когда |
Как будто |
Что |
Как |
С тех пор как |
Как |
Пока |
Для того чтобы |
Где |
Будто |
Так что |
Куда |
Ибо |
|
Откуда |
|
|
когда |
Союзные слова являются членами предложения и отвечают на какой – либо вопрос |
.
2 цикл «ЗАКРЕПЛЕНИЕ»
х - начало и конец объяснений
Учащиеся делают два хлопка, записывают слово «Закрепление» и приступают к выполнению задания:
2- ППС, 1- ВПС
Учитель объявляет : 5+30
ФРС.
НПС: Расставьте знаки препинания, подчеркните грамматические основы, постройте схемы предложений. Определите тип придаточного предложения.
ППС: Сконструируйте из 2 простых предложений сложноподчинённые, начертите схемы. Определите вид придаточных.
ВПС: Переведите на русский язык, используя СПП, построите схему
НПС: Расставьте знаки препинания, подчеркните грамматические основы, постройте схемы предложений. Определите тип придаточного предложения.
|
ППС: Сконструируйте из 2 простых предложений сложноподчинённые, начертите схемы. Определите вид придаточных. |
ВПС: Переведите на русский язык, используя СПП, определите вид придаточных, построите схему
|
1.Если кукушка закуковала то пора сеять лен. |
1.Мы пр..бежали на во..зал. Поезд уже отпр..влялся. |
1. Бізге стартты? ?те жа?сы ?ткенін хабарлады. |
2.Когда я проходил мимо него он отвернулся и стал смотреть на стеклянную дверь на улицу. |
2.Ночная роса и горный воздух осв..жили мою горяч..ю голову. Мысли пр..шли в обычный порядок. |
2.Ісі? а? болса, к?пке сал |
3.Побежали к лодке что лежала метрах в ста отсюда и далеко от воды. |
3.Сл..мя голову он кинулся туда. Дон..сились крики о пом..щи. |
3.Б?рын ??лазы?ан, ш?л дала бол?ан жерде, енді жай?ал?ан бау – ба?ша ?сіп т?р |
4.На другое утро хотя было дождливо и холодно я позволил себе прогуляться по родным местам |
4.Я наш..л гриб. Гриб ок..зался б..ровиком.
|
4.Жазушыны? ?йі ?зіні? тірі кезіндегідей са?тал?ан |
5.По мере того как они продвигались вперед по шелковистой воде контуры острова становились четче. |
5.Я узнал от Гагина. До от..езда за гр..ницу Ася жила в деревн... |
5.Досы?а ат берме, ат берсе?, а?ырын ж?р деме |
Учитель двигается по классу и анализирует степень усвоения учебного материала после второго объяснения
По окончании работы команда учителя: «Ручка в руках - ошибка». Обмен тетрадями
Учитель считает общее количество для выяснения нормы выполнения и отмечает ППС ВПС
< – знак меньше
> – знак больше
Заполнение матрицы
А Б В Г Д Е
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Матрица заполняется в цифрах. Вносим количество правильно выполненных работ по ФРС.
Вопросы классу:
3 цикл «Память»
х - начало и конец объяснений
Учащиеся делают три хлопка, записывают слово «Память» и приступают к выполнению задания:
1- ППС, 2- ВПС
ФРС.
НПС: Расставьте знаки препинания, подчеркните грамматические основы, постройте схемы предложений. Определите тип придаточного предложения.
ППС: Сконструируйте из 2 простых предложений сложноподчинённые, начертите схемы. Определите вид придаточных.
ВПС: Переведите на русский язык, используя СПП, построите схему
НПС: Расставьте знаки препинания, подчеркните грамматические основы, постройте схемы предложений. Определите тип придаточного предложения.
|
ППС: Сконструируйте из 2 простых предложений сложноподчинённые, начертите схемы. Определите вид придаточных. |
ВПС: Переведите на русский язык, используя СПП, оределите вид придаточных, построите схему
|
1.Если кукушка закуковала то пора сеять лен. |
1. Мы пр..бежали на во..зал. Поезд уже отпр..влялся. |
1. Бізге стартты? ?те жа?сы ?ткенін хабарлады. |
2.Когда я проходил мимо него он отвернулся и стал смотреть на стеклянную дверь на улицу. |
2.Ночная роса и горный воздух осв..жили мою горяч..ю голову. Мысли пр..шли в обычный порядок. |
2.Ісі? а? болса, к?пке сал |
3.Побежали к лодке что лежала метрах в ста отсюда и далеко от воды. |
3.Сл..мя голову он кинулся туда. Дон..сились крики о пом..щи. |
3.Б?рын ??лазы?ан, ш?л дала бол?ан жерде, енді жай?ал?ан бау – ба?ша ?сіп т?р |
4.На другое утро хотя было дождливо и холодно я позволил себе прогуляться по родным местам |
4.Я наш..л гриб. Гриб ок..зался б..ровиком.
|
4.Жазушыны? ?йі ?зіні? тірі кезіндегідей са?тал?ан |
5.По мере того как они продвигались вперед по шелковистой воде контуры острова становились четче. |
5.Я узнал от Гагина. До от..езда за гр..ницу Ася жила в деревн... |
5.Досы?а ат берме, ат берсе?, а?ырын ж?р деме |
Учитель двигается по классу и анализирует степень усвоения учебного материала после третьего объяснения
Учитель объявляет : 5+30
По окончании работы команда учителя: «Ручка в руках - ошибка». Обмен тетрадями
Учитель считает общее количество для выяснения нормы выполнения и отмечает НПС ППС ВПС
< – знак меньше
> – знак больше
Заполнение матрицы
А Б В Г Д Е
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Матрица заполняется в цифрах. Вносим количество правильно выполненных работ по ФРС.
Вопросы классу:
Рефлексия. Итог урока: суммируем полученные цифры в матрицах и ставим оценки
7-6= «4»
4-5= «3»
3-0= «2»
.
© 2015, Сулейменова Самал Амангельдиевна 3207