СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
«Маска» — излюбленный мотив для искусства Серебряного века. Сама атмосфера Серебряного века (конец XIX — начало ХХ века) была пропитана театральностью. Режиссеры и драматурги того времени экспериментировали с новыми формами Театра Будущего. Апокалиптические настроения смешивались с лихорадочной жаждой развлечений. Появились первые шоу-спектакли. По всей России открывались многочисленные театры — кабаре, представления в которых продолжались за полночь, нередко — до самого утра. Самыми популярными театрами-кабаре в Петербурге были: «Кривое зеркало», «Дом интермедий», «Бродячая собака», «Приют комедиантов», а в Москве — «Летучая мышь». Публика обеих столиц, на волне резко возросшей интенсивности развлечений, охотно посещает балы и маскарады. В среде творческой богемы устраиваются костюмированные вечера. В домах интеллигенции разыгрываются самодеятельные спектакли. Актрисы театра В. Ф. Комиссаржевской организовали «бумажный бал», на который приглашались дамы в маскарадных костюмах, сделанных из бумаги. Впечатление этого «бумажного» бала отразились у поэта Александра Блока в его поэтическом цикле «Маски».
Советуем прочитать несколько стихов из «Снежной маски» Александра Блока.
Вообще в поэзии эпохи Серебряного века возрастает роль игры, театрализации, «сценических» импровизаций. Лирическое «я» раскрывается у многих мастеров того времени в веренице перевоплощений, в череде сменяемых масок. Прослушайте несколько примеров:
Маскарад давно окончен, Но в темном зале маски бродили, Только их платья стали тоньше: Точно из дыма, точно из пыли. (Георгий Иванов)
В глухих коридорах и залах пустынных Сегодня собрались веселые маски, Сегодня в увитых цветами гостиных Прошли ураганом безумные пляски. (Николай Гумилев «Маскарад»)
Кем воспета радость лета: Роща, радуга, ракета, На лужайке смех и крик? В пестроте огней и света Под мотивы менуэта Стройный фавн главой поник. (М. Кузмин «Маскарад»)
В живописи мотив «Маски», «Маскарада» чаще всего использовали художники объединения «Мир
искусства». На рубеже XIX — XX веков мирискуссники любили погружаться в XVIII век и на своих картинах изображали галантные сцены того времени. Их работы воплощали изящество и своеобразную «кукольность» рококо, элементы театрализации.
Рассмотрите такие картины мирискуссников, как: 1. Константин Сомов «Язычок Коломбины». 2. Зинаида Серебрякова «Пьеро (Автопортрет в костюме Пьеро»). 3. Александр Бенуа — декорации к балету «Петрушка».
Послушайте музыку композитора Игоря Стравинского, чье творчество началось в Серебряном веке. В своих музыкальных произведениях Стравинский тоже не обошел мотив «маскарада», сочинив музыку к балету «Петрушка».
Советуем послушать также арию Мистера Икса из оперетты Имре Кальмана.
Тренинг.
1. В каких литературных произведениях вы встречали мотив «маски»?
2. Сочините, если будет желание, небольшой рассказ, действие которого происходит на маскараде.
© 2017, Богасевич Евгения Викторовна 301