СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Восприятие музыки -
это познание самого себя
Ф.Лист
В последние десятилетия в работе педагогов-музыкантов стали встречаться новые трудности: современный рынок цинично эксплуатирует музыкальную классику в коммерческих целях, «музыкальные» звонки мобильников, рекламные ролики наносят музыкальной культуре подрастающего поколения непоправимый ущерб. Сегодняшняя молодежь воспринимают мир сквозь набор примитивных мелодий. Поэтому в деле современного музыкального образования на всех его этапах формирование культуры восприятия музыки остается главной и наитруднейшей задачей.
Вместе с тем в учебных планах среднего профессионального педагогического учебного заведения музыке отводится все меньше места. С одной стороны, только ленивый не говорит о гуманизации и гуманитаризации образования, с другой – наиболее ущемленным в правах предметом оказывается самое универсальное в смысле гуманистической коммуникации искусство. Долгосрочные психологические последствия такого перекоса не обосновываются и не принимаются в расчет.
Не лучше обстоит дело с музыкальным образованием и в общеобразовательных школах. Уроки музыки сконцентрированы в неполной средней школе. Новый государственный стандарт среднего образования не предусматривает часов на музыку в старшей школе ввиду перегрузки обучаемых. Музыкальное образование заканчивается именно тогда, когда в нем остро нуждается формирующаяся личность. В результате полученные ранее в этой области знания без дальнейшего углубления и развития теряются в потоке легковесной эстрады. А ведь именно в этом возрасте у подростков начинают складываться в систему отдельные элементы мировоззрения.
С самого начала своей деятельности в училище меня стал интересовать вопрос: «Для чего нужно студентам - будущим педагогам заниматься музыкой? Многолетний опыт практической работы в среднем профессиональном педагогическом учебном заведении позволяет ответить на него однозначно: «Хочу, чтобы будущий учитель начальных классов был гармонично развитым, чтобы ему было интересно жить, чтобы он увидел многогранность мира. Хочу, чтобы он смог отдельные элементы музыкального воспитания внедрить в свой собственный учебно-воспитательный процесс: при организации оргмоментов, перемен, досуга детей».
Обращение к термину «музыкотерапия» не случайно. Работа научного общества «Музыкальная психология» и собственная научно-исследовательская деятельность в течение многих лет привели к осознанию того, что для достижения конечной цели музыкального воспитания недостаточно использовать только традиционные методы и приемы, выдвинутые современной музыкальной педагогикой. Мы осознаем, что термин «терапия» приемлем в большей степени медицине, однако исследование многочисленных источников в области музыкотерапии привело к выводу, что существуют многовековые традиции определения процесса применения произведений музыкального искусства в качестве средства воздействия на личностные качества человека понятием «музыкотерапия». Думается, что использование мирового опыта данных достижений в сфере организации учебно-воспитательного процесса представляется возможным.
Теоретический анализ специальной литературы позволил познакомиться с достижениями педагогов в области музыкального воспитания, начиная с античности, изучить опыт работы музыкальных психологов в области профилактики неврозов, выявить эффективные методы и приемы вживания подрастающего поколения в богатейший мир мирового музыкального искусства, способствующего формировать мировоззрение, гармонизовать отношения с окружающим миром и т.д.
Ни для кого не секрет, что длительные реформы в России в настоящее время повлияли на процесс формирования многих личностных качеств молодежи, поэтому возникает необходимость по-новому, с социальных, политических и экономических позиций рассмотреть ключевые вопросы организации массового музыкального воспитания подрастающего поколения. Полагаем, что в настоящее время особую актуальность приобретают меры по совершенствованию существующих и созданию новых эффективных средств, методов реабилитации и профилактики, повышающих резервные возможности организма человека. И особую роль здесь могут сыграть отдельные элементы музыкотерапии, целенаправленно используемые в процессе учебно-воспитательного процесса, как студентов средних профессиональных педагогических учебных заведений, так и учащихся общеобразовательных школ (причем не только начального и среднего, но и старшего звена).
Общеизвестно, что качественное образование – это, прежде всего, становление личности, обретение себя, своего образа, т.е. неповторимой индивидуальности, духовности, творческого начала. Качественно образовать человека – значит помочь ему стать субъектом культуры, научить жизнетворчеству. Полагаем, что сегодня важно не сформировать, а найти в нем механизмы саморазвития, самореализации, самовоспитания, саморегуляции и, в этой связи, восприятие произведений мирового музыкального искусства, организованного в той или иной форме, думается, способно выполнить эту функцию.
Данное учебно-методическое пособие представляет собой попытку объединить отдельные наработки в области музыкального воспитания под общим названием «Возможности использования музыкотерапии в образовательном процессе». Оно адресовано учащимся старших классов общеобразовательной школы, потенциально ориентированным на педагогическую деятельность, студентам средних профессиональных учебных заведений педагогической направленности, а также педагогам немузыкальной квалификации, поскольку отдельные элементы музыкотерапии возможно использовать на своих занятиях и педагогам, не имеющим специального музыкального образования. Полагаем, что необходимость создания пособия обусловлена недостаточной разработанностью вопроса использования отдельных приемов музыкотерапии в процессе организации учебно-воспитательной работы в системе образования и в этом видится актуальность работы. Большинство практических материалов пособия апробировано в практической деятельности на базе Волгодонского педагогического колледжа и городского центра детского творчества в течение семи лет. Результаты апробации неоднократно выносились на федеральные, краевые и городские научно-практические конференции студентов, отражены в научно-методических публикациях федерального, краевого и городского уровней.
Методологической основой данного пособия являются художественно-педагогическая концепция Д.Б. Кабалевского, идеи Л.А. Безбородовой, Л.С. Брусиловского, Л.С. Выготского, И.А. Зимней, Д.К. Кирнакской, Е.Д. Критской, Н.Б. Крыловой, В.В. Медушевского, Е.В. Назайкинского, Б.М. Неменского, М.Б. Осенневой, В.И. Петрушина, В.М. Подуровского, В.А. Сухомлинского, Л.В. Школяр, С.В. Шушарджан, К. Фопеля и др.
© 2019, Гох Светлана Васильевна 1110