СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Н. Заболоцкий писал свои стихи в то время, когда человек активно вмешивался в законы природы, считал себя её повелителем. Современникам поэта казалось, что для человеческого разума нет ничего невозможного. Грандиозные научные открытия позволили человеку по-другому посмотреть на мир. Все эти процессы отразились в лирике Н. Заболоцкого. На протяжении всего творчества природа остаётся главной в его поэзии. В ранний период поэта волновали метаморфозы, бесконечные изменения и превращения, происходящие в природе. В ряде стихотворений («Лицо коня», «В жилищах наших», «Прогулка») он обращается к философским проблемам окружающего мира. Жизнь людей, живущих «умно и некрасиво», противопоставлена нераскрытой мудрости природы. В мире природы нет разобщения, поэтому деревья могут превращаться в людей, а люди в деревья. Эти чудеса говорят о единстве всего живого. В стихотворении «Лицо коня» очеловечен облик коня. Поэт чувствовал, что его современники погрязли в мещанстве, потеряли связь с природой. Между тем, именно в природе он находил высшую гармонию. Его внимание привлекли научные открытия, которые позволяли делать фантастические прогнозы. В тридцатые годы написаны стихотворения «Подводный город», «Человек в воде», «Школа жуков», «Людейников». В них воплощена мысль о бесконечном и беспрерывном движении материи, многообразии форм жизни. Поэт полагал, что в результате эволюции растительный и животный мир планеты поднимется до сознательного уровня. Конечно, сегодня эти стихи воспринимаются как утопия. Но значение их в том, что, сохраняя связь с наукой, они полны поэзии, ярких красок, искренности. Философские поэмы «Безумный волк» (1931), «Деревья», «Птицы» (1933) развивают тему разумности природы, её целесообразности. В заключительных стихах поэмы «Птицы» выражена основная для поэта мысль: … Земля моя, мать моя, знаю Твой непреложный закон. Не насильник, но умный хозяин Ныне пришёл человек во имя всеобщего счастья Жизнь он устроит твою… Н. Заболоцкий пришел к торжеству человека. По мысли поэта, он выражает разумность природы. Образ человека-творца проходит через стихотворение «Венчание плодами» (1932). Это своеобразный гимн науке, знанию. Именно они позволят переделать природу: Когда плоды Мичурин создавал, Преобразуя древний круг растений, Он был Адам, который сознавал Себя отцом грядущих поколений. Но поэт, вместе с тем, видит, что природа сама по себе противоречива и, наряду с разумом, заключает в себе злые, стихийные силы. Это противоречие, по мнению Заболоцкого, может разрешиться творческой деятельностью человека. Только человек может организовать хаос природы и стать её «дирижёром». Величественная картина северной природы создается в стихотворении «Север» (1936). Поэт прославляет подвиг челюскинцев, покоривших суровый край: …И вся природа мёртвыми руками Простёрлась к ним, но, брошенная вспять, Горой отчаянья легла над берегами И не посмела головы поднять. Многие стихотворения Н. Заболоцкого о природе пронизывает особое ощущение – величие окружающего мира, во многом ещё остающегося загадкой для нас: Хочу у моря я спросить, Для чего оно кипит? …Это множество воды Очень дух смущает мой. «Вопросы к морю», 1930 Для человека, которому кажется, что он освоил мир, природа загадочна и противоречива: … Вся природа улыбнулась, Как высокая тюрьма. «Прогулка», 1929 Поэт осознаёт, что на пути к познанию есть ещё много преград. На втором этапе творчества Заболоцкого природа предстаёт более «очеловеченной». Это уже не слепая стихия. В программном стихотворении «Я не ищу гармонии в природе» (1947) в отношении поэта к природе возникает и моральная проблема. Природа лишена понимания добра и зла, р
© 2020, Агапова Виктория Сергеевна 814