Образование в наши дни предъявляет большие требования к здоровью учащихся. Поэтому сейчас актуальны здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном процессе, при которых формируются бережное отношение к своему физическому и психическому здоровью, важнейшие социальные навыки, способствующие успешной адаптации детей в обществе. От правильной организации урока, уровня его рациональности во многом зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное наступление утомления. Сохранение и укрепление здоровья - это важнейшие составляющие работы учителя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы, желание учиться. В. А. Сухомлинский утверждал, что “…забота о здоровье ребенка - это не просто комплекс санитарно-гигиенических норм и правил… и не свод требований к режиму, питанию, труду, отдыху. Это, прежде всего забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества”.
Так каким же должен быть современный здоровьесберегающий урок?
Условия здоровьесбережения на уроке.
• Соблюдение этапов урока.
• Дозировка объема учебного материала.
• Создание положительной психологической атмосферы.
• Использование методов групповой работы.
• Использование интерактивных методов.
• Активность каждого участника.
• Физкультурные занятия, физкультурные минутки, утренняя гимнастика, прогулки на свежем воздухе.
• Выполнение требований СанПиН, неукоснительное выполнение режима дня.
• Элементы здоровьесберегающей технологии В.Ф.Базарного (“технология раскрепощенного развития”).
• Упражнения для глаз.
• Педагог осуществляет личностно-ориентированный подход к детям.
Структура современного здоровьесберегающего урока.
Начинать урок рекомендуется с ритуала приветствия, выполняющего роль “разогревающего” упражнения. ( Например, игра «Здравствуй!» см. ниже)
• Проверка домашнего задания должно быть построено не как проверка (правильно-неправильно), а как рефлексия (что было трудно-легко, интересно-неинтересно, что удалось узнать от родителей).
• В вводной части урока организуется актуализация знаний по теме урока.
• В основной части формулируются новые представления (это наиболее информативная часть урока).
• Заключительная часть используется для закрепления убеждений и отработки на их основе личной стратегии поведения.
• Итог урока предполагает обобщение и осмысление полученного опыта.
Игра «Здравствуй!»
-Добрый день, мой милый друг (рукопожатие)
-Посмотри- ка ты вокруг (участники поворачивают головы из стороны в сторону).
-Здесь есть ты (игроки кладут правую руку на плечо соседа).
-Здесь есть я (правую руку участники кладут себе на грудь).
-Будем вместе (каждый игрок обе руки ладонями соединяет с руками партнёра, руки необходимо держать на уровне груди) -
-Жить (каждый участник хлопает в ладоши),
-Друзья (партнёры соединяют руки ладонями, держа их на уровне груди).
Рекомендации по окончанию урока.
Любой урок заканчивать:
• «выбрасыванием» усталости
• «умыванием лица» теплом близко поднесённых к лицу рук;
В заключение хотелось бы напомнить, здоровье нельзя улучшить, его можно только сберечь! Берегите себя и своих учеников!