СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
«Урок литературы – это школьная церковь, где тебя примут, поймут, утешат», - писал Е.Н.Ильин. По мнению известного педагога, "изучать литературу - это воспитывать ею".
Уроки окончены… И школьники, подхватив портфели, стремительно и с важным видом покидают кабинет русского языка и литературы. Я смотрю на них и думаю, насколько в нравственном плане был полезен для них школьный день. Наверное, каждый учитель после проведённого урока задаёт себе вопрос: «Над чем заставил задуматься сегодняшний урок моих учеников?» Ведь каждый урок - это открытия, свои «открытия», пусть маленькие, пусть уже сделанные кем-то из больших ученых, это клеточки, из которых складывается Человек.
Большую тревогу сегодня вызывают уроки литературы, потому что русская классика теряет власть над умами и сердцами читателей, в том числе и юных, часть из которых вообще рассматривает литературу как школьную повинность. На мой взгляд, влияние литературы на людей снизилось по двум причинам: во-первых, она сбилась со своей духовной службы; во-вторых, резко сократилось число читателей. Читать стало некогда и не принято: общество поменяло смысл жизни. Новое поколение черпает знания из Интернета. Это нетрудный способ получения информации. Чувствую, как теряется индивидуальность учеников, нет «живого» участия в познании. И, тем не менее, ощущаю великую силу литературы. Понимаю, что читать так, как читали прежде, едва ли будут, но мы не может отказать от чтения.
В последнее время мы всё чаще слышим, что литература не воспитывает, поэтому и преподавать литературу надо только как искусство слова. Да, литература - искусство слова, но это искусство только тогда превратится в важную часть жизни, когда оно освящено духовным и нравственным смыслами, передающимися читателю.
Жизнь на уроке должна быть подлинной. Часто школьники не понимают, для чего они изучают то или иное произведение, им трудно понять, прочувствовать искания, переживания героев. Все им кажется таким далеким и ненужным. Дети, поглощенные бдением у компьютерных мониторов, слышат по телевизору примитивные диалоги героев сериалов, наслаждаются рекламой и становятся духовно бедными. Страшно, когда человек говорит: «Я ничего не чувствую». Учитель должен освободить внутренний голос ученика, чтобы он смог рассказать, как видит ту или иную ситуацию литературного произведения в реальной жизни.
Часто приходится слышать такое мнение: «Как хорошо, что дети, начиная уже с первого класса, читают научную литературу, а к сказкам обращаются редко!» Я не могу с этим согласиться, потому что сказки, пословицы, народные песни, легенды легче вступают в глубинное взаимодействие с душой ребенка. Нам важно сохранить эту связь. В одной статье о роли чтения прочитала, что «ростки, поднимающиеся от корней, все равно пробивают асфальт». Постигать мир, человека нужно с истоков: устного народного творчества, древнерусской литературы, прекрасных образцов истинного искусства. Произведения устного народного творчества для школьника – «узелок на память» из живого опыта предков, это самый важный урок нравственности.
В руках учителя литературы самое богатое наследие, самое влиятельное на душу учение о добре. Это могучая духовная ограда от зла. Нужно только ее правильно выстроить. Самый страшный враг урока литературы – холодное равнодушие. Когда судьба Ильи Обломова волнует учеников меньше, чем игра на компьютере или сайт «Одноклассники», когда о Татьяне Лариной десятиклассник рассказывает с тем же спокойствием, что о сумме или разности квадратов, тогда работа учителя обессмысливается. Когда жизнь, мучительные искания, душевные трагедии не волнуют класс, тогда уроки литературы становятся не дорогой в большой мир искусства, а препятствием на пути к нему.
Как этого избежать? Как сохранить право литературы и писателя быть «учебником» и «учителем» жизни, право на просвещение, утверждение высоких нравственных и эстетических идеалов? Я думаю, что нужно найти в каждом произведении то, что наиболее близко, интересно, полезно для современного школьника. И донести это так, чтобы книга помогала понять, осмыслить окружающее, развивала чувства. Каждый раз при изучении того или иного произведения внимательно всматриваюсь в лица учеников: сопереживают, сочувствуют, возмущаются, плачут… Это хорошо… значит: болит душа у человека …
© 2015, Федоткина Светлана Викторовна 1037