СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Девять шагов обучения Роберта Ганье

Нажмите, чтобы узнать подробности

Особый вклад в развитие моделей педагогического дизайна внес американский психолог, исследователь в области образования Р. Ганье (Robert Gagné). Ученый утверждал, что существенной особенностью процесса обучения в целом является то, что он представляет собой некую запланированную последовательность шагов, которая с наибольшей эффективностью приводит к достижению намеченных результатов. По мысли Р. Ганье, чтобы овладеть сложным навыком, учащийся должен уметь выполнить все составляющие его элементарные навыки. И дизайн организации процесса обучения должен строиться на знании структуры осваиваемого навыка и учете уровней знаний и умений учащихся.

Р. Ганье выделил 3 составляющие процесса обучения: явления обучения, условия обучения, продукты обучения.

Условия обучения подразделяются на внешние (организация процесса обучения, структура изучаемого материала и т. д.) и внутренние (наличие у учащихся необходимых понятий и навыков для успешного осуществления обучения). Продукты обучения – это основные виды поведения, усваиваемые в ходе обучения.

В книге «Условия обучения» (1965) Р. Ганье описал 5 результатов обучения: интеллектуальный навык, когнитивная стратегия, вербальная информация, двигательные навыки, отношение.

Он также отметил, что важной чертой научения является его иерархическая природа (более сложное всегда надстраивается поверх более простого), и выделил 9 шагов (уровней обучения). Рассмотрим их.

1. Привлечение внимания (восприятия). Прежде чем чему-то обучить, необходимо сделать так, чтобы на вашу информацию обратили внимание. Привлеките внимание учеников повышением голоса, шуткой, поведением. Можно использовать яркое изображение, диаграмму, статистические данные.

2. Информирование о целях (ожиданиях). Проинформируйте учеников о целях и результатах обучения, а также о том, что нужно сделать с этими навыками и информацией. Ученики должны понимать не только то, чего они достигнут, но и то, зачем им вообще это нужно и как вы их будете оценивать.

3. Повторение пройденного (восстановление). При проектировании урока надо помнить, что каждый новый материал надо начинать с повторения. Стимулируйте опыт предшествующего обучения, продумайте вопросы учащимся, это позволит им изучить новую информацию более эффективно. Каждый следующий урок может опираться на знания, полученные на предыдущем. Это позволит создать ассоциативную цепочку и повысить эффективность усвоения материала.

4. Разнообразие контента (чередование активности). Необходимо представить новую информацию в наиболее эффективной форме. Организуйте подачу материала логически. Используйте разные стили обучения, визуальную, аудиальную и практическую информацию. Не превращайте свой урок в работу «говорящей головы».

5. Выбор метода донесения (семантическое кодирование). Найдите эффективные методы донесения информации. Используйте метафоры, проводите аналогии, будьте хорошим рассказчиком.

6. Демонстрация знаний (ответ). Проводите оценку знаний учеников посредством вопросов, тестирования или оценки применения полученных знаний на практике. Если это навык, попросите ученика продемонстрировать его на практике. Если это информация, задавайте ему вопросы, направленные на размышление, а не на проверку дат и событий.

7. Обратная связь (подкрепление). Оставляйте подробные комментарии к выполненным заданиям и отвечайте на вопросы учеников в чатах и комментариях. Не критикуйте напрямую, а используйте косвенные методы. Хвалите и поощряйте обучающихся за верные решения.

8. Оценивание результатов (исправление). Оценивайте результаты обучающихся. Это может происходить в виде обычного тестирования или геймификации.

9. Систематизация (обобщение). Стимулируйте учащихся развивать полученные навыки. Для улучшения усвоения информации предоставляйте им логические блок-схемы (опорные схемы), таблицы, шаблоны и другие структурированные данные. Составьте список книг, фильмов, видео в которых можно почерпнуть дополнительные знания по теме.

07.03.2022 21:09


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!