СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад на тему: «Классный час как ключевой элемент дискурсивной деятельности»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад на тему: «Классный час как ключевой элемент дискурсивной деятельности»

Дискурсия — групповое размышление над каким-либо вопросом жизни, через эмоции и разум обретение личностного смысла, определяющего общий образ жизни.

Дискурсивная деятельность имеет множество форм: беседа, конференция, «круглый стол», социально-ролевая игра, чтение и прослушивание стихов, анализ афоризмов, обсуждение произведений искусства, философские вечера, чтение книг, статей, газет, просмотр телевизионных программ, проведение анкетирования группы и последующая оценка полученных результатов. В педагогике выделяется так называемый классный час — совместное с педагогом обсуждение и решение каких-либо актуальных для детей проблем жизни, где основным объектом становится образ жизни достойного человека. Рассматривая жизненные явления или события жизни, их влияние на судьбы, поступки людей или мнения, позицию человека и содержание его жизни, учащиеся в ходе классного часа делают выводы лично для своей жизни, выделяя то, что значимо для них, обретая смысл некоторых жизненных характеристик. Подростки говорят, или думают, или смутно чувствуют: «Я так хочу жить.»

Постепенно складывается желаемый образ достойного человека, индивидуальный для каждого, в силу различий восприятия, мышления, внимания, эмоций и других психических процессов, но сохраняющийся у учащегося в качестве критерия собственных поступков и качества собственной жизни.

Ни в коем случае не следует думать, что на классном часе неизменно ставится этот центральный вопрос. Речь чаще всего ведется о конкретных явлениях, но педагог не забывает ориентироваться на «достойную жизнь» «достойного человека».

Классный час направлен на развитие оценочных характеристик жизни вообще, жизни как таковой и человека вообще. Это протекает в ходе группового размышления — дискурсии.

Поэтому мы говорим, что классный час есть дискурсивная деятельность.

Дискурсивная деятельность формирует «социальный интеллект как способность понимать другого и адекватно вести себя (по Э. Торндайку).

Сложилось печальное мнение, будто классные часы не оказывают личностного влияния на детей, будто слушая и произнося «правильные» слова, дети остаются на прежнем уровне духовного развития. Но так говорят там, где классные часы проводятся на уровне житейско-обыденном, примитивно воспроизводя норматив и провозглашаются призывы к их исполнению. Иная картина там, где классный руководитель восходит с детьми к высотам философского анализа.

Рассмотрим богатый спектр разновидностей классного часа, избрав основанием методику организации дискурсивной деятельности учащихся.

Просветительский классный час – самая простая разновидность, имеющая своим содержанием некоторую информацию о разнообразных явлениях жизни человека во все ее удивительных качествах.

Из просветительных классных часов выделим группу занятий, посвященных персоналиям великих людей: ученых, художников, политических деятелей, артистов, медиков, педагогов, полководцев. Такие классные часы расширяют представление учащихся о величии человека и обогащают их прекрасными образами человека, достигающего высот духовного развития.

Аналитический классный час предполагает методику, построенную на осмыслении и анализе какого-то понятия, категории, принципа, правила жизни, факта.

Например, педагог предлагает учащимся послушать ноктюрн Шопена и найти ответ на вопрос: почему Гитлер велел сжигать ноты этого польского композитора на костре? Нежные, изящные звуки музыки не несут в себе политического подтекста чем же могли помешать фашисту вальсы, полонезы, ноктюрны великого композитора?.

Диалогический классный час — одна из самых любимых подростками и юношеством, жаждущими самовыражения, разновидностей классного часа.

Например, учащимся представляется чеканное высказывание Л. Витгенштейна: «Границы моего языка определяют границы моего мира». Организуется обмен мнениями по поводу глубокого содержания данного афористического высказывания. Разумеется, учащиеся касаются вопроса о своем личном владении языками, сетуя, что они недостаточно подготовлены, чтобы воспринимать и понимать язык музыки, жеста, предмета, символ, а далее - язык животных, растений.

Тренинговый классный час — занятие, посвященное целенаправленным овладением умениями (чаще всего, поведенческими), помогающими человеку реализовать идею достойной жизни и достойного поведения «здесь и сейчас».

Например, подростки овладевают на классном часе способами этической защиты в ситуациях, когда кто- то посягает на их достоинство. В игровой форме они проговаривают возможные варианты пресечения оскорбительного обращения с ними.

Диагностический классный час — проведение социально- психологических диагностик, содействующих самооценке, саморегуляции и самовоспитанию подростков как субъектов собственной жизни. Например, учащимся предлагают в метафорической форме дать характеристику жизни как таковой. Все варианты серьезно и уважительно принимаются, обсуждаются.

Жизнь бурная река с подводными камнями.

Жизнь крутые ступени, с которых часто падаешь.

Жизнь груз, его приходится нести, а сбросить жалко.

Жизнь постоянное решение проблем, с утра до вечера, с рождения до смерти.

Консультативный классный час — занятие, ориентированное на помощь учащемуся в его самостоятельной деятельности (познавательной, речевой, художественной, спортивной, трудовой, общения). Консультацию может проводить классный руководитель, приглашенное лицо.

Например, классный час в библиотеке: работник библиотеки рассказывает учащимся, как пользоваться каталогом.

Знаковый классный час — красивая разновидность эмоционального отклика на обстоятельства знакового характера, такие, как смена времен года, завершение календарного года, день рождения или смерть выдающейся личности. (День Победы, юбилейная дата и т. д. )

Событийный классный час — отклик на происходящее «здесь и сейчас», обсуждение и осмысление причинно-следственных связей. События могут иметь масштаб мировой, государственный, региональный, городской, сельский, училищный.

Например, закрыли казино в городе событие, послужившее основанием для обсуждения проблемы денег в жизни человека; приехал на гастроли цирк в город событие не только развлекательное, но и дающее почву для восторга перед талантами людей; страна прощалась с ученым событие, вынуждающее ставить вопрос: «Что оставляет человек после себя в этой жизни?»

Хорошо, когда форма классных часов постоянно меняется: дети не любят однообразия, форма для них имеет большое значение для включения активную работу.

Конечно, классификация форм условна, ибо одно и то же занятие способно содержать в себе элементы анализа, диагностики, просвещения и т. д.

Классный час может принимать форму письменных размышлений о жизни. Вид остается тем же — вариативна лишь форма.

Интересна методика использования письменной формы с помощью символического языка. Проиллюстрируем одним примером.

На экране несколько символических знаков в виде палочных человечков. Их позы и характер движения фиксированы в рисунке. Учащиеся избирают для себя «стиль жизни» из предъявленных им образцов: «ползать», «скакать», «наслаждаться», «шагать». Могут самостоятельно создать свой рисунок.

Столь же плодотворны и просты по методике проведения классные раздумья по поводу художественного фрагмента из литературного произведения. Фрагмент прочитывается, выписывается на доске, выносится на экран или проигрывается в диалоговой форме. Дети воспринимают и выражают мнение, обмениваясь суждениями.

В методике создания классного часа много импровизации. Толчком для педагогического замысла могут послужить события, явления, поступки, слова, ситуации. Правда, при одном условии: если педагог открыт для восприятия текущей жизни и наблюдает ее с интересом, сопереживая всему, что разворачивается вокруг.

Успешно проведенный классный час иногда обольщает педагога: ему кажется, что дело сделано, что дети станут жить иначе, что они уже сегодня стали лучше. Классный час — порыв, у которого должно быть последствие в реальной действительности. Порыв создает иллюзию, успокаивает — до момента, пока педагог вдруг не заметит, что плоды классного часа слишком малы, что порыв улетучился, повседневность вновь вошла в свое русло. Поэтому, прежде чем проводить классный час, следует продумать способ экстраполирования его влияния в реальную жизнь каждого учащегося.

Сегодня вслед за структурой урока изменяется и структура классного часа: она конструируется согласно психологии деятельности, не на формальной логике, и призвана инициировать свободное мышление учащегося, свободное проявление его индивидуальности и развитие творческого потенциала.

Поэтому классный час начинается с «пролога» — этапа психологического настроя и готовности к духовной работе: проявляются забота об удобстве расположения каждого учащегося; предлагается тема занятий; очерчивается цель занятий как ожидаемый результат, мотивация данной деятельности; намечается в его вариациях личностный смысл, который может обрести каждый участник в ходе работы; определяется объем и время работы, роль всех участников в совместной деятельности.

Следующий этап — «этюд». Наглядная демонстрация объекта осмысления:

предоставляется для просматривания (всматривания!), прослушивания, рисунок, репродукция, ролевая игра как сценическое отражение эпизода жизни, песня, стихи, рассказ, фрагмент из художественного произведения, воспоминание о событиях, а также графическое отражение, схема, статистическая картинка и прочее.

После этого — этап «экспликации», когда разворачивается мысль о предмете обсуждения на уровне понятия:

начинается с точного определения основного понятия, осмысливаются роль и место присутствия его в жизни человека, способы взаимодействия человека с миром, когда такое явление ему знакомо, характер жизни человека, если данное явление он признает для себя ценностным, мера влияния ценности на счастье человека.

Далее следует «практикум»: упражнения для формирования соответствующих умений, которые позволяют человеку, приняв ценность, внедрить ее в практическую жизнь:

организуется ролевая игра, проводится тренинг, предлагается задание жизненного плана, разыгрывается проблемная ситуация, проводится договор об изменении традиций училищной жизни, записываются памятки и инструкции, организуется практическое дело «здесь» и «сейчас» или намечается срок его исполнения.

Финальный аккорд любой дискурсии — «рефлексия»:

участники рассуждают о пользе проведенного группового дела, отмечают интересное, главное, сомнительное, полезное, высказывают родившиеся суждения, подводят итоги, предлагают выводы, проецируют будущие изменения в своей жизни.

В итоге, классный час как одна из ведущих форм дискурсивной деятельности научает подростков отношению к миру людей, вещей, умственного труда, обстоятельствам жизни, к миру истины, красоты, добра, к миру социальных явлений. При опоре на психологические механизмы, такие, как восприятие, представление и понятие, обобщение, установка, привычка, личностный смысл, педагогу удается предотвратить формалистичность занятий, классный час проецирует практические социально-ценностные новообразования в личностной системе учащегося.

Однако помните, что классный час в основном формирует рационально-эмоциональное отношение. Практическое воплощение ценностного отношения в сознании учащихся формируется с помощью предметной деятельности — чаще всего в преобразовательной. Планируя классные часы, педагог непременно соотносит объект осмысления с последующим взаимодействием с данным объектом в реальной жизни. Кто начинает делать завтра утреннюю гимнастику? Когда пойдем в театр? Кто с сегодняшнего дня бросит курить?

Провозглашаемое должно быть воплощено. Понятое должно быть принято как реальность. А желаемое надо приближать собственными усилиями.

Категория: Всем учителям
09.02.2016 09:47


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!