СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Эффективные приемы развития орфографической зоркости как условие формирования орфографического навыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Капошко Алина Андреевна

Студентка группы 20П-7

Руководитель: Сюзева Ирина Витальевна

Преподаватель

КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж №1 им. М. Горького»

Правописанию отводится особая, важная роль в изучении русского языка в начальной школе. И одной из главных задач обучения русскому языку младших школьников является формирование орфографической зоркости. Это подчеркивается в Федеральном государственном образовательном стандарте [1], в Примерной основной образовательной программе начального общего образования (по окончании обучения ученик должен овладеть умением находить и исправлять орфографические ошибки; осознавать место возможного возникновения) [2].

Проблема формирования орфографической зоркости нашла отражение в трудах таких ученых, как М.Р. Львов, Д.Э. Розенталь, Р.Ф. Иванова, Соловейчик М. С. По мнению М. Р. Львова, «у детей отсутствует достаточная степень сформированности орфографической зоркости» [3, с. 310]. М. Р. Львов отмечает, что «исследование данного умения показало, что успешное овладение орфографической зоркостью при учете только изученных типов орфограмм наблюдается у 20-60 % учеников» [3, с. 314].

Цель: выявление наиболее эффективных приемов развития орфографической зоркости для формирования орфографического навыка.

Методы: изучение и анализ литературы.

Исходя из проанализированных данных, изложенных в трудах ученых-методистов, и на основании личного опыта можно выделить наиболее эффективные пути решения проблемы развития орфографической зоркости.

Приемы по формированию орфографической зоркости можно разделить на традиционные и нетрадиционные.

К традиционным относятся: различные виды диктантов (предупредительный, объяснительный, выборочный, свободный, самодиктанты, взаимодиктанты, словарные диктанты), списывание текста с последующим выделением орфограмм, деформированный текст, письмо с намеренным допущением ошибок, комментированное письмо, письмо с проговариванием, скоростное письмо, письмо по памяти, использование памяток.

К нетрадиционным отнесем прием «Графические ассоциации», прием «Ребусы», использование сигнальных карточек, перфокарты, какографические упражнения. Какография – это умышленно ошибочное письмо, которое предлагается ученику с целью нахождения и исправления ошибок. Такие упражнения полезны еще и тем, что повышают интерес, активность, развивают самоконтроль [4]. Например, можно на уроке русского языка предложить переписать предложение с доски в тетрадь. В предложении намеренно допущены ошибки разного уровня сложности. Дети заметят ошибки, скажут о них и докажут правилом верность своих рассуждений. Так, на уроке создастся доброжелательная атмосфера сотрудничества. Однако, не стоит использовать какографию слишком часто, ведь неправильно написанное слово может запомниться ученикам.

Также помогает работа со словарем, различные мнемотехники и работа над ошибками.

Немного о мнемотехнике. Мнемоника – это в переводе «искусство запоминания». Используется со второго класса. Как пример, схематично рисуночная мнемоника, куда относятся различные схемы, модели, таблицы; ассоциации и рифмовки.

Работа над ошибками может осуществляться в двух вариантах. Первый вариант, наиболее часто используемый, когда ребенок выводит ошибку на поля, а ниже пишет слово и производит над ним работу в соответствии с памяткой. Второй вариант подразумевает заведение специальной тетради «По следам моих ошибок». Суть заключается в том, что ученик выписывает слово с ошибкой туда, подписывая вид орфограммы, выполняя работу над ней. Этот вариант можно считать более эффективным, к тому же так учитель сможет видеть динамику каждого обучающегося.

В заключение хочется сказать, чтобы действительно сформировать орфографическую зоркость, необходимо использовать разнообразные приемы, воздействующие на разные виды восприятия, а также время. Это умение требует длительной и упорной работы над ним.

Библиографический список

1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.

2. Примерная основная образовательная программа начального общего образования.

3. Методика преподавания русского языка в начальных классах: учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования / М. Р. Львов, В. Г. Горецкий, О. В. Сосновская. — 9-е изд.,стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2015–464 с.

4. Корешкова, Т. В. Прием какографии: возможности и условия применения [Текст] / Т. В. Корешкова // Начальная школа. – 2000 – № 6 – С. 38-44.

19.01.2023 20:35


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!