СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Эссе. Избранные мысли по-поводу…

Нажмите, чтобы узнать подробности

Здравствуйте, дорогие читатели. Я попытаюсь втянуть вас в увлекательное занятие – чтение моей педагогической философии.

Педагогический код

(Осторожно: метафора)

« Подумаешь, Америку открыл! Ещё в пелёнках мы это знавали!.

А я один, как клад, её отрыл. И позабыть уже смогу едва ли.

Она во мне. Я жил, её тая… Я, стиснув зубы, в муках, на пределе,

Её добыл. Вот Истина моя! Вы ж до сих пор банальностью владели» Евгений Винокуров

Дорогой читатель, Вы знаете, что такое «АдРАСТиПОЭ»? Нет? Этого ещё никто в мире не знает. Но, расшифровав, скажут, что знали всегда.

Учитель биологии путешествует с учениками по четырём царствам: бактерий, грибов, растений, животных. Начинающему учителю редко удаётся среди ледохода плыть на ладье. Чаще всего он добирается до места, прыгая с льдины на льдину. Он украшает свои уроки, как невесту перед свадьбой. Но вскоре понимает, что материал (извините за бездушное наименование учащихся) не мёртвая глина, он сопротивляется. Что госэкзамены лирику не любят. Сизифом он смотрит с вершины горы на свой первый сорвавшийся камень. (Не последний). Спуск с горы для Сизифа – это его досуг. Он набирает силы для нового подъёма. С вершины он видит захватывающую панораму гор, ущелий, потоков, моря, нарядное небо. Спускаясь с горы, срывает красивые цветы, наслаждается полётом птиц, порханием бабочек. Так и учитель. В своей одной из самых массовых профессий в мире он во многом самоучка. Он читает, изучает свою науку, наблюдает, просто живёт своими человеческими заботами и радостями. Но думает о своём. Происходит наполнение и загустение его учительской сущности, скрытое от глаз обывателя. Например, жизненный путь Н.И. Вавилова обретает вдруг силу духовной поддержки: только деятельность, только сделанное имеет ценность. Живя на пределе сил, он вдруг осиливает смысл аксиомы Фуко: «Мы можем понять лишь то, что сами в состоянии сделать». Он переводит мысль на свой язык: «Учащиеся могут понять лишь то, что сами в состоянии сделать». Это становится для учителя личностно значимым открытием, приобретённым в муках поиска истины (см. эпиграф). Добытая истина делается навигатором в упомянутом выше путешествии по царствам. Теперь она внутриклеточный состав каждого урока. Деятельностный подход к обучению упорядочивает процесс и ведет учащихся от знаний о царствах к научной картине мира. Так система знаков препинания превращает раздёрганные фразы в литую прозу.

Найти ключик к каждому ученику – задача нереальная для учителя, ведущего несколько классов с нормальной наполняемостью. Спасти положение может только пробуждение познавательной активности общеинтересной познавательной деятельностью. Учитель даёт команду: «Свистать всех наверх!» Терпит кораблекрушение автор научно-фантастического романа. Надо помочь ему решить физиологическую проблему, возникшую после пересадки жабр Ихтиандру и не позволяющую выжить человеку-амфибии в воде. Едва справились с этой задачей, а тут уже новый сигнал: «Плачет дачник- любитель: под зиму он посеял семена моркови, но большинство из них не проросли». Идёт обстоятельная разработка операции по спасению будущего урожая моркови. Не дадим дачнику без витаминов остаться. Алгоритм разработан, работа над ошибками проведена. (Читатель, не примите метафору за протокол урока). Парами, группами каждый вовлечён в процесс самостоятельного поиска и «открытия» новых знаний. Параграфы учебника, сведения справочников усваиваются с большим аппетитом. А в интернете, оказывается, есть то, что по силе эмоционального воздействия превосходит компьютерную игру. А учитель не расстаётся с навигатором, более того он усовершенствует свой прибор. Он не даст кораблю сесть на мель однообразия в учебном труде. Он знает – однообразие – скука. Она сорвёт камень с вершины. Ботанике нужны разнообразие и восторг. Учитель работает с детьми, а они жаждут праздника. Теперь невесту украшают все. Все - стилисты и дизайнеры урока. Эмоции окрашивают тяжёлый учебный труд в яркие цвета. Благодаря эмоциям, полученные знания приобретают личностную значимость (см. эпиграф). Другим ферментом, делающим познание трудом интересным, является актуальность знания биологии в целом и отдельных её разделов. К системе безопасной навигации учитель добавляет новые принципы: наиболее интересным является новый материал, который связан с усвоенными ранее знаниями; познавательный интерес поддерживается обучением трудным, но посильным. В состав «пищеварительного сока» входит оценка. Чем чаще оценивается и проверяется работа школьников, тем интереснее ему работать.

Дорогой читатель. Вы предупреждены: в моём эссе на каждом шагу метафора. Найдём обобщающее слово для всего, что ранее названо навигатором, ферментом, пищеварительным соком. Это принципы деятельности. Семь цветов радуги, которой восхищался Сизиф на досуге, букет из семи красивых цветов, которые он сорвал. Они выручат учителя в самых затруднительных ситуациях, не позволят его ученикам выпасть из «обоймы» деятельности, движимой познавательным интересом. Семь, они генерируют энергию познавательной активности.

Все они – имена собственные, потому что добыты собственным трудом. Поэтому напишем их с большой буквы.

Активная деятельность;

Разнообразие учебного труда;

Актуальность знаний;

Связь новых знаний с усвоенными ранее;

Трудность и посильность обучения;

Оценка, частая и объективная;

Эмоциональность, яркость учебного материала, неравнодушие самого учителя.

А теперь составим аббревиатуру: АдРАСТиПОЭ. Это генетический код деятельностного подхода к процессу обучения. Мой код (см. эпиграф).

Категория: Всем учителям
14.06.2018 19:05


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!