СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Эссе «Моя педагогическая философия»
Нет никакого высшего искусства, как искусство воспитания.
Живописец и ваятель творят только безжизненную фигуру,
а мудрый воспитатель создает живой образ,
смотря на который радуются Бог и люди.
Св. Иоанн Златоуст
Какое счастье – появление на свет нового человека! Первая улыбка, первые шаги… время летит неумолимо быстро. И вот этот человечек стоит на пороге школы – на пороге чего-то нового и неизведанного. Мне, воспитателю, доверено самое дорогое и светлое – жизнь этого человека. Моя задача – не только помочь научить писать и считать. Главное – воспитать ребенка настоящим ЧЕЛОВЕКОМ.
С чего же начать? Никто до конца не знает, с какими трудностями приходится сталкиваться воспитателю. В нашем интернате обучаются преимущественно дети, родители которых находятся в тундре. Поэтому мои дети лишены возможности ежедневного общения с родителями. Иной раз не до уроков: нужно успокоить плачущего ребенка, найти время поговорить с ним. Поэтому в первые дни пребывания ребенка в школе-интернате главная задача воспитателя – полюбить ребенка как своего родного и приложить все усилия, чтобы ему в группе, в школе было уютно и спокойно, как в родном доме рядом с мамой.
Самым безопасным местом для человека, как правило, является его дом. В доме, в семье существуют обычаи и ритуалы, которые сближают членов семьи. А чем отличается наш дом от любого другого места? Для того чтобы группа, школа стали тем местом, где дети чувствуют себя как дома, я определила для себя следующие принципы:
Создание благоприятной психологической атмосферы в группе;
У каждого ребенка должно быть сформировано чувство собственной уникальности, ценности;
Все воспитанники группы должны чувствовать себя единым коллективом, уметь ставить общие цели и разрешать конфликтные ситуации;
Наша группа – это пространство, где каждый ребенок в максимальной степени может проявить свою индивидуальность.
Исходя из этих принципов, я определила основные направления, согласно которым и строится моя воспитательная работа.
Воспитание – это особенное искусство. А начинаться оно должно с семьи. В семье, в общении с родителями, дети получают первые уроки жизни. Поведение родителей, воспитателя, характер отношений между ними создают модель, на основе которой ребенок строит свою жизнь.
Поэтому создание теплого семейного климата - это важное звено в работе воспитателя. Вместе с тем, считаю главным – держать связь с семьей. Важно донести до родителей одну простую мысль: пока ребенок нуждается в них, ждет любви и поддержки, свято верит в родительский идеал, нужно быть рядом с ним, чтобы в дальнейшем не пришлось жалеть об упущенном времени. Обо всем этом я разговариваю с родителями на собраниях, в личных беседах. Я считаю, что чем больше времени дети будут проводить рядом со мной и родителями, тем теснее будут их узы, тем сплоченнее будет групповой коллектив.
Воспитание здоровых детей – следующая главная задача воспитателя. Безусловно, это и соблюдение режима дня, и игры на свежем воздухе, спортивные мероприятия и еще многое другое. Но я хочу сказать в первую очередь о здоровье душевном. Процесс воспитания и обучения будет успешным лишь тогда, когда ребенок будет чувствовать себя спокойно и уверенно, не боясь высказать свое мнение, насмешек и критики со стороны воспитателя и сверстников. Психологический комфорт – одно из обязательных условий формирования здоровой, развитой личности. Провожу анкетирование, анализирую ситуацию в группе, этим можно своевременно предпринять шаги для того, чтобы дети чувствовали себя более комфортно.
«Воспитание – есть любовь и пример, и ничего более» – говорил Песталоцци. Воспитывать следует на положительных примерах, без упреков и назиданий. Кто-то уступил дорогу прохожему, кто-то красиво написал в тетради, а кто-то поделился яблоком с товарищем. Я стараюсь подмечать все проявления заботы, доброты и товарищества. На любую похвалу ребенок реагирует положительно и в следующий раз постарается вести себя подобающим образом. Что касается наказаний, то наказывать детей нужно в пределах разумного. Любой отрицательный поступок не должен оставаться незамеченным, иначе у ребенка возникнет чувство вседозволенности и безнаказанности. Сначала необходимо дать возможность высказаться самому ребенку, чтобы он смог объяснить свой поступок и дать ему оценку. Если это не срабатывает, надо четко разъяснять, что сделано неверно, и как нужно поступить правильно. С этой целью в группе мы проводим «Минутки нравственности», ведем беседы на воспитательских часах.
Воспитанники проводят в интернате большую часть своей школьной жизни. Насыщенная учебная программа, участие в олимпиадах и конкурсах, занятия в музыкальной или художественной школах – после всего этого школьникам требуется разрядка. Для этого необходима интересная и необычная внеклассная работа, которая способствует развитию личности. При подготовке к мероприятию стараюсь учитывать интересы и склонности ребят. Какими бы стеснительными ни были дети, в душе им всегда хочется быть значимыми и успешными. В проведении мероприятия стараюсь задействовать всех детей без исключения: кто-то может лично выступить перед публикой, кто-то в группе ребят, а кто-то просто может помочь в оформлении костюмов. Главное – найти каждому дело по душе. После выступления – обязательно слова благодарности каждому ребенку, оценка его вклада в общее дело. Умение работать в группе – одно из главных факторов успешного развития воспитанников. Не так-то просто научиться работать сообща. Зато результат чрезвычайно важен: ребята учатся общаться между собой, разрешать конфликты, работать вместе для достижения общей цели. Дети убеждаются в ценности взаимопомощи. А в современном мире это как раз те качества личности, которые постепенно утрачивает человек, но без которых невозможно становление добропорядочного человека.
На моем жизненном пути мне повезло: я встретила много умных и добропорядочных людей. Это мои воспитатели и учителя в школе-интернате. Доброжелательность, верность и преданность, скромность и благородство, бескорыстие и щедрость – эти человеческие качества моих наставников сделали выбор и моей профессии.
Мои родители – коренные жители тундры. Как и все дети, чьи родители заняты оленеводством, я с шести лет жила и училась в нашей школе-интернате. Мне очень близки, знакомы и дороги мысли, дела и поступки моих воспитанников. Именно поэтому я выбрала профессию – воспитатель.
Думаю, воспитание для ребенка - это не подготовка к будущей жизни, а сама жизнь, во всей полноте, а для воспитателя – это тоже жизнь, вместе с ребенком. Каждый в этой жизни учится жить сам, другое дело, когда ребенка в этом поддерживает мудрый взрослый – воспитатель.
© 2015, Пяк Ирма Юрьевна 995