СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование регулятивных универсальных учебных действий в процессе обучения младших школьников табличному умножению и делению

Нажмите, чтобы узнать подробности

Система образования в начальной школе базируется на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО), в основе которого лежит системно-деятельностный подход, предполагающий воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, то есть способности к организации своей деятельности - умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстникамив учебной деятельности.

Это возможно благодаря овладению универсальными учебными действиями, которые предоставляют ученикам возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний это основная цель и основной результат образования.

Основой для разработки понятия «Универсальное учебное действие» служит деятельностный подход, базирующийся на положениях научной школы Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, П. Я. Гальперина, В. В. Давыдова. В данном подходе наиболее полно раскрыты основные психологические условия и механизмы процесса усвоения знаний, формирования картины мира, а также общая структура учебной деятельности учащихся. УУД являются одним из ключевых понятий в теории развивающего обучения Д. Б. Эльконина - В. В. Давыдова.

А. Г. Асмолов рассматривает определение универсальных действий в двух значениях:

В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е способность субъекта к саморазвитию и совершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

В более узком (собственно психологическом значении) этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса» [1, с. 27].

В составе основных видов УУД, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока: личностный, регулятивный, познавательный, и коммуникативный.

Рассмотрим подробнее регулятивные универсальные действия. Регулятивные действия обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельности. Последовательный переход к самоуправлению и саморегуляции в учебной деятельности обеспечивает базу будущего профессионального образования и самосовершенствования.

В учебно-методической литературе дается описание регулятивных универсальных учебных действий. Они создают условия учащимся для организации их учебной деятельности. В эти учебные действия входят:

- целеполагание (ребенок должен уметь ставить цель, задачу на основе того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно);

- планирование (учащийся должен определять последовательность промежуточных целей для достижения результата, составлять план последовательных действий);

- прогнозирование – предположение результата и уровня усвоения знаний, его временных затрат;

- контроль – сравнение способов действий и результатов деятельности с заданным эталоном для выявления отклонений и отличий от него;

- коррекция – внесение необходимых дополнений и изменений в план и способ действия, если эталон отличается от реального действия и его результата;

- оценка – определение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осмысление качества и уровня усвоения;

- саморегуляция представляет собой мобилизацию сил и энергии, волевое усилие для выбора в ситуации мотивационного конфликта и преодоление препятствий [1, с. 75].

Анализируя опыт учителей начальных классов, мы пришли к выводу, что тема «Табличное умножение и деление» традиционно трудный для значительной части школьников материал, в процессе выработки навыка, учащиеся могут допускать большое количество ошибок. Важно, чтобы эти ошибки были вовремя самостоятельно замечены и исправлены. Уроки математики предоставляют возможности и необходимые условия для формирования регулятивных УУД. Но, несмотря на это многие педагоги не уделяют этому вопросу достаточного внимания.

Обратим внимание на сами понятия «табличное умножение» и «табличное деление»:

А.В. Белошистая в своем исследовании определила, что к табличному умножению относятся случаи умножения однозначных чисел на однозначные натуральные числа, результаты которых находят на основе конкретного смысла действия умножения (находят суммы одинаковых слагаемых) [2, c. 141].

А к табличному делению относятся случаи деления без остатка в пределах 100. Это связано с тем, что в начальном курсе математики действие деления рассматривается как действие обратное умножению [2, с. 152].

Формирование регулятивных универсальных учебных действий в процессе обучения младших школьников табличному умножению и делению процесс целенаправленный и будет эффективен только в том случае если методы и приемы обучения будут специально подобраны исходя из цели.

Для формирования регулятивных универсальных учебных действий при изучении табличного умножения и деления следует применять элементы проблемного обучения, а именно проблемную ситуацию.

Проблемная ситуация – это состояние затруднения, возникшего из-за недостаточности ранее усвоенных знаний или способов практической деятельности для решения познавательной задачи. А.М. Матюшкин выделяет четыре типа проблемных ситуаций:

1) ситуация нехватки знаний (учащиеся не могут решить задачу, ответить на вопрос из-за отсутствия необходимых знаний);

2) ситуация новых условий (необходимые знания у детей, однако им предстоит придумать, как применить имеющиеся знания и умения в новых условиях);

3) ситуация противоречия между теоретической возможностью и практической осуществимостью (например, ученику надо выбрать из нескольких известных ему способов решения самый рациональный);

4) ситуация противоречия между полученным практическим результатом и отсутствием знаний для того, чтобы объяснить, как и почему получен именно такой результат [3, с. 87 – 90].

М. А. Чемякина считает, что формирование универсального учебного действия планирования происходит с введения определения понятия «план» – это порядок, последовательность действий; со знакомства с планом (алгоритмом, инструкцией) известных детям действий (в нашем случае алгоритм умножения и деления). Постепенно обучающиеся научатся составлять план своих действий по решению учебной задачи. Для формирования планирования собственной учебной деятельности эффективны следующие приемы: обсуждение готового плана решения учебной задачи; работа с деформированным планом решения учебной задачи; использование плана с недостающими или избыточными пунктами; составление своего плана решения учебной задачи [4, с. 11].

Использование различных приемов проверки, взаимопроверки и самопроверки необходимое условия для формирования регулятивных универсальных действий при изучении табличного умножения и деления.

Благотворно влияет на развитие самоконтроля предлагать учащимся проверить и оценить работу товарища. Взаимопроверка служит хорошей школой воспитания самоконтроля - ведь обнаружить ошибки в работе товарища гораздо легче, чем в собственной, а полученные навыки ученик переносит на свою деятельность.

Чтобы полноценно сформировать действие самоконтроля, нужно научить школьника создавать эталон. Для создания эталона результата вычислений необходимо научить школьников использовать разные приемы проверки вычислений (чтобы проверить умножение нужно произведение разделить на множитель и т.д.).

Использование приемов проверки вычислений позволяет учащимся овладеть новым приемам самоконтроля. Например, такое задание: «Запишите действие деления, в котором делимое 24, а делитель 3. Проверьте данное выражение с помощью умножения». Данное упражнение помогает осознать связь между компонентами умножения и деления и формирует регулятивное универсальное действие оценка.

Следует отметить что, использование различных приемов проверки, взаимопроверки и самопроверки целесообразно сочетать с действием оценки действием оценки. Важность формирования действия оценки обусловлена тем, что оно тесно связано с другими регулятивными действиями: целеполагания, прогнозирования, контроля, коррекции.

Вышеизложенное статьи позволяет сделать вывод о необходимости формирования регулятивных универсальных учебных действий в процессе обучения младших школьников табличному умножению и делениюРегулятивные УУД включают в себя такие компоненты, как целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекцию, оценку и саморегуляцию. Овладение регулятивными УУД позволит учащимся самостоятельно организовывать свою деятельность и выступать в роли субъекта в процессе обучения. Самостоятельность порождает удовлетворенность занятиями, своей работой, позволяет поверить в свои познавательные способности, что влечет за собой дальнейшую успешность школьника во всех сферах жизнедеятельности. Отметим, что перечисленные педагогические условия эффективны только в том случае, если будут осуществляться в комплексе.

23.10.2022 17:05


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!