СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование основ смыслового чтения в ходе реализации программы надпредметного курса «Техника осмысленного чтения».

Нажмите, чтобы узнать подробности

1. Программа: содержание и структура. Пояснительная записка. Методическая наука закрепила в терминах чтение осмысленное и чтение беглое две стороны деятельности по восприятию письменного текста: интеллектуальную и техническую. Обучение ребёнка осмысленному чтению, анализу и пониманию высказываний осуществляется в течение всех школьных лет на различных уроках. Есть прямая зависимость между скоростью чтения и успешностью учебной деятельности. Пятиклассники – отличники читают со скоростью 150 слов в минуту, «хорошисты» – 120 слов в минуту, а у «троечников» она составляет 90 слов в минуту. Техника чтения – это озвучивание текста внешней (при чтении вслух) или внутренней речи. Хорошая техника чтения предполагает правильное и быстрое осуществление этого процесса. Традиционное формирование техники чтения считается задачей начальной школы. Программа средней школы декларирует данную цель, однако отсутствие критериев беглости применительно к 5 и 6 классам и, главное, перспектив данной работы в 8 – 9 классах не способствует решению этой методической проблемы. Целью совершенствования и техники чтения в средней школе должно стать обучение зрелому чтению, существенными чертами которого являются высокая скорость в зависимости от речевой ситуации. Текст – это особый, специфический вид общения, цель которого понять автора. В процессе, ведущем к пониманию, как бы взаимодействуют две силы: сам текст и то, что происходит в психике человека во время восприятия читаемого. Читатель воспринимает текст через сигналы, его составляющие. Это и слова и словосочетания, и предложения. Заголовок, шрифт, деление текста на абзацы. Источник текста, фаты, библиографические данные. Поэтому понимание текста зависит, во-первых, от умения читателя воспринимать обращенные к нему сигналы, во-вторых, от умения на них реагировать. За текстом всегда стоит автор, поэтому ученика надо учить вести диалог с ним. Основная образовательная программа для основной школы предлагает междисциплинарные программы, одна из которых «Стратегии смыслового чтения и работа с текстом». В ней определены и планируемые результаты освоения (Приложение №2). Для достижения данных результатов для обучающихся в 5-ом классе предлагается надпредметная программа «Техника осмысленного чтения». Цель курса: овладение чтением как средством формирования способности и готовности к освоению систематических знаний, их интеграции в другие учебные предметы. Задачи курса: • обучению чтению как способу общения с автором текста; • определение параметров чтения: скорость, коэффициент усвоения содержания, продуктивность; • обучение видам чтения, предполагающим высокую скорость; • ознакомление с правилами скоростного чтения; • усвоение приёмов улучшающих понимание текстов научного, художественного стилей; • совершенствование умственной переработки прочитанного; • выбор стратегии чтения в зависимости от конкретных задач. Формы организации занятий. Каждое занятие проходит в практической работе. Для повышения интереса к курсу часть тем планируется проводить в виде игры. На каждом занятии проводится зарядка для глаз. Курс заканчивается разработкой комплекта опорных схем по работе с текстом. Оценка успешности освоения курса. Проводится тестирование и анализ умений работы с текстом диагностический, промежуточный и итоговый. Учебная программа курса. Тематическое планирование по курсу «Техника осмысленного чтения». № Тема занятия Содержание занятия 1 Определение целей и задач курса. «Что» и «зачем» я буду изучать. Как мы читаем? Чтение текста. Определение начальной скорости чтения текста и понимания его содержания после первого прочтения. 2 Особенности традиционных методов чтения. Пять способов чтения Изучение объема читаемого текста и бюджета времени, коэффициента понимания. 1) углубленное; 2) быстрое; 3) панорамное быстрое; 4) выборочное; 5) чтение-просмотр и чтение-сканирование 3 На пороге текста. Внимание к слову, слова в контексте, знакомство с заголовком, что такое эпиграф. Виды заголовков. Практическая работа по подбору эпиграфа к тексту. 4 Что значит прочитать текст? Погружение в текст. 5 Алгоритм чтения. Практическая работа. Способы запоминания информации о тексте. 6 Ключевые слова и смысловые ряды. Исследовательская работа. 7 Процесс перекодировки текста. Определение основной мысли текста. Практическая работа по перекодировки текста в план, кластерный план, схему, график. 8 Диалог с автором. Работа с вопросами. 9 Как читать учебную статью? Составление алгоритма. 10 Анализ текстов заданий в учебниках разных дисциплин. Работа с вопросами. 11 Внимание — катализатор чтения. Основные причины невнимательности. Как управлять своим вниманием? Упражнения для тренировки внимания. Три вида внимания: произвольное, непроизвольное и послепроизвольное внимание. 12 Что такое память? Произвольная, непроизвольная память; механическое, осмысленное запоминание. Тренировка памяти при чтении. Урок-игра. 13 Зрительное восприятие текста. Развитие периферического зрения. Зарядка для глаз. 14 Что такое артикуляция? Речь внешняя и внутренняя Эксперимент. 15 Как читать художественную литературу? Выразительное чтение 16 Включите воображение! Пути развития эмоционального воображения. 17 Когда текст прочитан. Завершающие шаги понимания текста
Категория: Литература
08.09.2016 14:05


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!