СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Гуманистическая эпистемология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Гуманистическая парадигма образования может быть понята как подход к образованию, где ученик выступает в качестве субъекта образовательной деятельности с признанием его индивидуальности и уникальности, активности и творческого начала.

Парадигма опирается на понимание психологии консультирования и исследует мотивацию и ценности личности. В практике обучения она призывает учитывать индивидуальные способности и интересы учащихся, ориентироваться на познавательные стремления ребенка, а не на логику наук и внешнее требование.

Эта парадигма устанавливает общие принципы, согласно которым обучение должно быть направлено на разностороннее развитие и формирование личности, основываться на мотивации учащихся, их жизненном опыте, являющаяся индивидуальным и уникальным «феноменальным полем» учащегося.

Поскольку человек – существо социальное, то он не может развиваться без контактов с окружающими людьми и обществом в целом. По своей природе человек открыт к непрерывному развитию и самореализации, обладает определенной степенью свободы от внешней детерминации благодаря смыслам и ценностям, которыми он руководствуется в своем выборе.

Потребности и интересы ребенка в русле этих идей считаются приоритетными относительно ценностей и потребностей общества. А следовательно, ученику необходимо предоставить возможность выбора предмета и формы обучения.

Подводя итог сказанному, отметим, что разные теории и концепции обучения отражают разные гносеологические подходы.

Существует много способов преподавания, каждый из которых находится под влиянием наших убеждений. У всех нас есть представление об устройстве окружающего мира и о том, что является истиной, на основании чего выделяются разные организационные формы обучения.

Активно практикуемые в старших классах уроки-лекции – уклон в сторону объективизма, в этом случает происходит объединение принципов, фактов и аргументов для представления их учащимся. Суть роли учеников сводится к пониманию и усвоению подобных знаний.

Уроки, на которых упор делается на обсуждение проблем, где работа проистекает в групповом взаимодействии, являются реализацией конструктивистского способа преподавания. Ученики учатся через обсуждение вместе с другими учениками и учителем.

Организация лабораторных уроков позволяет учащимся выполнять определенные действия и создавать нечто «новое».

Сейчас большинство учителей смешивают рассмотренные подходы и методы обучения. В начале урока для ознакомления с фактами используется подход, основанный на объективистской эпистемологии, затем многие применяют конструктивистский подход, организуя обсуждение значения этих фактов.

Необязательно выбирать один подход, но полезно знать, на чем основан каждый из способов обучения.

Ситуация в образовании меняется, и мы видим, как возникают новые подходы: компетентностный, комплексный подход в онлайн-обучении и пр.

Важно помнить, что не существует универсального идеального способа преподавания. В итоге выбор метода обучения будет зависеть от контента.

Теории лишь помогают принимать решение о том, какие способы обучения использовать, а они в свою очередь связаны с тем, каким знаниям и навыкам необходимо обучить учащихся.

Значит, надо выстроить такой дизайн урока, который позволит в совокупности используемых методов и способов обучения, учебных материалов, средств и алгоритмов их внедрения, помочь ученикам наиболее эффективно освоить предложенный контент и достичь поставленной цели, заданной в качестве вопроса – зачем (для чего) учить?

07.03.2022 21:08


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!