СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Информационно - образовательная среда на уроках математики и во внеклассной работе по предмету в коррекционной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Информационные и коммуникационные технологии заняли прочное место в процессе обучения. В данной статье говорится о том, как эти технологии используются на уроках математики и во внеклассной деятельности по предмету в коррекционной школе.

Начавшийся ХХI век специалисты называют веком компьютерных технологий. Это вполне справедливо и для учебного процесса, где без компьютера не обойтись. Используя компьютер в учебно-воспитательном процессе, мы готовим новое поколение к будущей жизни в информационном обществе. Одним из основных направлений информатизации образования является использование новых информационных технологий для реализации развивающего обучения и повышения качества образования. Для школьников с ограниченными возможностями здоровья компьютерные технологии приобретают ценность не только как предмет изучения, но и как мощное и эффективное средство коррекционного воздействия. Именно поэтому в современных условиях учебно-воспитательный процесс в коррекционной школе уже немыслим без применения новых компьютерных технологий.

«Предмет математики настолько серьёзен, что нужно не упускать случая, делать его немного занимательным» Б. Паскаль

На сегодняшний день мы используем ИКТ в преподавании математики по следующим направлениям:

- подготовка печатных дидактических материалов (карточки для самостоятельных, контрольных, индивидуальных работ, обучающие и корректирующие карточки, тесты и др.), поурочных планов, календарно-тематического планирования;

- создание компьютерных презентаций и видеороликов для применения на уроках разных типов, а также во внеклассной деятельности по предмету;

- применение компьютерных тестов для контроля ЗУН обучающихся.

Мы работаем с детьми с интеллектуальной недостаточностью. Для данного контингента учащихся характерны быстрая истощаемость ресурсов внимания, снижение объёма памяти, эмоциональная неустойчивость, отсутствие интеллектуальных мотивов, снижение внешней мотивации учебной деятельности. Отсюда снижение познавательного интереса. Чтобы заинтересовать учащихся, сделать их обучение осознанным, нужны нестандартные подходы, новые техники и технологии.

Стремимся сделать уроки насыщенными, продуктивными, современными. Задача учителя - заинтересовать детей своим предметом, чтобы они захотели получать предложенные им знания и учились добывать их сами. Поиск эффективных методик привел нас к новым компьютерным технологиям, которые эффективно применяются при организации творческой познавательной деятельности учащихся. Использование компьютера значительно повышает возможности коррекции и развития детей с ОВЗ.

Человек по своей природе больше доверяет глазам, и огромная часть информации воспринимается им через зрительный анализатор. Учитывая это, я решила попробовать мобилизовать зрительное восприятие детей с отклонениями в развитии, применяя мультимедийные презентации, созданные в программе Microsoft Office PowerPoint, при этом организовать работу по развитию наглядно-образного мышления, внимания, памяти, создать положительную мотивацию.

В своей практике мы используем презентации, которые составляем сами, либо пользуемся готовыми, которые находим в Интернете. Материал презентаций ориентирован на контингент наших учеников с учетом их психического, физического, эмоционального уровня развития. Презентации позволяют применять различные виды и формы учебной деятельности: получение информации, практические задания, контроль уровня знаний, и т.д. Они обеспечивают методическую и дидактическую поддержку различных этапов урока.

Где и как применяем ИТК на своих уроках? Для организации настроя обучающихся на урок используется слайд игрового содержания, яркий, привлекающий внимание. Это могут быть ребусы, приглашения к игре, путешествию и др.

На этапе актуализации знаний возможно использование ПК для организации разных видов устного счета, проведения автоматизированных математических диктантов, что способствует развитию внимания, дисциплинированности.

На этапе приобретения новых знаний компьютер выступает в роли мощного демонстрационного средства, обеспечивая высокий уровень наглядности. Сочетание рассказа учителя с демонстрацией презентации позволяет мне акцентировать внимание учащихся на особо значимых моментах учебного материала. Использую демонстрацию пошагового решения задачи.

Конструируя уроки с применением информационных и коммуникационных технологий, реализуем условия дифференцированного обучения различными способами: свободный выбор, как темпа изучения материала, так и глубины и разнообразия его.

Для закрепления пройденного материала, для самоконтроля знаний, в качестве дополнительных заданий для отдельных обучающихся, на уроках математики используем компьютерные тесты, созданные в программах Microsoft Office PowerPoint, Smart Notebook, Microsoft Office Excel. Тесты нацеливает ребенка на внимательную работу и получение хорошего конечного результата. Значительно увеличивается объем выполненных заданий, так как нет необходимости записывать их в тетрадь.

Введение в практику обучения детей с нарушением интеллекта тестовых заданий преследует кроме желания оценить уровень знаний и умений, навыков учащихся ещё и цель познакомить учащихся с самими тестами. Практика показала, что учащиеся довольно быстро понимают суть тестовых заданий и с удовольствием их выполняют.

На занятии не всегда можно использовать интересные формы работы из-за жёстких рамок урока, разного уровня подготовки учащихся, поэтому мы стараемся разнообразить изучение математики разными приёмами работы. Традиционно в нашей школе проводятся недели математики, на которых мы с успехом применяем информационные и коммуникационные технологии, для повышения эффективности внеклассной деятельности. Для создания материалов использую программы Microsoft Office PowerPoint и Pinnacle Studio, что даёт возможность представить внеклассную работу на качественно новом уровне.

Учащимся также даю задания различного вида. Например, с помощью Интернет ресурсов найти, нарисовать или распечатать различные ребусы и кроссворды на математическую тему. По работам учащихся организуются различные выставки:

"Рисуем из геометрических фигур"

"Числа в пословицах и поговорках"

"Страна "Цифирия"

"Уголок кроссвордистов"

"Уголок ребусолюбов"

Применение информационно-коммуникационных технологий во внеклассной работе позволяет разнообразить формы работы с учащимися, способствует созданию условий для активной и творческой деятельности, позволяет кратко и красочно представить необходимый материал учащимся, позволяет сделать мероприятия более увлекательными и познавательными.

Уважаемые коллеги, творите, выдумывайте и помните: дети скучных не любят, они их не замечают. А информационно-коммуникативные технологии очень хороший помощник в нашем творчестве. Поэтому всё зависит от учителя!

Из опыта своей работы я могу сделать определенные выводы:

1. ИКТ позволяют сделать учебный материал наглядным и убедительным.

2. Облегчается процесс восприятия и запоминания информации с помощью наглядных примеров.

3. ИКТ значительно облегчают работу учителя по демонстрации схем, таблиц, рисунков.

4. ИКТ можно использовать на любом этапе урока.

5. Использование анимации активизирует внимание.

6. ИКТ позволяют за непродолжительное время проверить уровень усвоения темы учащимися всего класса.

13.10.2017 17:45


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!