СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Использование информационно-коммуникационных технологий в преподавании и обучении» серии последовательных уроков по информатике в 6 «б» классе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Настоящая опасность не в том,

что компьютеры начнут мыслить, как люди,

а в том, что люди начнут

мыслить, как компьютеры.

С. Харрис

В современном быстро меняющемся мире, в огромном потоке информации, в гуще проблем, которые почти мгновенно становятся глобальными, то есть общепланетарными, человеку очень важно не растеряться и не потерять своё место в жизни. В связи с этим, для каждого из нас не менее важно обладать достаточной цифровой грамотностью. Каждому человеку необходимо уметь работать на персональном компьютере с прикладными программами Microsoft Office, умело использовать сети Интернет при общении или для поиска необходимой информации. Использование ИКТ является ведущей составляющей технологической подготовки человека, в какой бы сфере ему не пришлось работать в будущем. Это подтверждается каждым шагом нашей повседневной жизни: работа, отдых, учёба, общение…- всюду используются цифровые технологии.

Развитие Информационно-коммуникационных технологий требует своевременных изменений в системе их использования при оценивании знаний, что обусловливает изменения способов обучения, методик и технологий.

ИКТ являются значимым инструментом, помогающим учителям в преподавании, позволяя им облегчить объяснение и обеспечить понимание учащимися научных понятий. (Руководство для учителя стр166)

На всех современных уроках необходимо активно использовать цифровые технологии, так как это способствует мотивации учащихся к обучению. При активной работе на персональном компьютере с большим объёмом цифровой информации значительно облегчается усвоение учащимися необходимого материала.

В ходе проведения всей серии последовательных уроков информатики в 6 «б» классе я использовал информационно-коммуникационные технологии как при организации индивидуального подхода, так и при работе в группах. На первом уроке учащиеся работали на персональном компьютере индивидуально при выполнении заданий самостоятельной работы с последующей взаимопроверкой. Самостоятельная работа включала в себя 5 заданий, на выполнение которых отводилось 7 минут. В течение заданного времени учащиеся должны были создать таблицу, содержащую справочные сведения по предложенному образцу. При этом нужно было выровнять ширину столбцов, установить заданную высоту строк таблицы, установить авто подбор ширины и сохранить таблицу в документах под именем «Ученик». Большинству учащихся задание очень понравилось не только потому, что это была возможность поработать самостоятельно, повторить теорию в ходе практической деятельности, но и потому, что задание было интересное. В нём предлагалось включить в таблицу не просто какие-то абстрактные справочные сведения, а справочные сведения об их друзьях.

Сразу же после получения задания от учеников К, А, М, Н, Д последовали уточняющие вопросы в которой я пронаблюдал элементы кумулятивной беседы. Шестиклассники задавали мне вопросы: полностью ли писать имя? Можно ли без отчества? Какой телефон указывать – сотовый или домашний? А область и район писать? А писать по алфавиту? Сколько можно друзей записать? После обсуждения всех вопросов в ходе кумулятивной беседы все учащиеся приступили к выполнению данного задания. Вместе с некоторой сумятицей это привнесло в атмосферу урока целую волну положительных эмоций, ведь речь идёт о лучших друзьях каждого ученика. Не все успели завершить работу, но те, кто успел, справились с работой на «хорошо» и «отлично».

На втором уроке дети учились вставлять графические объекты и декоративные надписи в Word. Здесь ИКТ использовалась при закреплении знаний через выполнение практической работы. Каждая группа должна была выполнить задания своего уровня из блока дифференцированных заданий, предложенных в учебнике информатики по данной теме. Времени на это отводилось 10 минут. Каждая группа справилась со своим уровнем заданий своевременно, хотя некоторым учащимся пришлось возвращаться к тексту учебника, чтобы убедиться в правильности своих действий и действий всей группы. Так формируется чувство ответственности за результаты коллективного труда, стремление к самосовершенствованию и освоение правил сотрудничества и сотворчества, взаимное уважение, умение слушать и слышать, быть внимательным и аккуратным. Давая общую формативную оценку работам групп, я постарался всё это отметить и поблагодарил учащихся за совместное творчество, за их вклад в успешное освоение новой темы. В рефлексии дети тоже отметили, что им понравилось выполнять практическую работу, понравилось работать в группе, понравилось работать на персональном компьютере.

На третьем занятии серии последовательных уроков тема называлась «Форматирование надписей и рисунков». Здесь достаточно было поработать с материалом учебника. Однако же, обратиться к ИКТ пришлось для проведения физминутки. Целью данной физминутки было преодолеть у учащихся состояния усталости и настроить их на дальнейшую активную совместную работу как группе, так и в паре. В данном случае были использованы ноутбук с проектором и интерактивная доска. Все ученики приняли активное участие в танцевальной зарядке. Это внесло значительное оживление в ход урока и вызвало положительные эмоции детей, поскольку к середине урока многие учащиеся бывают заметно утомлены.

Последний, то есть четвёртый по счёту из уроков данной серии был проведён по теме «Общие сведения о презентации». На этапе закрепления знаний учащимся был предложен тест «Проверь себя». Это была индивидуальная самостоятельная работа на персональном компьютере с последующей самопроверкой. Для данного задания была использована программа My Test Student на которую отводилось пять минут. По истечении времени программа сама завершала тест. Результаты теста были выведены на монитор персонального компьютера с правильными и не правильными ответами в виде диаграммы с процентами. Ребята оценивали сами себя по критериям, которые я вывел на интерактивную доску:

  1. «5» не менее 85% макс. баллов
  2. «4» не менее 70% макс. баллов
  3. «3» не менее 50% макс. баллов

Самооценка определяется как «прогресс осмысления прошлого опыта, стремление вспомнить и понять произошедшее в попытке получить четкое представление о том, что уже было изучено и достигнуто. (Мунди и др., 1989) При самооценке ученики должны четко понимать критерии или стандарты, которые будут использованы при оценивании их работы, формировать суждения о собственной работе, согласно данным критериям или стандартам, учитывать комментарии учителя и прорабатывать выявленные пункты в дальнейшем. (Ресурс неделя третья, день второй)

Буквально через 5 минут каждый учащийся уже знал свою оценку и видел свои ошибки. Опять же было достаточно эмоций как позитивного, так и негативного характера: отличница К была не рада своей четвёрке, слабые ученики Д, А удивлялись, что с первого раза получили удовлетворительную отметку.

Таким образом, в нашей серии последовательных уроков мы выделили моменты, где работа с использованием ИКТ велась конкретно, то есть дети сами на практике использовали персональный компьютер, выполняя те или иные задания учителя. В основном она проходила на хорошем уровне и хорошо воспринималась учащимися. Но в каждой конкретной практической деятельности мы достигаем успехов лишь в том случае, если успешно пройдём определённые подготовительные процедуры. К ним я отношу и инструктаж по соблюдению норм и правил техники безопасности, и работу на уроках до начала проведения данной серии последовательных уроков, и изучение нового материала по тексту учебника, и работу над презентациями, и защиту презентаций, и взаимном оценивании по критериям. Также не менее важным является повторение пройденной темы через систему вопросов низкого и высокого порядка, каков бы ни был их источник: учитель, учебник, одноклассник, интернет. Имеет первостепенное значение и понимание содержания, и зрительное запоминание целого ряда специальных понятий, сочетаний, терминов и алгоритмов. На каждом уроке это чётко ощущалось. Поэтому, когда давались задания группам по уровням А, В, С, из учебника. Здесь я акцентировал свое внимание на дифференциацию обучения. В ходе выполнения данного задания я провел наблюдение за учащимися со слабыми когнитивными способностями А, Д, А, Э, которые испытывали затруднения и с большим трудом выполнили задание своего уровня потому что у данных учащихся слабо развита: работоспособность, внимание, мышление, практические навыки при работе на персональном компьютере и понимание теоретического материала урока. В дальнейшем я планирую организовать работу этих учеников в парах, в группах с учащимися высокой мотивации для создания атмосферы сотрудничества. Так как при групповой или парной работе в результате диалога сильные ученики будут оказывать помощь слабым при выполнении совместного задания, которое будет способствовать интеллектуальному развитию учащихся и их результативности в обучении.

Модель обучения Л. Выготского предполагает, что знания приобретаются в результате вовлечения ученика в диалог. Таким образом, роль учителя в поддержке социальной вовлеченности в процессе обучения является решающей для развития обучения ученика. Ученики легче обучаются в случае, когда имеется возможность диалога с другими, более знающими, в роли которых могут выступать одноклассники и учителя. Обучение будет успешным в случае, если обсуждаемые идеи еще не являются частью настоящего понимания ученика, но входят в его ЗБР. (Руководство для учителя стр. 144)

Когда дети отвечали на вопросы в группах, парах и индивидуально («Снежный ком», «Лото», «Ты – мне, я - тебе», «Горячий стул», «Умная почта», кумулятивная беседа по новой теме между учителем и группой учащихся) уже было возможно прогнозировать будущий результат практической деятельности учащихся. То есть педагогу важно понять, что ИКТ — это не только практика, но и большой объём теоретического материала. Дети должны понимать, что общение с компьютером или через компьютер требует, чтобы человек обладал определёнными теоретическими знаниями. Причём изучение теории является более качественным, если отойти от норм традиционного урока и дать возможность детям работать самостоятельно, в группах или в парах.

Всё выше изложенное о моей конкретной практической деятельности по модулю, позволяет сделать целый ряд выводов и обобщений об использовании информационно-коммуникационных технологий в процессе преподавания и обучения:

- ИКТ обеспечивает единство теории и практики: почти на каждом уроке этапы повторения и закрепления пройденного, изученного по учебнику материала, представляют собой практические и самостоятельные работы, выполняемые учениками как в группах, так и индивидуально. Причём происходит это после того, как новая тема будет изучена по учебнику и представлена в виде презентации от всей творческой группы учащихся.

- ИКТ помогает как учителю, так и учащимся оптимально использовать своё время. Имеется в виду и время всего урока в целом (наши традиционные 45 минут), и время подготовки к уроку, и время выполнения тех или иных заданий. При умелом использовании ИКТ за короткий промежуток времени можно очень многое успеть.

- с помощью ИКТ можно обеспечить положительный эмоциональный фон урока, снять психологическое напряжение, снизить утомляемость ребёнка на уроке через демонстрацию позитивных видеороликов, через проведение физминуток, через мультимедийные презентации и выполнение интерактивных заданий. Здесь же, благодаря ИКТ, происходит смена видов деятельности и быстрое переключение внимания учащихся на нужный объект, что также даёт возможность заметно снизить утомляемость наших подопечных.

- ИКТ учат детей правилам и навыкам эффективного сотрудничества и эффективного изучения большого объёма информации. В будущем учащиеся, обладающие такими навыками, смогут быстро адаптироваться в мире взрослых в процессе социализации и самореализации.

- через ИКТ обеспечивается более объективный и быстрый контроль и самоконтроль знаний, умений, навыков учащихся. Появляется возможность легко выявить сильные и слабые стороны процесса обучения и преподавания, выявить типичные для всех учащихся проблемы, что делает работу над ошибками и планирование дальнейшей деятельности на уроках более целенаправленным и эффективным.

- ИКТ способствует интеллектуальному росту ученика. Различного рода словари, энциклопедии, новости, научные выкладки в соответствии с нашими индивидуальными, профессиональными или иными запросами, мы можем получить мгновенно. При этом все данные соответствуют последним, самым современным достижениям человечества.

- Также думается, что учителю нельзя забывать об использовании здоровье сберегающих технологий в сочетании с ИКТ. Здесь я имею в виду соблюдение техники безопасности при работе с персональным компьютером, проведение на уроках физических разминок, гимнастики для глаз. Также все этапы урока и задания, связанные с использованием персонального компьютера должны быть дозированы в соответствии с возрастными особенностями школьников.

В дальнейшем видится целесообразным на практике использовать возможности системы электронного обучения E-learning с использованием ресурсов ЦОР для дополнительного изучения материал по темам, для просмотра результатов обучения. Применять в следующем цикле проведения последовательных уроков словари, а также развивать навыки работы с таблицами отдельных учеников через практические задания. Также необходимо продолжить закрепление положительного опыта, приобретённого в ходе данной практики: работа на этапе повторения и закрепления материала, проведение физкультурных минуток.

Список использованной литературы:

Руководство для учителя стр. 144, 166.

Ресурс, неделя третья, день второй

Категория: Информатика
25.03.2016 19:54


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!