СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Использование мнемотехнических
приёмов на уроках русского языка.
Добрый день, уважаемые коллеги! Слайд № 1 - 2.
В 2012 году я набрала первый класс и столкнулась с проблемой слайд № 3, что большинство детей не может запомнить необходимую информацию, испытывают трудности при заучивании стихотворений, пересказе текстов. Поэтому я решила искать формы, методы и приёмы работы, которые мне помогут в решении вышеуказанных проблем. По моему мнению, наиболее эффективными оказались приёмы мнемотехники.
Приёмы мнемотехники облегчают запоминание у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.
Итак, что же такое мнемотехника? слайд № 4 Мнемотехника - в переводе с греческого - «искусство запоминания». Это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, и, конечно, развитие речи.
Мнемотехника зародилась в Древней Греции. слайд № 5 У её истоков стоит поэт Симонидес. В древности мнемотехнику использовали выдающиеся поэты, философы и политики. С течением времени мнемотехника была усовершенствована и применялась в разных областях знания, особенно активно в образовании.
Для того, чтобы достичь положительных результатов, мною была определена следующая цель слайд № 6 педагогической деятельности: развитие зрительной и тактильной памяти, образного мышления, слухового и зрительного внимания; развитие речи.
Для успешного достижения поставленной цели я определила следующие задачи: слайд № 7
слайд № 8 Я работаю по учебно-методическому комплекту «Школа 2100»,при ознакомлении учащихся со звуками речи и их буквенным обозначением в программу заложена звуковая модель, которая имеет свой наглядный образ (человечек - звуковичок). Звуковички появляются на страницах «Азбуки» по мере изучения нового звука - буквы русского языка.
Модель гласного звука представлена в виде человечка с красными башмачками. Модель согласного звука – человечек с условной шапочкой на голове. Для лучшего запоминания характеристики согласного звука предполагается «одевание» человечков. У согласных звуковичков шапочки двух видов (деление по признаку звонкости и глухости): «колокольчик» - звонкие согласные, «черный цилиндр» - глухие согласные. Раскрашивание «ботиночек» (обозначение мягкости и твёрдости звука в слове) в зелёный ботиночек (т.к. эти звуковички любят гулять по мягкой зеленой травке) – мягкие согласные и синий ботиночек (любят кататься по твердому синему льду) – твердые согласные.
Такая иллюстративная наглядность помогает ученику запоминать, воспроизводить полученную на уроке информацию о характеристике изучаемых звуков, позволяет осознанно осваивать первоначальные знания в области фонетики. Это прием символизации, который является наиболее распространенным из приёмов мнемотехники.
слайд № 9 Чтобы систематизировать изучаемые единицы языка, я ребятам предложила все изученные фонемы, расселять в «Буквоград». Таким образом, мне удалось обобщить и воспроизвести полученные на уроке новые знания, справиться с большим объёмом информации.
При работе со словарными словами, написание которых требует запоминания, я решила тоже предложить учащимся несколько мнемонических приемов, которые облегчили запоминание правильного написания слов из словаря.
слайд № 10 Например, чтобы запомнить написание слов “шел”, “черный”, “желтый”, предлагаю рисунок ежика, который шагает в желтом плаще. Кто нарисован? Ежик. Какая буква стоит в начале слова? Запомните ее, т.к. в словах, с которыми мы познакомимся сегодня, есть эта буква. Какой по цвету ежик? (Черный) Во что одет? В желтый плащ. Что делал? Шел. На доске появляются слова с выделенной буквой е. Повторим. Шел черный ежик в желтом плаще. Это был приём картинографии.
слайд № 11 По развитию речи провожу следующую работу. Я предлагаю детям составить текст цепной структуры. Я помогаю начать составлять текст. Жил ёж. (Он врач. Еж построил шалаш. Рядом рос камыш. Приходили к нему лечится мышь, грач и уж.) У нас получился связный текст. Давайте вспомним опорные слова, которые помогли составить нам рассказ. Назовите их. Для того чтобы понять основную последовательность и связность текста, удержать его в памяти, я предложила детям мнемодорожку. Это дидактический материал, схема, в которую занесена определённая информация. Поскольку она вначале не знакома детям, я брала на себя обучающую роль, т.е. доводила до детей содержание, которое вложено в мнемодорожку. Работа заключалась не в сухом пересказе содержания, а в активном творческом процессе работы.
слайд № 12 При формировании у детей правописания ь у имен существительных с шипящим на конце провожу следующую работу. Две больших иллюстрации ежа и мыши.
слайд № 13- 16 Предлагаю группу слов (на слайде). Какой частью речи они являются? Какое число обозначают? На какой звук оканчиваются? А какое слово имеет отличительный признак? (мышь) Что отличает его? (Род). А ещё? (Мягки знак на конце слова). Мышке дарим ь. Как Вы думаете, какое правило, мы вывели с помощью слова ёж? (Имена существительные мужского рода с шипящим на конце пишется без мягкого знака) Затем предлагаю закрепить знания. На доске карточки со словами, а ученики определяют к какому изображению их отнести.
слайд № 17 При изучении склонений имён существительных я использую приём рифмы, небольшое стихотворение и иллюстрации к нему, для того чтобы дети лучше распознавали тип склонения имени существительного по совокупности признаков.
Чтоб склонения вы знали,
Я семью вам покажу:
Первое склонение, поверьте,
ПапА, мамА, дядЯ, тётЯ, а не дети.
А второе – это сын,
Сын, да только не один,
Солнце в пару с ним.
Ну а третье – это дочь,
Будешь помнить день и ночь.
слайд № 18-19 При проведении анализа своей работы по применению приемов мнемотехники, наблюдается положительная динамика развития памяти (анализ по методике А. Р. Лурия) и творческих способностей учащихся. На слайде вы можете увидеть сравнительный анализ объёма памяти. У школьников, освоивших техники запоминания, наблюдается рост творческой активности и познавательной деятельности. Прослеживается положительная динамика участия школьников в различных конкурсах по русскому языку, творческих проектах и олимпиадах, а так же рост уровня школьной мотивации.
слайд № 20 Подводя итоги опыта работы с применением приёмов мнемотехники, я сделала вывод, что лишь прикоснулась к большому источнику идей и открытий, позволяющих сделать обучение простым и доступным для каждого ученика.
© 2017, Панкратова Елена Владимировна 1023