СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование мнемотехнических приёмов на уроках русского языка.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Использование мнемотехнических

приёмов на уроках русского языка.

Добрый день, уважаемые коллеги! Слайд № 1 - 2.

В 2012 году я набрала первый класс и столкнулась с проблемой слайд № 3, что большинство детей не может запомнить необходимую информацию, испытывают трудности при заучивании стихотворений, пересказе текстов. Поэтому я решила искать формы, методы и приёмы работы, которые мне помогут в решении вышеуказанных проблем. По моему мнению, наиболее эффективными оказались приёмы мнемотехники.

Приёмы мнемотехники облегчают запоминание у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.

Итак, что же такое мнемотехника? слайд № 4 Мнемотехника - в переводе с греческого - «искусство запоминания». Это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, и, конечно, развитие речи.

Мнемотехника зародилась в Древней Греции. слайд № 5 У её истоков стоит поэт Симонидес. В древности мнемотехнику использовали выдающиеся поэты, философы и политики. С течением времени мнемотехника была усовершенствована и применялась в разных областях знания, особенно активно в образовании.

Для того, чтобы достичь положительных результатов, мною была определена следующая цель слайд № 6 педагогической деятельности: развитие зрительной и тактильной памяти, образного мышления, слухового и зрительного внимания; развитие речи.

Для успешного достижения поставленной цели я определила следующие задачи: слайд № 7

  • Сделать процесс обучения познавательным, используя различные приемы данной технологии;
  • Сформировать у обучающихся навыки работы с информацией;
  • Формировать позицию обучающего, его умение аргументировать свой ответ, слушать и слышать других, уважительно относиться к мнению других собеседников;
  • Воспитывать активную, творческую, многогранную личность, способную найти пути решения любой проблемы.

слайд № 8 Я работаю по учебно-методическому комплекту «Школа 2100»,при ознакомлении учащихся со звуками речи и их буквенным обозначением в программу заложена звуковая модель, которая имеет свой наглядный образ (человечек - звуковичок). Звуковички появляются на страницах «Азбуки» по мере изучения нового звука - буквы русского языка.

Модель гласного звука представлена в виде человечка с красными башмачками. Модель согласного звука – человечек с условной шапочкой на голове. Для лучшего запоминания характеристики согласного звука предполагается «одевание» человечков. У согласных звуковичков шапочки двух видов (деление по признаку звонкости и глухости): «колокольчик» - звонкие согласные, «черный цилиндр» - глухие согласные. Раскрашивание «ботиночек» (обозначение мягкости и твёрдости звука в слове) в зелёный ботиночек (т.к. эти звуковички любят гулять по мягкой зеленой травке) – мягкие согласные и синий ботиночек (любят кататься по твердому синему льду) – твердые согласные.

Такая иллюстративная наглядность помогает ученику запоминать, воспроизводить полученную на уроке информацию о характеристике изучаемых звуков, позволяет осознанно осваивать первоначальные знания в области фонетики. Это прием символизации, который является наиболее распространенным из приёмов мнемотехники.

слайд № 9 Чтобы систематизировать изучаемые единицы языка, я ребятам предложила все изученные фонемы, расселять в «Буквоград». Таким образом, мне удалось обобщить и воспроизвести полученные на уроке новые знания, справиться с большим объёмом информации.

При работе со словарными словами, написание которых требует запоминания, я решила тоже предложить учащимся несколько мнемонических приемов, которые облегчили запоминание правильного написания слов из словаря.

слайд № 10 Например, чтобы запомнить написание слов “шел”, “черный”, “желтый”, предлагаю рисунок ежика, который шагает в желтом плаще. Кто нарисован? Ежик. Какая буква стоит в начале слова? Запомните ее, т.к. в словах, с которыми мы познакомимся сегодня, есть эта буква. Какой по цвету ежик? (Черный) Во что одет? В желтый плащ. Что делал? Шел. На доске появляются слова с выделенной буквой е. Повторим. Шел черный ежик в желтом плаще. Это был приём картинографии.

слайд № 11 По развитию речи провожу следующую работу. Я предлагаю детям составить текст цепной структуры. Я помогаю начать составлять текст. Жил ёж. (Он врач. Еж построил шалаш. Рядом рос камыш. Приходили к нему лечится мышь, грач и уж.) У нас получился связный текст. Давайте вспомним опорные слова, которые помогли составить нам рассказ. Назовите их. Для того чтобы понять основную последовательность и связность текста, удержать его в памяти, я предложила детям мнемодорожку. Это дидактический материал, схема, в которую занесена определённая информация. Поскольку она вначале не знакома детям, я брала на себя обучающую роль, т.е. доводила до детей содержание, которое вложено в мнемодорожку. Работа заключалась не в сухом пересказе содержания, а в активном творческом процессе работы.

слайд № 12 При формировании у детей правописания ь у имен существительных с шипящим на конце провожу следующую работу. Две больших иллюстрации ежа и мыши.

слайд № 13- 16 Предлагаю группу слов (на слайде). Какой частью речи они являются? Какое число обозначают? На какой звук оканчиваются? А какое слово имеет отличительный признак? (мышь) Что отличает его? (Род). А ещё? (Мягки знак на конце слова). Мышке дарим ь. Как Вы думаете, какое правило, мы вывели с помощью слова ёж? (Имена существительные мужского рода с шипящим на конце пишется без мягкого знака) Затем предлагаю закрепить знания. На доске карточки со словами, а ученики определяют к какому изображению их отнести.

слайд № 17 При изучении склонений имён существительных я использую приём рифмы, небольшое стихотворение и иллюстрации к нему, для того чтобы дети лучше распознавали тип склонения имени существительного по совокупности признаков.

Чтоб склонения вы знали,

Я семью вам покажу:

Первое склонение, поверьте,

ПапА, мамА, дядЯ, тётЯ, а не дети.

А второе – это сын,

Сын, да только не один,

Солнце в пару с ним.

Ну а третье – это дочь,

Будешь помнить день и ночь.

слайд № 18-19 При проведении анализа своей работы по применению приемов мнемотехники, наблюдается положительная динамика развития памяти (анализ по методике А. Р. Лурия) и творческих способностей учащихся. На слайде вы можете увидеть сравнительный анализ объёма памяти. У школьников, освоивших техники запоминания, наблюдается рост творческой активности и познавательной деятельности. Прослеживается положительная динамика участия школьников в различных конкурсах по русскому языку, творческих проектах и олимпиадах, а так же рост уровня школьной мотивации.

слайд № 20 Подводя итоги опыта работы с применением приёмов мнемотехники, я сделала вывод, что лишь прикоснулась к большому источнику идей и открытий, позволяющих сделать обучение простым и доступным для каждого ученика.

08.01.2017 12:32


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!