СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ ПРИ ВНЕДРЕНИИ ФГОС

Нажмите, чтобы узнать подробности

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ ПРИ ВНЕДРЕНИИ ФГОС

Белобородова Ольга Анатольевна

МБОУ СОШ №4, учитель начальных классов, г. Бирск

Новые информационные технологии становятся неотъемлемой частью образовательного процесса.

Цель современного образования – воспитание и обучение всесторонне развитой личности, способной к творчеству.

Педагогическая технология - это такое построение деятельности педагога, в которой все входящие в него действия представлены в определённой последовательности и целостности, а выполнение предполагает достижение необходимого результата и имеет прогнозируемый характер.

Технология обучения, или образовательная технология - это "привязывание" методики обучения к конкретным условиям, системы использования выработанных правил с учётом времени, места, конкретных субъектов образования, условий организации и протяжённости педагогического процесса. Поэтому об эффективности технологии можно говорить не вообще, а лишь по отношению к определённым учащимся и педагогам.

Каждый педагог - творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества.

Необходимо внедрять в свою практику инновационные технологии, которые способствуют формированию у детей ключевых компетенций, способствующих успешности учеников в современном обществе.

Вашему вниманию предлагаю современные образовательные технологии, которые применяю я на своей практике:

  • игровые технологии
  • здоровьесберегающие технологии
  • информационные технологии
  • развития критического мышления;
  • проектная и исследовательская деятельность
  • личностно-ориентированное обучение;
  • технология проблемного обучения
  • технология дифференцированного подхода
  • технология «портфолио»

В поисках решения проблемы я использую в своей педагогической деятельности личностно-ориентированный подход в обучении, который реализую через внедрение здоровьесберегающего подхода, компетентностно – ориентированного обучения, информационно-коммкуникативных, игровых технологий, педагогику сотрудничества, развивающего обучения.

Формы урока личностно-ориентированной направленности и методы, используемые внутри данной технологии.

Таблица 1

Методы.

Формы урока.

  • Проблемный метод
  • Индивидуальный и дифференцированный подход в обучении
  • Работа в группах, парах
  • Работа с портфолио
  • Урок - дискуссия
  • Урок - игра
  • Урок - КВН
  • Урок - беседа
  • Урок - экскурсия
  • Интегрированный урок
  • Урок – спектакль

Опыт работы показывает, что моделирование уроков в различных технологиях - дело не простое, но сегодня это требование времени.

Применение различных технологий не всегда возможно отдельно друг от друга на каком-либо уроке, они применяются в сочетании. Предлагаю посмотреть следующую таблицу и убедиться в этом:

Сочетание элементов современных образовательных технологий

в структуре урока

Таблица 2

п/п

Этап урока

Варианты использования образовательных технологий

Методы и приёмы

11.

Актуализация знаний

Игровые технологии

- Создание игровой ситуации

Педагогика сотрудничества

-Совместная деятельность Эвристическая беседа

Здоровьесберегающий подход

-Психофизическая тренировка (элементы аутотренинга, настрой на урок)

-Психогимнастика

-Алгоритмическая разминка

22.

3

2

Сообщение темы и целей урока

Проблемное обучение

- Создание проблемной ситуации

Педагогика сотрудничества

- Работа в группах, парах

- Эвристическая беседа

Информационно-коммуникативные технологии

-Представление наглядного материала (презентация, работа с интерактивной доской)

33.

3

Работа по теме урока

Индивидуальный и дифференцированный подход

- Индивидуальная, групповая работа.

- Работа в парах (тройках. четвёрках)

Гуманно-личностная технология

- Создание ситуации успеха

Компетентностно- ориентированное обучение

- Исследовательская работа в группах. парах

Информационно-коммуникативные технологии

- Знакомство с новым материалом на ПК

-Разноуровневые задания на ПК

Развивающее обучение

- Задания на развитие общеинтеллектуальные умений – сравнения, мышления, конкретизации, обобщения

Игровые технологии

- Игровая ситуация

Проблемное обучение

- Создание проблемной ситуации

44.

4

Физкультминутка

Здоровьесберегающий подход

- Гимнастика для тела, слуха, глаз; упражнения на релаксацию

55.

5

Индивидуальная (самостоятельная работа)

Индивидуальный и дифференцированный подход

-разноуровневые задания

Информационно-коммуникативные технологии

-Тестирование на ПК

-Разноуровневые задания на ПК

66.

6

Подведение итогов урока.

Педагогика сотрудничества

- Коллективный вывод

- Подведение итогов в паре (сравнение)

Гуманно-личностная технология

- Создание ситуации успеха

7.

Рефлексия

Гуманно-личностная технология

- Создание ситуации успеха

Самыми распространенными, необходимыми, часто используемыми технологиями с учетом физиологических возрастных особенностей в работе любого учителя начальной школы, в том числе и в моей, являются игровые и здоровьесберегающие технологии.

Игровые технологии на уроках. Если привычной и самой желанной формой деятельности для ребенка является игра, значит надо использовать эту форму организации деятельности для обучения, объединив игру и учебно-воспитательный процесс, точнее, применить игровую форму организации деятельности обучающихся для достижения образовательных целей. На этом и должен быть построен современный урок в начальной школе.

Игры применяю разные: сюжетно-ролевые (преобладают в 1 классе), дидактические, логические, подвижные.

Игровая деятельность используется мной в следующих случаях: - для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета

(урок-игра «Путешествие по стране Знаний», урок–путешествие «Сказочная страна»);

- в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля (игры, игровые элементы)

(Урок – повторение в 1 классе по теме «Заглавная буква в именах, фамилиях, отчествах»)

Здоровьесберегающие технологии применяются мной как в урочной деятельности, так и во внеклассной работе. На мой взгляд, формирование ответственного отношения к своему здоровью – необходимое условие успешности современного человека. Здоровьесберегающий подход прослеживается на всех этапах моего урока, поскольку предусматривает чёткое чередование видов деятельности.

В уроки, внеклассные мероприятия по предмету включаю гимнастику, гимнастику для слуха, танцевально-ритмические паузы (под музыку), физкультминутки, двигательно-речевые упражнения, точечный массаж и самомассаж, оздоровительные игры на переменах, упражнения на релаксацию, дыхательную гимнастику, беседы с медсестрой на темы «Чистота – залог здоровья или мы за ЗОЖ», «Уроки здоровья и безопасности».

Выбираю физкультминутку в зависимости от преобладающей деятельности на уроке: Если преобладающий вид деятельности письмо, то использую упражнения для снятия общего или локального утомления, упражнения для кистей рук; если чтение - гимнастику для глаз; слушание, говорение - гимнастику для слуха, дыхательную гимнастику.

В русле поисков современных подходов к обучению, на мой взгляд, заслуживает внимание построение урока, выдержанное в технологии критического мышления.

Критическое мышление предполагает способность понимать и рефлектировать по поводу того, что человек знает и о чём думает. Но чтобы это стало возможным, необходимо вывести своё знание и понимание на уровень осознания.

Урок, построенный в соответствии с технологией критического мышления, состоит из трёх фаз:

-вызов;

-осмысление или фаза реализации смысла;

-рефлексия.

Технология проектного обучения.

Актуальность данной технологии особенно возрастает на современном этапе, когда результатом образовательного процесса становится не определенная сумма знаний сама по себе, а умение применить полученные знания в различных жизненных ситуациях, т.е. их надпредметный характер. Технология проектного обучения определяется построением образовательного процесса на активной основе, деятельности каждого ученика, его интересов и потребностей. Данная технология реализуется через систему учебно-познавательных методов и приемов, направленную на практическое или теоретическое освоения (познание) действительности учащимися посредством выявления и решения существующих противоречий.

Проекты могут быть различными по содержанию:

монопредметные – выполняются в рамках учебного материала по одному предмету;

межпредметные – интегрируют содержание нескольких учебных предметов (наиболее целесообразны в начальной школе);

надпредметные - выполняются в рамках определенного факультатива или спецкурса.

По уровню усвоения учебного материала выделяют:

текущие – в процессе работы над проектом происходит уточнение, расширение, приобретение новых знаний, необходимых для решения поставленной проблемы;

итоговые – по результатам оценивается уровень освоения учащимися определенного учебного материала;

По формам организации:

индивидуальные – выполняются одним учащимся (целесообразно использовать при организации работы с одаренными детьми);

групповые – выполняются скоординированной группой учащихся.

По срокам выполнения:

краткосрочные – обычно выполняются в рамках одного предмета или нескольких уроков по определенной теме (2-6 часов);

среднесрочные – носят интегрированный характер, могут объединять несколько учебных тем по различным предметам (12-15 часов);

долгосрочные – требующие значительного времени для поиска материала и его анализа, срок выполнения (более 15 часов).

В проектной деятельности принципиально отличается и характер взаимодействия ученика - учителя в сравнении с традиционным обучением. Это можно представить в следующем виде.

Взаимодействие ученика – учителя

Таблица 3.

Ученик

Учитель

Определяет цель деятельности

Помогает определить цель деятельности

Открывает новые знания или способы деятельности

Рекомендует источники получения информации

Экспериментирует

Предлагает возможные формы работы

Выбирает пути решения

Содействует прогнозированию результатов

Активен

Создает условия для активности школьника

Субъект деятельности

Партнёр ученика

Несёт ответственность за свою деятельность

Помогает оценить полученный результат, выявить недостатки

Проекты в начальной школе разнообразны по всем предметам: «Моя родословная», «Времена года», «Рассказ о слове» и т.д. Результат проекта может быть представлен в виде презентации на научно-практической конференции, выпуска информационного листа, буклета, и т.д.

Технология проблемного обучения

Обращение к проблематизации обучения является не новым для педагогики, но остается актуальным и на современном этапе.

Актуальность данной технологии определяется развитием высокого уровня мотивации к учебной деятельности, активизации познавательных интересов учащихся, что становится возможным при разрешении возникающих противоречий, создании проблемных ситуаций на уроке. В преодолении посильных трудностей у учащихся возникает постоянная потребность в овладении новыми знаниями, новыми способами действий, умениями и навыками.

Цель применения технологии проблемного обучения: научить учащихся идти путем самостоятельных находок и открытий.

Этапы постановки и решения проблемы

1.Постановка задания, содержащего противоречие и вызывающего проблемную ситуацию.

2.Анализ проблемной ситуации, формулирование проблемы.

3.Поиск решения проблемы (проверка гипотез, методов решения проблемы).

4.Решение проблемы (выбор метода решения, фиксирование алгоритма).

5.Первичное усвоение новых знаний, способов учебных действий.

Структура проблемного урока

Таблица 4.

Цель урока

Этапы урока

Деятельность учащихся

З Н А Н И Я

I. Создание проблемной ситуации

Формулирование вопроса: «Почему не получается?»

II. Постановка учебной задачи

Формулирование темы урока и его задачи

III. Поиск решения

Открытие субъективно нового знания, путем выдвижения и анализа гипотез

IV. Выражение решения

Выражение нового знания в доступной форме. Моделирование.

V. Реализация продукта

Представление продукта учителю и классу.

Информационные (компьютерные) технологии открывают поистине необозримые возможности в самых разных отраслях профессиональной деятельности, предлагают простые и удобные средства для решения широкого круга задач. Использование компьютера кардинально расширяет мои возможности в выборе материалов и форм учебной работы, делает уроки яркими и увлекательными, информационно и эмоционально насыщенными. Применяю на уроке компьютерные тесты и диагностические комплексы, что позволяет мне за короткое время получать объективную картину уровня усвоения изучаемого материала и своевременно его скорректировать.

(Урок изучения нового материала «Что такое основа слова?»)

Что дает мне, как педагогу, использование ИКТ

Таблица 5.

Создание собственных мультимедийных про­дуктов

Использование готовых мультимедийных про­дуктов

Использование готовых программных средств, электронных ресурсов

Использование ресурсов сети Интернет для подготовки к урокам для самообразования

Дистанционное образование (курсы повыше­ния квалификации и переподготовки)

Профессиональные форумы, работа в сетевых профессиональных ассоциациях

Электронная обработка документов

Использование электронной почты для пере­писки, общения с коллегами

Технология уровневой дифференциации обучения. Свои уроки я строю с учетом индивидуальных возможностей и способностей учащегося, использую трехуровневые задания, в том числе и контрольные работы. И у меня появляется возможность дифференцированно помогать слабому ученику и уделять внимание сильному, более эффективно работать с трудными детьми. Сильные учащиеся активно реализуют своё стремление быстрее продвигаться вперёд и вглубь, слабые – меньше ощущают своё отставание от сильных. Использование мной дифференцированных заданий в различных предметных областях позволяет решать следующие задачи:

  • подготовить учащихся к усвоению новых знаний;
  • обеспечить возможность дальнейшего их углубления, систематизации и обобщения;
  • содействовать выравниванию знаний и умений учащихся.

Список литературы:

  1. Глассер У. Школы без неудачников. М.: "Просвещение", 1991.
  2. Клустер, Д. Что такое критическое мышление?/Д. Клустер//Критическое мышление и новые виды грамотности. — М.: ЦГЛ, 2005. — С. 5-13.
  3. Коротаева Е.В. Педагогические технологии: вопросы теории и практики внедрения. Екатеринбург, 2004.
  4. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».
  5. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М.: "Народное образование", 1998.
  6. Хохлов С. Как удержать внимание детей. // Воспитание школьников, 1997- №2, с.42.
02.11.2015 21:02


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!