СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Из опыта работы "Педагогическая деятельность по формированию учебной мотивации обучающихся. Анализ современного урока." (данная статья размещена на сайте "ИНФОУРОК")

Нажмите, чтобы узнать подробности

Редько Ирина Вячеславовна

учитель начальных классов

МБОУ «Павлоградский лицей

им. Б. М. Катышева»

mailto:https://imfourok.net/pedagogicheskaya-deyatelnost-po-formirovaniyu-uchebnoj-motivacii-obuchayushihsya-analiz-sovremennogo-uroka-4192894.html?subject=https://imfourok.net/pedagogicheskaya-deyatelnost-po-formirovaniyu-uchebnoj-motivacii-obuchayushihsya-analiz-sovremennogo-uroka-4192894.html

Педагогическая деятельность по формированию учебной мотивации обучающихся. Анализ современного урока.

Большинство детей приходят в первый класс с положительным отношением к учебе. Но через некоторое время у части детей пропадает интерес к учебной деятельности. В этих случаях мы сталкиваемся с тем, что у учащихся не сформирована потребность в получении знаний, нет интереса к учению.

Почему это происходит? Как сделать процесс обучения привлекательным для каждого ребенка на протяжении всего периода обучения? Эти вопросы встают рано или поздно перед каждым учителем, независимо от того, с учащимися какого возраста он работает.

Уже начиная с начальной школы, учебная мотивация является большой проблемой для педагога. На уроках некоторые дети отвлекаются, не слушают учителя, не прилагают усилий при выполнении классных и домашних работ. Стремятся получать хорошие отметки или проявляют полное безразличие к учебе. И чем старше становится ученик, тем больше у него накапливается проблем, связанных с нежеланием учиться. Самым распространенным способом стимулирования учебной деятельности нерадивых учащихся является выставление плохих отметок. Дети переживают, но и это не всегда помогает.

Главная задача современного школьного обучения – сформировать у учащихся такой психологический механизм, который позволил бы им в дальнейшей жизни осуществить процесс самореализации, саморазвития, чтобы познавательная потребность не угасала, чтобы она двигала ими в будущем, и во взрослой жизни человек сохранил тягу к знаниям и получал бы от этого удовлетворение.

Младший школьный возраст имеет большие ресурсы формирования школьной мотивации учащихся. Важно формировать у учащихся младших классов такие качества личности, которые необходимы для жизни в новых условиях открытого общества: ответственности, инициативности, самостоятельности, что возможно только при высоком уровне школьной мотивации.

Перед педагогом начальной школы стоит важная задача - «научить учиться». Младший школьный возраст — это тот период, в который происходит развитие школьной мотивации, от которой зависит уровень познавательных способностей человека в будущем.

Учебная мотивация — это сложный процесс, который запускает, направляет и поддерживает усилия, которые направленны на выполнение учебной деятельности. Учение в школе — это основная деятельность ученика, и его основная цель — успешное усвоение знаний и умений, необходимых для того, чтобы он смог их использовать в дальнейшем для себя, а значит и для общества. Поэтому каждого ученика можно оценить по тому, как он относится к учебе и каковы его собственные цели и планы.

Современный урок предполагает формирование учебной мотивации учащихся практически на каждом его этапе.

Подготовительный этап включает в себя создание эмоционально – психологической атмосферы урока. Это происходит через организацию доверия между учителем и учеником, а также благоприятных межличностных отношений в классе. Выбор учителем демократического стиля общения. Психологическое поглаживание учеников: приветствие, проявление внимания взглядом, улыбкой, кивком головы. Не навязывание учебных целей «сверху». Важно последовательно отрабатывать с учащимися постановку разных целей: близких, перспективных, простых, сложных. Важно, чтобы цели были реально достижимы.

Основной этап урока предусматривает постановку учителем вопросов, подчёркивающих противоречия, новизну, важность, красоту и другие отличительные качества объекта познания. Создание проблемных ситуаций, организация активной познавательной деятельности учащихся, состоящей в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа и т.п. Использование дидактических и развивающих игр и упражнений, а также средств ТСО и мультимедийные технологии. Использование упражнений и заданий по развитию познавательных способностей: быстроты реакции, всех видов памяти, мышления, внимания и воображения. Соблюдение соответствия учебных заданий возрастным ограничениям и наличию в них уровня оптимальной сложности. Связь нового материала с усвоенными ранее знаниями для повышения заинтересованности в нём. Включение в середину урока физкультминутки.

На этапе закрепления и проверки знаний необходимо выявлять даже маленькие успехи учащихся. Важно оценивать не сколько недостатки ученика, сколько его успехи. Полезно показать, что знал и умел учащийся вчера, что – сегодня. Это даёт возможность ребёнку увидеть своё продвижение, динамику в развитии. Применять групповые формы работы для проверки знаний: работа в парах, взаимопроверка, рассказ задания друг другу. Акцентировать внимание при неудаче не на ошибке, а на недостатке приложенных усилий, при этом, давая ребёнку понять, что общий уровень развития его способностей достаточно высок, для того, чтобы справиться с этим заданием. Исключить ситуацию соревнования. Лучше приучать школьников к анализу и сравнению своих собственных результатов и достижений. Выявлять с учениками причины ошибок и пути их исправления. Важно не сравнивать результаты учебной деятельности или отдельного ответа на поставленный вопрос конкретного ребёнка с результатами других учащихся, особенно успевающих детей. Оценивать конкретный ответ без перехода на личность учащегося.

Одной из важных задач своей педагогической деятельности, считаю создание условий по формированию положительной учебной мотивации учащихся и ее развития, так как учебная мотивация является необходимым условием для дальнейшего успешного обучения.

В целях формирования устойчивого познавательного интереса я стала использовать на этапе изучения нового материала проблемное обучение, как один из способов деятельностного подхода и занимательный материал.

Проведя серию уроков, где изучение нового материала начиналось с занимательных заданий, я сделала вывод, что этот прием подходит не для каждого урока и предмета. Такой метод поддерживает познавательный интерес только в начале, далее в течение урока он снижается.

После этого я стала проводить уроки, используя проблемное обучение. Для создания проблемной ситуации ставила детей перед необходимостью решения такого задания, в котором особое место занимало неизвестное. Интерес к изучаемому материалу не пропадал в течение урока.

Проведя анализ уроков, я сделала вывод, что наиболее высокие знания дети показали после уроков, где они исследовали и решали «проблему».

В заключении, можно сказать, что умело подобранный материал к уроку усиливает интерес учащихся к занятиям, т.е. способствует формированию положительной мотивации учения. Но, считаю, что задача учителя при введении нового материала заключается не в том, чтобы наглядно и доступно все объяснить, а в том, чтобы организовать работу учащихся так, что дети смогли бы сами «додуматься» до решения ключевой проблемы урока и сами объяснили, как нужно действовать.

Литература

  1. Статья «Влияние личностных особенностей детей младшего школьного возраста на школьную мотивацию», сайт «Учебно-методический портал http://www.uchmet.ru/library/material/134267/
  2. Гуткина Н.И., Печенков В.В. Динамика учебной мотивации учащихся от первого ко второму классу // Вестник практической психологии образования. – 2005. – № 4(5) октябрь-декабрь. – с. 16-22.
  3. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. – СПб.: Питер, 2006. – 287с.
  4. Локалова Н.П. Школьная неуспеваемость: причины, психопрофилактика. – СПб.: Питер, 2009. – 368с.: ил.
  5. Микляева А.В., Румянцева П.В. Школьная тревожность. Диагностика, профилактика, коррекция. – СПб.: Речь, 2010. – 248с.
16.09.2018 18:20


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!