СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Из опыта работы учителя физики Тепикиной Л.Ф.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Из опыта работы учителя физики МБОУ Сосновской сош №2 Тепикиной Ларисы Фёдоровны

Одной из основных проблем современной школы является отчуждение ученика от внешне задаваемого для него образования. Преподнося детям нивелированные знания, заставляя усваивать их, школа воспитывает потребителя, в лучшем случае, всезнайку-энциклопедиста, теряя при этом творца и деятеля. Большинство учебных программ, учебников и методик все еще делают упор на усвоение учащимися готовой информации по предмету, а не на освоение реальной действительности методами изучаемых наук, на использование репродуктивных, а не креативных способов деятельности, на отыскание единственного, наперед заданного ответа, а не приучают детей к вариативности и многообразию познания. Это приводит к ослаблению внутренней мотивации учеников, невостребованности их творческого потенциала, развитию негативных явлений, связанных с нежеланием детей учиться, отчуждением от школьного обучения.

От современного человека требуется, например, осмысленно действовать в ситуации выбора, грамотно ставить и достигать собственной цели, действовать продуктивно в образовательных, профессиональных и жизненных областях. Но для этого необходим иной подход к обучению. Решение проблемы отчуждения видится мною в изменении распространенного понимания образования как «передача ученику знаний». В традиционном обучении ученик вначале «получает знания», а затем применяет их. Считается, что приращение знаний, как личных, так и общечеловеческих, возможно только после знакомства с уже имеющимися знаниями.

Я думаю, что образовательный процесс должен строиться на ситуациях, предполагающих самоопределение учеников и креативный поиск их решения, а учитель сопровождает ученика в его образовательном движении, то есть создает ситуацию, в которой он вместе с ребенком, а не «над ним».

Я считаю, что одним из самых доступных и проверенных практикой путей повышения эффективности урока, активизации учащихся на уроке является соответствующая организация самостоятельной учебной работы. Она занимает исключительное место на современном уроке, потому что ученик приобретает знания только в процессе личной самостоятельной учебной деятельности.

По форме организации самостоятельные работы можно разделить на индивидуальные, фронтальные и групповые.

В соответствие с уровнями самостоятельной продуктивной деятельности учащихся можно выделить четыре типа самостоятельных работ: воспроизведение, реконструктивно-вариативные, эвристические и творческие работы. Каждые из четырех типов работ имеют свои дидактические цели.

Воспроизводящие самостоятельные работы по образцу необходимы для запоминания способов действий в конкретных ситуациях, формирования умений и навыков и их прочного закрепления.

Самостоятельные работы реконструктивно-вариативного типа позволяют на основе полученных ранее знаний и данной учителем общей идеи найти самостоятельно конкретные способы решения задачи применительно к данным условиям задания. Самостоятельные работы этого типа приводят школьников к осмысленному переносу знаний в типовые ситуации, учат анализировать события, явления, факты, формируют приемы и методы познавательной деятельности, способствуют развитию внутренних мотивов к познанию, создают условия для развития мыслительной активности школьников. Самостоятельные работы этого типа формируют основания для дальнейшей творческой деятельности ученика.

Эвристические самостоятельные работы формируют умения и навыки поиска ответа за пределами известного образца. Как правило, ученик определяет сам пути решения задачи и находит их. Одним из распространенных видов эвристических самостоятельных работ является самостоятельное объяснение, анализ демонстрации, явления, реакции, строгое обоснование выводов с помощью аргументов или уравнений и расчетов. Рассмотрим фрагмент урока физики в 7-м классе. На двух предыдущих уроках учащиеся изучили, закрепили действие жидкости на погруженное тело, условие плавания тел. Учитель показывает простой опыт. В бутылку с узким горлом наливает доверху воды, опускает спичку с кусочком пластилина на конце, закрывает большим пальцем горлышко бутылки и надавливает на воду. Спичка плавно погружается в воду. Затем по его команде спичка поднимается вверх, останавливается на любой глубине, снова опускается вниз. Большая часть класса поражена. Учитель предлагает объяснить это явление. Задание это эвристическое.

Творческие самостоятельные работы являются венцом системы самостоятельной деятельности школьников. Эта деятельность позволяет учащимся получать принципиально новые для них знания, закрепляет навыки самостоятельного поиска знаний. Задачи такого типа – одно из самых эффективных средств формирования творческой личности.

Каждый тип самостоятельной работы предоставлен большим разнообразием видов работ.

1.Работа с книгой.

2.Упражнения: тренировочные, воспроизводящие упражнения по образцу, реконструктивные упражнения, составление различных задач, рецензирование ответов других учеников.

3.Решение разнообразных задач и выполнение практических и лабораторных работ.

4.Различные проверочные самостоятельные работы, контрольные работы.

5.Подготовка докладов и рефератов.

6.Домашние лабораторные опыты и наблюдения.

7.Техническое моделирование и конструирование.

Некоторые формы и виды самостоятельной работы учащихся, которые может быть менее распространённые, но для меня они приобретают всё большую актуальность:

1. «Озвучивание». Этот вид самостоятельной работы я применяю при закреплении небольших фрагментов тем, чтобы за короткое время повторить, прослушать соответствующий материал в виде связного рассказа - ответа на вопрос. Сначала ученики проговаривают вслух (часто – хором) правила, определения, законы. Затем я им раздаю вопросы, и они друг за другом («эстафетой») дают свои ответы. Такое «озвучивание» на уроке учебного материала учит ребят воспроизводить свои мысли вслух, слушать товарищей, следить за ходом работы и быть готовым к ответу, развивает речь, способствует воспитанию чувства ответственности.

2. Рецензирование. В начале учебного года я предупреждаю учащихся о том, что им придется рецензировать параграфы (главы) учебника физики, ответы товарищей. На конкретном примере следует объяснить, что собой представляет рецензия (в ней должны быть отмечены тема и главное содержание рецензируемого текста, его правильность и полнота или ошибочность и отсутствие важных положений, логичность или непоследовательность изложения и т.д.). По мере изучения курса физики можно предлагать ученикам составить устную или письменную рецензию на тот или иной текст учебника, повторное изложение кем-либо из них нового материала, объясненного на уроке, и т.п. Если рецензируется общий для всех «объект», то мы прослушиваем 3-4 отзыва о нем и сравниваем их, особо подчеркнув в каждом наиболее важные мысли и удачные формулировки. Эта работа помогает мне научить ребят критически анализировать и оценивать написанное и услышанное, выделять главное, делать выводы, правильно и точно излагать свои мысли.

3. Составление учащимися задач. Решение составленных самим учеником физических задач позволяет ему не только повторить и закрепить тот или иной изучаемый вопрос, но и творчески использовать свои знания. Организовать эту работу можно так. Учащимся выдаются конверты с карточками, на которых написаны физические величины и значения некоторых из них, предлагается составить по этим данным задачи (число задач обычно варьируется). Если ученики данного класса по-сильнее, то вторым заданием может быть дополнение определения, формулы, правила, где пропущено то или иное слово или знак, буква, до полностью правильной формулировки или математического выражения.

4. «Обратный» физический диктант. Такой диктант я обычно провожу по окончанию изучения темы. Ему предшествует систематическое выполнение учащимися обычных физических диктантов, в результате чего они усваивают на практике, как формулируются вопросы к изучаемому учебному материалу. Затем через определенное время можно дать ребятам задание самим составить к пройденной главе учебника вопросы для физического диктанта. (Лучшие их варианты используются потом на уроке для проверки знаний учащихся, причем сообщаются имена их авторов.)

5. Составление логически структурированных конспектов. Этому тоже стараюсь учить школьников, начиная с 7 класса. Можно показывать им во время уроков – лекций различного рода конспекты-образцы, предлагая воспроизвести их в тетради. В дальнейшем предлагаю ученикам схемы-заготовки, которые надо дополнить. И лишь после этого дается задание самостоятельно составить логически структурированный конспект в виде обобщающей таблицы, взаимосвязанных тезисов, опорного конспекта и пр. Такое задание уместно предложить перед лекцией, при подготовке к обобщающему семинару, на зачетном занятии. Пример выполнения одного из них – обобщение сведений о температуре - приведен ниже.

Эта работа на протяжении изучения курса физики совершенствуется; она позволяет учащимся концентрировать внимание на главном, выделяя его из большого объема информации, фиксировать свои знания в сжатой форме, развивает логическое мышление.

Температура

характеризует состояние теплового равновесия тел

и способность тела к теплопередаче, определяет

степень нагретости тела

6. Поисковая работа. Эта работа проводится мною для углубления сведений о современном состоянии науки и техники, их применении в быту, медицине, научных исследованиях, инженерных разработках и т. д. Для этого делаются обзоры газет и журналов. Из выбранных заметок, статей и иллюстраций к ним составляются информационные тематические альбомы «физика и лирика», «биофизика», «из истории физики», «молекулярная физика».

Кроме того, ученики – любители литературы подбирают отрывки из художественных произведений, стихотворений, в которых упоминаются физические явления, пословицы, поговорки физического содержания. Все материалы, относящиеся к какой-то теме, разделу физики хранятся в отдельной папке.

Сведения из альбомов и материалы папок используются и учителем при подготовке к урокам, и учениками, когда они готовятся к докладам, выступлениям в качестве оппонентов.

7. Работа в роли учителя или консультанта. Данная работа проводится редко, но она имеет место быть и она возможна, например, на обобщающих семинарских занятиях, уроках-защиты предложенных учениками объяснений физических явлений, зачетах. В такой роли выступают обычно ученики-лидеры, хорошо успевающие по физике и умеющие вести диалог. Их творческие возможности наиболее полно реализуются именно в этом случае, но лишь тогда, когда они выполняют ряд самостоятельных работ: прочтут рекомендованную учителем литературу, составят вопросы по обсуждаемой теме, ознакомятся заранее с особенностями постановки эксперимента.

24.11.2019 17:35


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!