СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Как развивать самостоятельность школьников при подготовке домашнего задания.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Консультация психолога

Как развивать самостоятельность школьников при подготовке домашних заданий

Сегодня нам представляется важным рассмотреть тему са­мостоятельности детей при подготовке домашних заданий.

Выполнение школьниками домашних заданий - обязатель­ная часть учебы. Время урока, как правило, не позволяет в до­статочной степени отработать и закрепить все учебные навы­ки. Кроме того, все дети разные - одному достаточно решить 5-10 однотипных задач, чтобы усвоить принцип их решения, а другому, чтобы не испытывать затруднений, потребуется ре­шить значительно больше таких задач.

В начальной школе детям необходима ваша помощь в орга­низации времени выполнения заданий, поскольку в этом воз­расте они еще плохо умеют планировать свои дела. Но часто этим помощь не исчерпывается. Многие дети могут выполнять домашние задания только в присутствии родителей или вместе с ними.

Когда взрослым приходится довольно много своего време­ни тратить на домашние задания детей, то рано или поздно воз­никает вопрос: «Когда же наконец мой ребенок будет делать уроки сам?»

Вопрос этот важен не только с точки зрения заботы о вре­мени взрослых, но и потому, что навык самостоятельной дея­тельности необходим как для успешного обучения в школе, так и в жизни вообще. Следовательно, развитие самостоятельнос­ти детей — это забота об их будущем.

Когда мы говорим, что школьник умеет самостоятельно вы­полнять домашние задания, то речь идет о целом комплексе навыков.

Это означает, что ребенок может:

- сориентироваться в объеме заданий, которые ему пред­стоит выполнить;

- спланировать очередность (порядок) действий: что он бу­дет делать сначала, что потом и т.д.;

- распределить время (представить, сколько приблизитель­но времени займет то или иное задание);

- понять, какая задача стоит перед ним при выполнении конкретного задания;

- применить необходимые навыки и знания для выполне­ния той или иной задачи;

- представить себе алгоритм действий, которые помогут ему в случае затруднения при выполнении задания.

(На­пример, если не знаю, какая буква пропущена в слове, то я:

1) думаю, какое правило подходит, может помочь;

2) нахожу это правило, применяю к слову;

3) если я уве­рен, что прав, то выполняю задание; если сомневаюсь или не понимаю, как применить правило к слову, то об­ращаюсь за помощью к родителям.)

Согласитесь, что эти навыки довольно сложны для учени­ка начальной школы. Бесполезно требовать от ребенка то, чего он не умеет делать, и поэтому столь частые призывы взрослых к самостоятельному выполнению домашних заданий, как пра­вило, не находят отклика у детей.

Самостоятельность редко появляется сама по себе. Как это ни парадоксально, самостоятельность детей - это результат ряда последовательных действий взрослых, прежде всего роди­телей.

Можно сказать, что если ребенок научился самостоятельно выполнять домашние задания, обращаясь за помощью к взрослым только в случае серьезных затруднений, - это серьезный шаг на пути к самостоятельному поведению, важный для ребенка опыт, который он сможет перенести и в свою взрослую жизнь.

И наоборот, формирование привычки при малейшем за­труднении обращаться за помощью может привести к возник­новению у ребенка ощущения собственной незначительности («Сам я ничего не могу»), а в последствии к неуверенности.

28.11.2016 06:42


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!