СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Каким должен быть классный руководитель

Нажмите, чтобы узнать подробности

Каким должен быть классный руководитель, чтобы родитель сам шел к нему за помощью

 

Работа с родителями - одно из ключевых направлений в работе классного руководителя. Ведь у нас нет института, который бы обучал искусству быть родителем. Вместе с тем, кому из классных руководителей не приходилось слышать от мам и пап своих учеников: «Снова родительское собрание? Скажите, сколько денег надо сдать, а идти на него нет времени», «Чего я там не слышала?» или нечто подобное. Переломить эти настроения может только классный руководитель, который готов дать ответ на любой вопрос родителей своих учеников, любит детей такими, какие они есть, стремится сделать все, чтобы школа стала для них вторым домом.

Убеждена: от эффективности взаимодействия с родителями зависит эффективность всей деятельности классного руководителя. Одному учителю коллеги завидуют: «О, тебе повезло, у тебя такие родители, всё помогут, всё сделают...» Другой сам жалуется коллегам: «У меня такие родители, слово сказать не успеешь - бегут жаловаться...» Как же сделать так, чтобы несколько лет работы с классом прошли в обстановке сотрудничества и взаимопонимания с родителями учеников?

Приходя в школу, многие папы и мамы, сознательно или нет, находятся под влиянием своих детских впечатлений о школе, часто - стереотипов в отношении нее. Нередко впечатления эти связаны с какими-то негативными эмоциями, переживаниями, возможно, детскими обидами на школу и учителей.

Стереотипное мнение большинства родителей об учителях следующее. Учителя - это люди с маленькой зарплатой, которые вынуждены справляться с чужими детьми. Они не в состоянии заниматься индивидуально проблемами каждого ребенка, им важен общий порядок в классе и успеваемость. Они нередко бывают несправедливы к детям, постоянно нервничают и кричат.

У учителей также сложилось устойчивое мнение о родителях. Какие родители - такие и дети. Отправляют ребенка в школу со всеми проблемами, которые сами не решили, а нам - разбираться. На собрание не дозовешься, дневники не подписаны, все только требуют от школы, а сами детьми не занимаются.

Но ведь мы вместе - учителя и родители - делаем одно общее дело, самой жизнью нам доверено вырастить из детей достойных людей - обучив, воспитав их. Мы в определенном смысле коллеги. И именно на этом принципе лучше всего строить взаимоотношения. Об этом учителю стоит помнить самому. Это он должен постараться внушить папам и мамам своих учеников - начиная с первого же родительского собрания.

Традиционные формы взаимодействия классного руководителя и родителей учащихся:

1. Родительские собрания.

2. Индивидуальные беседы.

3.  Тематические консультации (индивидуальные и по группам).

4.Организация совместной деятельности родителей и детей класса (привлечение родителей к проведению классных праздников, к организации экскурсий, к общественно полезному труду в классном кабинете).

5. Организация работы классного родительского совета.

6. Организация родителей для участия в работе общешкольного родительского совета и попечительского совета.

7. Поощрение родителей за сотрудничество (в конце четверти, по итогам года, в конце обучения детей в начальной школе).

8. Посещение семьи на дому.

Родительские собрания

Виды родительских собраний: организационные, собрания по плану психолого-педагогического просвещения, тематические, собрания-диспуты, итоговые (четвертные) и т.д. Тематика обычно определяется педагогом и может обсуждаться на родительском совете.

Проводятся классные родительские собрания четыре-пять раз в год. На них обсуждаются задачи образовательной работы в классе, составляется ее план, намечаются основные пути сотрудничества семьи и школы, подводятся итоги работы.

По своему опыту скажу: классные родительские собрания эффективны тогда, когда на них не только подводят итоги успеваемости, но и рассматривают насущные педагогические проблемы. На таких собраниях обсуждение успеваемости учащихся не самоцель, а мостик к решению той или иной педагогической задачи.

Условия эффективности родительских собраний

1. Родительское собрание должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей в учебе.

2. Тема собрания должна учитывать возрастные особенности детей.

3. Собрание должно носить как теоретический, так и практический характер: разбор конкретных ситуаций, тренинги, дискуссии и т.д.

4. На родительском собрании недопустимо заниматься обсуждением и осуждением личности учащихся.

Лично я родительские собрания стараюсь разнообразить и тематически, и по форме (дискуссии, интеллектуальные марафоны, часы общения, круглые столы, вечера вопросов и ответов). Не допускаю, чтобы встречи с папами и мамами учеников были скучными и однообразными («учитель говорит - родители внимают»): использую работу в группах, анкетирование, обсуждение различных ситуаций, предлагаю родителям обмениваться опытом воспитания детей. На родительских собраниях в нашем классе участники предлагают, обсуждают, спорят, сомневаются, учатся. И я учусь у них. Наши собрания, а также совместные дела помогают обозначить общие подходы к воспитанию, сформировать родительский коллектив класса.

Индивидуальные тематические консультации

Часто решая ту или иную сложную педагогическую задачу, учителю полезно обратиться непосредственно к родителям учеников и таким образом получить необходимые ему сведения для более глубокого понимания трудностей каждого ребенка. Папы и мамы при этом получают реальное представление о школьных делах и поведении своих детей. Обменявшись информацией, обе стороны скорее приходят к взаимному согласию относительно конкретных форм воспитания.

В общении с родителями стараюсь проявлять максимум тактичности. Недопустимо стыдить их, намекать на невыполнение ими своего долга по отношению к сыну или дочери. Подход учителя: «Перед нами стоит общая проблема. Что мы можем предпринять для ее решения?» Тактичность особенно важна с теми отцами и матерями, которые уверены, что их дети не способны на дурные поступки. Не найдя правильного подхода, педагог столкнется с возмущением и отказом от дальнейшего сотрудничества. Залог успешного консультирования - доверительные отношения, взаимоуважение, заинтересованность, компетентность.

Посещение семьи на дому

Это эффективная форма индивидуальной работы педагога с родителями. При посещении семьи ученика происходит знакомство с условиями его жизни, условиями для учебы и отдыха. Педагог беседует с родителями о характере ребенка, его интересах и склонностях, об отношении к близким, к школе, информирует об успехах, дает советы по организации выполнения домашних заданий и т. д.

В начале каждого учебного года за сентябрь я стараюсь посетить своих учеников на дому. Визит учителя не должен быть поспешным, поэтому за один вечер посещаю лишь двоих - троих учеников, живущих на одной улице. В беседе с родителями изучаю интересы семьи, увлечения, заботы, трудности.

Родительский совет

Классный родительский совет - эффективная форма сотрудничества классного руководителя с группой наиболее опытных, инициативных родителей. Вместе мы планируем и проводим всю работу по педагогическому образованию родителей и оказанию им помощи в воспитании детей, анализируем итоги сотрудничества школы и семьи.

Члены родительского совета активно участвуют в проведении родительских собраний, собирают средства на нужды класса, помогают в ремонте и оформлении классного помещения, в организации экскурсий, походов, внеучебных развлекательных мероприятий, культпоходов в театр, кинотеатр, привлекают родителей к ведению кружков, подготовке классных часов, вечеров и т.п.

02.02.2015 20:22


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!