СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час "Детство, опаленное войной"

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Детство, опалённое войной»

Мы великих дел не вершили И по трижды чужой вине, Как солдаты, В землянках жили, Умирали, Как на войне.

В. Фирсов, «Военное детство»

Цели и задачи урока:

  • показать важность роли детей и подростков в приближении Дня Победы
  • сформировать у школьников патриотическую позицию
  • рассказать учащимся о роли детей в годы войны
  • воспитать гордость за своих сверстников в годы войны, любовь к Родине, своему народу
  • воспитать любовь к Родине, гордость за победу русского народа в Великой Отечественной войне

Форма: классный час.

Методы: рассказ-беседа.

Оборудование: мультимедийный проектор, фотографии детей военных лет

ХОД УРОКА

Учитель: Ребята, 9 мая наша страна отмечает 70 годовщину Великой Победы, сегодня наш классный час посвящен Великой Отечественной войне и детям, которые помогали во время войны взрослым приблизить этот День Победы.

.Летней ночью, на рассвете, Гитлер дал войскам приказ И послал солдат немецких Против всех людей советских,— Это значит — против нас.

В тот далекий летний день 22 июня 1941 года люди занимались обычными для себя делами. Школьники готовились к выпускному вечеру. Дети играли, они даже не подозревали, что всё это скоро кончится и на устах будет только одно слово - война. У целого поколения, рожденного с 1928 по 1945 год, украли детство. "Дети Великой Отечественной войны"– так называют сегодняшних 65-82-летних людей. И дело здесь не только в дате рождения. Их воспитала война.

Детям было сложнее, чем взрослым. Они не понимали, почему нет рядом папы, почему мама постоянно плачет, почему постоянно хочется есть, почему по визгу сирены надо бежать в бомбоубежище…

Много детских почему? Но детским чутьем они понимали, что пришла беда. Большая беда.

С начала войны школьники городов пришли на промышленные предприятия, чтобы заменить ушедших на фронт отцов и старших братьев. В стране возникло движение «Молодёжь на производство». После уроков они работали на швейных фабриках, в обувных мастерских, брали заказы на дом и изготовляли ложки, варежки,носки, шарфы, шили кисеты, т.е. всё для фронта.

В те дни на заводе можно было видеть многих юношей и девушек, пришедших из школ. В телогрейках и стёганых брюках, в больших по размеру ботинках на толстой деревянной подошве стояли они на рабочих местах, а некоторые на специальных подставках, т.к. расточка ещё не хватало.

Есть поговорка: « на войне детей не бывает». Те ребята, что попали в войну, должны были расстаться с детством. Кто возвратит детство ребенку, прошедшему через ужас войны? Что он помнит? Что может рассказать? Многое!

Ученица: В начале войны мне было 12 лет. Моя семья из Москвы не эвакуировалась. В первый год войны школы не работали, но мы не сидели сложа руки. Мы собирали медицинские пузырьки и сдавали их в госпитали.А весной и летом нас вывозили на сбор крапивы,из которой в госпиталях варили щи. Мы, дети, во время бомбёжек дежурили на крышах и тушили зажигательные бомбы.

Учитель: Сразу повзрослели дети, потому что надо было помогать взрослым во всех делах.

На фотографии изображен мальчик (ему лет 12 -14), он небольшого росточка, а стоит на 2-х ящиках у сложного станка. Он работает на заводе, который делает снаряды для фронта. Он заменил своего отца или брата, который ушел на фронт воевать с немцами. А ящики ему подставили, так как он не достает до станка. Он очень хотел бы пойти на фронт сражаться с немцами, но ему мало лет, его не возьмут. А на заводах и фабриках некому было работать, и дети помогали взрослым.

Ученик:

В блокадных днях Мы так и не узнали: Меж юностью и детством Где черта?. Нам в сорок третьем Выдали медали. И только в сорок пятом – Паспорта. И в этом нет беды. Но взрослым людям, Уже прожившим многие года, Вдруг страшно оттого, Что мы не будем Ни старше, ни взрослее, Чем тогда.”

Ученица: И вдруг война, страшная война. А мне - 14, жизнь только начиналась. Снаряды,бомбы,кровь,плен,тогда и смерти в глаза не раз смотрела.Почти три года была узницей фашистских лагерей, а хотелось мстить за всех погибших и за слёзы матерей, детей. Я испытала и страх, и ужас, в плену прошла моя юность.

Учитель: Война отучила этих детей плакать.

Ученица: Когда наш эшелон разбомбили второй раз, мы попали в руки немцев. Фашисты выстраивали детей отдельно, взрослых отдельно. От ужаса никто не плакал, смотрели на все стеклянными глазами. Мы четко усвоили урок: заплачешь – расстреляют. Так на наших глазах убили маленькую девочку, которая кричала без остановки. Немец вывел ее из шеренги, чтобы все видели, и пристрелил. Все поняли без переводчика – плакать нельзя.

Учитель: Вот так просто угасали жизни. Фашистские нелюди стреляли в детей ради забавы, чтобы посмотреть, как ребятишки в страхе разбегаются, или выбирали себе живую мишень, чтобы поупражняться в меткости. Ведь ребенок не может работать, пользы от него никакой, значит, можно убивать безнаказанно. Хотя в лагерях находилась работа и для детей. Например, выносить человеческий пепел из крематория и зашивать его в мешки, чтобы потом этим прахом удобрять землю. Заключенные в лагерях дети были донорами крови для немецких солдат. А как цинично их "сортировали" на пригодных и непригодных к работе. Вышел ростом, дотягиваешься до нарисованной на стене барака линии - будешь служить "великой Германии", ниже необходимой отметки – отправляйся в печь. И отчаянно тянулись вверх ребята, становились на носочки, казалось, обманут, останутся в живых, но беспощадной машине рейха малыши не нужны, она пустит их в топку, чтобы наращивать и наращивать обороты.

Теряли родителей, братьев и сестер. Иногда напуганные дети по нескольку дней сидели рядом с холодными телами погибших матерей, ожидая решения своей участи. В лучшем случае их ждал советский детдом, в худшем – в фашистские застенки. Но многие боролись с фашизмом с оружием в руках, становясь сыновьями и дочерями полков.

Ученик Война застала нашу семью, семью военного врача, под Брестом 22 июня 1941 года. На моих глазах погибли мать и сестра. мне было 9,5 лет. Я был подобран двумя солдатами,и мы стали выходить из окружения,пробираясь к своим. Мы перешли фронт, и меня зачислили воспитанником, сыном полка,в специальную разведроту при штабе 4-й армии. Я выполнял задания по разведке,но в начале 1942 года попал под обстрел, был ранен и слегка контужен. Меня отправили на лечение в тыл …

Учитель: Во время Великой Отечественной войны против гитлеровских оккупантов действовала целая армия мальчишек и девчонок. Только в оккупированной Белоруссии не менее 74500 мальчишек и девчонок, юношей и девушек воевали в партизанских отрядах. В Большой Советской Энциклопедии написано, что в годы Великой Отечественной войны более 35 тыс. пионеров – юных защитников Родины - было награждено боевыми орденами и медалями.

Это было поразительное «движение»! Мальчишки и девчонки не дожидались, пока их «призовут» взрослые, – начали действовать с первых дней оккупации. Рисковали смертельно!

Ученик:

Юными остались вы для нас.

Мы – напоминание живое,

Что Отчизна не забыла вас.

Жизнь и смерть – и нету середины.

Благодарность вечная вам всем,

Маленькие стойкие мужчины,

Девочки, достойные поэм.

Сколько вас, весёлых и влюблённых,

По родной земле погребено?

Вы сегодня в лёгком шуме клёнов,

Тихо постучавшихся в окно.

Каждому человеку ясно: дети – это святое, они не воюют, они не вооружены. Они беззащитны и никакой опасности для германского рейха не представляют. Однако фашизм их зверски уничтожал. Уничтожал с большим садизмом и жестокостью, чем взрослых.

Пронзительно поведала людям о войне, которая принесла столько горя её близким, двенадцатилетняя девочка Таня Савичева.

Среди обвинительных документов фашизму, представленных на Нюрнбергском процессе, была и маленькая записная книжка. В ней всего девять страниц. На шести из них – даты. И за каждой датой смерть. Шесть страниц – шесть смертей.

Женя умерла 28 декабря 1941 г. Бабушка 25 января 1942 г. Лена умерла 17 марта 1942 г. Дядя Вася 13 апреля 1942 г. Дядя Леша умер 10 мая 1942 г. Мама - 13 мая 1942 г. Савичевы умерли. Умерли все. Осталась только Таня

Сжатые лаконичные записи. Сама Таня, хотя и была вывезена из блокадного Ленинграда, к сожалению, умерла.

Сегодня её дневник выставлен в музее истории Ленинграда, а его копия – на витрине одного из павильонов Пискарёвского мемориального кладбища. До сих пор останавливаются перед этими строчками, старательно выведенными детской рукой, потрясённые люди разного возраста и разных национальностей, вглядываются в простые слова.

Ученик:

Вспомним их поимённо,

Горем вспомним своим –

Это нужно не мёртвым,

Это надо живым.

11.03.2015 22:50


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!