СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час мы выбираем будущее.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Воротнева Наталья Андреевна, классный руководитель

Методическая разработка внеклассного мероприятия

по профориентации «Мы вместе выбираем будущее»

для учащихся 7-9 классов

Цель урока: знакомство учащихся с миром профессий, подготовка к осознанному выбору профессии.

В настоящее время остро стоит задача профессиональной ориентации школьника. Профессия все больше начинает рассматриваться и как средство достижения жизненного успеха и как средство для нахождения своего места в обществе. Проблема актуальна как для ученика, так и для современного общества. Трудно выбрать профессию сразу и на всю жизнь. Данное мероприятие – это один из шагов на пути самоопределения. Оно позволяет задуматься школьнику в поисках ответа на вопрос: «Кем быть?».

Учащиеся делятся на две команды, каждая продумывает название и эмблему. Объявление темы, постановка целей и задач.

Цели:

1. Формирование профессиональных интересов, склонностей к определенным видам деятельности.

2. Формирование творческого самовыражения учащихся;

3. Познакомить учащихся с типами профессии, дать понятие «профессия», «специальность».

4. Формирование ответственного отношения к выбору профессионального пути через расширение границ самосознания и получение информации о мире профессий.

Задачи мероприятия:

  1. Расширить представления о мире профессий и людях труда.
  2. Развитие коммуникативных способностей и умения работать в группе.

Ход мероприятия.

Ведущий 1. Профессия - это необходимая для общества, ограниченная (вследствие разделения труда) область приложения физических и духовных сил человека, дающая ему взамен приложенного им труда возможность существования и развития.

Ведущий 2. Специальность - вид занятий в рамках одной профессии.

Ведущий 1. Мы предлагаем вам поиграть, а в игре узнать о существующих профессиях.

Учитель: В вашем возрасте, как и все дети, мечтают кем-то стать. Я мечтала стать учителем. А вы о чем мечтаете? (каждому участнику дается возможность рассказать о своей мечте)

-Что нужно сделать, чтобы достичь цели? Для того чтобы ее достичь нужно, вырабатывать: упорство, трудолюбие, прилежание, память.

Во - первых – закончить школу. Во - вторых - поступить в учебное заведение. Сегодня мы с вами остановимся на этой попутной цели. Для того чтобы сделать правильный выбор нужно:

-изучить свои личностные особенности, интересы и склонности;

- получить подробную информацию об учебных заведениях и различных профессиях;

-получить информацию о правилах выбора профессии

Каждый из вас не раз задумывался о выборе профессии, и не раз задавал себе вопрос

« Кем быть?». Выбор профессии – это наиболее важное решение, которое необходимо принять в подростковом возрасте. Любая профессия требует от человека очень много – определенные качества, интересы, психологические особенности. Может случиться так, что ваши психологические особенности будут не полностью соответствовать требованиям той профессии, которую вы хотели бы выбрать. Не огорчайтесь. Наше мероприятие поможет вам. Итак, начинаем нашу игру.

Ведущий 1. Конкурс для капитанов «Начни пословицу».

Задание: назвать начало пословицы – оценивается в 1 балл

  • «… не знают скуки» (умелые руки)
  • «…такие плоды» (какие труды)
  • «…, а лень портит (труд человека кормит)
  • «…, того люди чтят» (кто любит труд)
  • «…, не сиди на печи (хочешь есть калачи)
  • «…, тот не ест» (кто не работает)
  • «…, спать неохота» (если есть работа)
  • «…потехе – час» (делу – время)

Ведущий 2. Переходим к следующему конкурсу «Бюро находок».

В мешке находится набор различных инструментов, ваша задача определить, человеку какой профессии принадлежат та или иная вещь из мешочка. За каждый правильный ответ команда получает по 1 баллу, если команда затрудняется ответить, ход переходит к другой команде.

1. Расческа, ножницы (парикмахер)

2.Лампочка, розетка, индикатор. (электрик)

3.Ручка, тетрадь, книга. (учитель)

4. Градусник, шприц (врач)

5.Молоток, гвозди, долото, отвёртка. (плотник)

6. Парик, костюм (актер)

7.Ножницы, метр, иголка с ниткой, пуговицы. (швея)

8.Кисточка, карандаш, краски. (художник)

9. Письма, газеты, сумка (почтальон)

Ведущий 1. Конкурс 2. «Самая – самая»

Задание: участникам предлагаются необычные характеристики профессий, а участники игры должны по очереди называть те профессии, которые больше всего подходят данной характеристике. Предлагается первая характеристика, представители по очереди от каждой команды предлагают свои варианты. Команда дает один ответ после минуты на обсуждение. Выигрывает та команда, которая дала наиболее точные ответы на заданные характеристики.

Названные профессии записываются на доске. Предложения аргументируются. Команде начисляются баллы (один балл за каждое правильное предложение).

  • самая добрая профессия.
  • самая болезненная (для пациента) профессия.
  • самая опасная профессия.
  • самая утонченная профессия (обоняние).
  • самая фантастическая профессия.
  • самая денежная профессия.
  • самая горячая профессия.
  • самая благородная профессия.
  • самая умная профессия.
  • самая модная профессия.
  • самая воздушная профессия.
  • самая сладкая профессия.
  • самая волосатая профессия.
  • самая детская профессия.

Ведущий 2. Конкурс 3. Веселые вопросы на знание пословиц и крылатых фраз о профессиях.

1) Не боги горшки обжигают, а … Кто? (Гончар)

2) Как физики заканчивают всем известную пословицу: «Работа не волк, …»?

(А произведение силы на расстояние. Работа не волк, в лес не убежит.)

3) Назовите фольклорного погонщика телят. (Макар. Куда Макар телят не гонял.)

4) Представитель какой военной профессии, согласно пословице, ошибается только один раз? (Сапер)

Ведущий 1. Конкурс 4. А теперь давайте отдохнем и поиграем в игру «Пантомима». (Игра со зрителями)

Я раздам карточки с указанной там профессией - показывать содержимое карточки командам нельзя.

Задание: необходимо изобразить профессию, указанную в карточке при помощи жестов и мимики, без слов. Команды должны догадаться, о какой профессии рассказывает пантомима, за правильный ответ – 1 балл.

Предлагаемый список профессий:

Кузнец, повар, учитель, врач, доярка, тракторист.

Ведущий 2. Конкурс 5. Профи – викторина.

Задание: правильно ответить на вопросы викторины, очки присуждаются команде, которая первая дала верный ответ.

  • Сидит дед, в сто шуб одет – кто мимо него пробегает, у того он шубу отбирает (гардеробщик)
  • Кто обслуживает и корову и ЭВМ? (оператор)
  • Кто использует тонометр в своей работе? (врач)
  • Кому разрешается поворачиваться к королю спиной? (кучеру, сегодня шоферу).
  • Какой водитель смотрит свысока? (летчик, пилот)
  • Кем работал дядя Степа после службы на флоте в стихотворении С.Михалкова? (милиционером)
  • Без чего не могут обойтись математики, охотники и барабанщики? (без дроби)
  • Перед кем все люди снимают шапки? (парикмахер)
  • Как звали первую женщину - летчицу? (Баба-Яга)
  • Назовите орудие труда оперного певца? (голос)

Ведущий 1. Мы с вами уже знаем, что существует более 40 000 профессий. Не раз говорили, что именно «труд человека кормит, а лень портит». Для того, чтобы получить профессию нужно много трудиться – ведь учеба-это тот же труд. И следующий конкурс «Закончи пословицу»

Ваша задача сейчас закончить пословицу, которую я вам буду предлагать. За каждую правильно законченную пословицу команда получает 1 балл:

  1. На работу он сзади последних, а на еду — впереди (первых).
  2. Больше дела – меньше (слов).
  3. Не откладывай на завтра то, что можно сделать (сегодня).
  4. Кончил дело — гуляй (смело).
  5. Без клещей… (кузнец), что без рук.
  6. Без топора не … (плотник), без иглы не … (портной).
  7. Дело мастера (боится).
  8. За всякое дело берись (умело).
  9. Умение везде найдет (примененье)
  10. Уменье и труд все (перетрут).
  11. кто яблоко в день съедает, то у …. (врача) не бывает.
  12. Не стыдно не знать, стыдно не (учиться).
  13. Птицу узнают в полете, а человека в (работе).
  14. Маленькое дело лучше большого (безделья).
  15. Птицу узнают в полете, а человека в (работе).
  16. Маленькое дело лучше большого (безделья).

Ведущий 2. Конкурс 7. Дальше, дальше… Команда не ответившая на вопрос, говорит дальше, на вопрос отвечает вторая команда:

1. Специалист по отделке зданий или помещений. (Маляр.)

2. Специалист по изготовлению изделий из металла. (Токарь.)

3. Специалист по воспитанию и обучению детей. (Педагог.)

4. Специалист по сборке и наладке механического оборудования. (Слесарь.)

5. Специалист по обработке металлов давлением. (Чеканщик.)

6. Специалист по обслуживанию и ремонту радиоаппаратуры. (Радиомастер.)

7. Специалист с высшим техническим образованием. (Инженер.)

8. Специалист по разведению фруктово-ягодных кустарников. (Садовод.)

9 Специалист по технологии соединения деталей конструкции путем их местного сплавления. (Сварщик.)

10. Специалист по уходу за лошадьми. (Коневод.)

11. Специалист по духовым и клавишным инструментам. (Музыкант.)

12. Специалист, владеющий ножницами и расческой. (Парикмахер.)

13. Специалист по изучению процессов, происходящих в земной атмосфере. (Метеоролог.)

14. Специалист по возделыванию сельскохозяйственных культур. (Агроном.)

15. Специалист по обработке дерева. (Столяр.)

16. Специалист, наносящий рисунок на ткань. (Раклист.)

17. Специалист по обслуживанию электрических сетей и электрического оборудования. (Электромонтер.)

18. Специалист по передаче информации с помощью волн. (Радист.)

Ведущий 1. А сейчас для команд заключительный конкурс Блиц-опрос

1. Представители какой профессии в середине века успешно заменяли врачей?

а) кузнецы;

б) цирюльники;

в) алхимики.

2. Как называется ученый, исследующий духовную культуру народа?

а) культиватор;

б) культуролог;

в) культурист.

3. Какой писатель познакомил детишек всего мира с тем, чем пахнут ремесла?

а) Агния Барто;

б) Сергей Михалков;

в) Джанни Родари.

4. Где работает брокер?

а) в банке;

б) на бирже;

в) на ипподроме.

5. За чем мужчина обращается к флористу?

а) за табаком;

б) за цветами;

в) за морепродуктами.

6. С представителем какой уважаемой профессии сравнивают грязнулю?

а) трубочист;

б) шахтер;

в) нефтяник.

7. Кто должен заверить завещание, чтобы оно вступило в законную силу?

а) прокурор;

б) адвокат;

в) нотариус.

8. Как называется артист, объявляющий и комментирующий номера эстрадной программы?

а) спикер;

б) конферансье;

в) диктор.

9. Кто из перечисленных лиц работает в аптеке?

а) провизор;

б) прозектор;

в) проректор.

10. Кто в больнице погружает в глубокий сон пациента перед операцией?

а) физиотерапевт;

б) гипнотизер;

в) анестезиолог.

Заключение

а) Мифы о выборе профессии

Учитель: По поводу выбора профессии существуют разные заблуждения. Предлагаем вам обсудить в группах некоторые утверждения о выборе профессии:

Профессию следует выбирать, уже став взрослым.

Профессия выбирается раз и навсегда.

Выбор профессии зависит от толщины кошелька.

Нужно найти ту профессию, в которой ты будешь лучшим.

Вывод:

Ведущий 1: Выскажите своё согласие или несогласие.

Ведущий 2. Наш классный час подошел к концу, пришло время подводить итоги.

Ведущий 1. Нам бы хотелось услышать ваши ответы. Высказывайте свое мнение!

(Ребята обсуждают предложенные им вопросы, делятся своими мнениями.)

Ведущий 2. Спасибо всем за размышления.

Вывод:

Учитель: Иногда нам кажется, что окружающий нас реальный мир многоцветен. Учитесь видеть в людях и своей жизни нюансы, которые с такой легкостью могут все изменить для вас.

Ребята, задумайтесь не только о своих желаниях, востребованные в вашей будущей профессии, но и о своих возможностях.

Литература

  1. Быков А.К. Методы активного социально-психологического обучения. – М., 2005.
  2. Профильное обучение в школе: модели, методы, технологии. – М., 2006.

3. Журнал «Школа и производство». №3,4,8 2013; № 2,3,6 2010.

14.05.2017 19:33


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!