СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

КЛАССНЫЙ ЧАС НА ТЕМУ карьера

Нажмите, чтобы узнать подробности

КЛАССНЫЙ ЧАС НА ТЕМУ:« ТВОЯ КАРЬЕРА»

Цель: дать учащимся представления о профессиях, помочь выявить способности к определённому виду деятельности.

Карье?ра (итал. carriera — бег, жизненный путь, поприще, от лат. carrus — телега, повозка) — продвижение вверх по служебной лестнице.

В теории управления персоналом карьера — это результат осознанной позиции и поведения человека в области трудовой деятельности, связанный с должностным или профессиональным ростом.

Выделяют несколько принципиальных траекторий движения человека в рамках профессии или организации, которые приведут к разным типам карьеры.

Профессиональная карьера — рост знаний, умений, навыков. Профессиональная карьера может идти по линии специализации (углубление в одной, выбранной в начале профессионального пути, линии движения) или транспрофессионализации (овладение другими областями человеческого опыта, связанное, скорее, с расширением инструментария и областей деятельности).Внутриорганизационная карьера — связана с траекторией движения человека в организации. Она может идти по линии:

  • вертикальной карьеры — должностной рост;
  • горизонтальной карьеры — продвижение внутри организации, например работы в разных подразделениях одного уровня иерархии;
  • центростремительной карьеры — продвижение к ядру организации, центру управления, всё более глубокое включение в процессы принятия решений.

Профессия и специальность Прежде всего, хотелось бы заметить, что до сих пор мы с вами говорили, употребляя понятие профессия. Профессия объединяет людей, занятых данным видом труда. Профессия как бы объединяет область практического применения знаний и умений, полученных в процессе обучения в учебном заведении. Специальность – это совокупность знаний, представлений, умений и навыков, которыми вы должны будете овладеть в процессе обучения. Проще говоря, «образовательный набор», который предоставляет учебное заведение. Специальность обычно регламентируется госстандартами, в которых прописано: изучить вы должны такие-то дисциплины и должны обладать определенными компетенциями после окончания учебного заведения. И, если вы нацелены получить, например, профессию переводчика, то обучение в педагогическом вузе по специальности «иностранные языки» может оказаться недостаточным. Для учителя вполне хватит знаний и умений, а вот для переводчика, гида, понадобится еще дополнительное обучение.

Вступительное слово учителя

В мире существует более 50 тысяч профессий. Как найти среди них свою? Сколько из них мы себе более или менее представляем? На что ориентироваться? На вопрос: «Кем ты хочешь стать после школы?» -старшеклассники не всегда могут ответить. А между тем проблема выбора профессии очень серьёзна. Особенно сегодня, когда наше общество вступило в рыночные отношения. От человека всё в большей степени требуются высокий профессионализм, готовность быстро приспосабливаться к новым явлениям общественной и экономической жизни. Резко возрастает интенсивность труда, требующая повышенной выносливости. Что же нужно для тог чтобы сделать свой профессиональный выбор? Чтобы выбрать своё дело не методом «тыка», а разумно, нужно для начала разобраться в своих собственных, говоря психологическим языком, установках. Сейчас я расскажу об основных типах профессиональной деятельности человека. Во многих станах пытались и пытаются создать классификацию профессий. В нашей стране принято пользоваться классификацией профессора Е.А. Климова. Его классификация делит все профессии на 5 основных типов:

I.Человек-природа. Этот тип объединяет профессии, представители которых имеют дело с объектами, явлениями и процессами живой и неживой природы (ветеринар, агроном, гидролог, овцевод, механизатор, тракторист). Для них характерен общий предмет труда - животные и растения, почва и воздушная среда - природа.

2. Человек-техника. Это могут быть пилоты, водители, матросы, электромонтёры, слесари и т.д., использующие технические устройства.

3. Человек-человек. Тут для специалиста предметом труда является другой человек, а характерной чертой деятельности - необходимость воздействия на других людей. К такому типу профессий относятся учитель, врач, журналист и продавец.

4. Человек-знаковая система. Люди, выбравшие этот тип профессиональной деятельности, должны уметь оперировать абстрактными понятиями, иметь широкий кругозор. Это бухгалтеры, учёные, операторы ЭВМ, люди, работающие в лабораториях, научных центрах.

5. Человек-художественный образ. Людей этого типы отличает наличие живого образного мышления, художественная фантазия, талант.

Вот вам приблизительные требования к человеку, выбравшему определённый тип деятельности. И это только общие требования. Необходимо взвесить и оценить свои способности, помнить, что с возрастом способности к обучению снижаются. Если автоматизм управления автомобилем у 10-летних вырабатывается за 4 часа, то у взрослых - за 50 часов.

Но кроме способностей необходимо учитывать и свои интересы. Идеальное совпадение способностей и интересов это и есть призвание. А ведь сколько людей всю жизнь занимаются нелюбимым делом: кто-то ради денег, кто-то по привычке, кто-то просто потому, что когда-то не очень серьёзно отнёсся к собственному выбору. Сегодня попытаемся честно оценить свои способности, желания и возможности при выборе будущей профессии. Прежде всего надо считаться с физическими способностями. По данным социологов, буквально единицы соотносят своё здоровье с выбором профессии. Остальные просто не принимают его во внимание и делают первую ошибку.

При выборе профессии часто имеет место фактор престижности. Но оглядка на престижность не самый верный принцип выбора, поскольку престижность сродни поветрию, моде. А это явление, как известно, очень не постоянное.

Правильнее было бы, ориентируясь в мире профессий, решить для себя, что для вас самое важное в будущем, что вы считаете совершенно необходимым для себя: размеренную, спокойную работу или постоянные командировки, экспедиции, независимость и самостоятельность, творчество или выполнение четко определённых обязанностей. Но не нужно понимать так, что творчество - хорошо, а исполнительность - плохо. В каждой профессии есть свои особенности. Важно определиться в главном, т.е. понять, какие из качественных сторон профессий для вас важны, а какими можно и пренебречь.

Проанализируй профессию, которую, возможно, вы уже выбрали или только склоняетесь к выбору. Ответьте на 9 вопросов честно и серьёзно. Напишите свои аргументы в пользу выбранной профессии, а потом посмотрите на них со стороны, как будто вас убеждает кто-то другой. Отнеситесь к тексту критически, действительно ли выбор обоснован. Видны ли в нём знания профессии, оценка своих возможностей? Попробуйте покритиковать текст, может быть даже переубедить «собеседника». И не поддавайтесь эмоциям, при решении таких важных задач они бывают неподходящими помощниками. Если вы ответите серьёзно на вопросы, я думаю, это поможет вам в профессиональном выборе.

1. Какое значение имеет данная профессия для общества?

2. Какой труд - автоматизированный, механизированный или ручной в ней используется?

3. Назовите объект труда, конечный результат работы.

4. Охарактеризуйте условия работы, режим труда.

5. Назовите приблизительно заработную плату специалистов данной профессии.

6. Предполагает ли данная профессия интенсивное общение с людьми?

7. Существуют ли к данной профессии медицинские противопоказания?

8. Какими личными качествами должен обладать представитель этой профессии?

9. Где можно её получить?

Я предлагаю двум ребятам подойти к доске и написать в колонку одному положительные качества профессии, стать на минутку оптимистом, другому - все отрицательные качества профессии, отнестись к данной профессии достаточно скептически. А вы, ребята, также попытайтесь помочь им. Итак, к примеру, очень популярная в наше время профессия журналиста. Проверим, насколько реально мы можем её оценить, каков уровень осведомлённости о ней.

Оптимист:

работа имеет огромное общественное значение;

высокая зарплата;

встреча с интересными людьми;

командировки, дающие возможность многое увидеть;

использование современной техники.

Скептик:

трудности, связанные с устройством на работу;

частые командировки, осложняющие личную жизнь;

трудности получения образования (например, наличие печатных работ);

большая ответственность;

нервные перегрузки;

ненормированный рабочий день; k

постоянное общение с людьми.

Тест «Профпригодность»

Итак, с выбором мы как будто немного прояснили ситуацию. Теперь давайте проведём тестирование и узнаем, к какому типу профессии вы склонны, а какой вид деятельности вам противопоказан. Ответьте на следующие вопросы:

1. Новогодняя ночь для тебя - лучшее время, чтобы: а) выспаться;

б) посмотреть телевизор вместе с семьёй; в) оказаться в кругу друзей.

2. Из трёх подарков ты предпочёл бы:

а) удочку, набор для вышивания; б) коньки или лыжи; в) турпутевку или билет на интересное представление.

3. Отправляться в путешествие лучше всего: а) в одиночку;

б) с семьёй или друзьями; в) с незнакомой группой, чтобы была возможность обрести новых друзей.

4. Если бы ты оказался в одиночестве на острове или в лесу, то:

а) почувствовал бы полную свободу; б) занялся бы поиском выхода или каким-нибудь делом; в) ощутил бы тоску, неприкаянность, страх.

5. В своё свободное время ты любишь: а) читать, посещать библиотеку, шахматную секцию, зоопарк, лес, ловить рыбу, мечтать; б) рисовать, читать, заниматься спортом, музыкой, шитьём или вязанием, ходить в походы, разговаривать по телефону, смотреть телевизор; в) заниматься спортом, танцами, играть в ансамбле, петь в хоре, участвовать в спектаклях и концертах, путешествовать с друзьями, ходить с компанией в кино.

Подсчитайте количество набранных баллов, учитывая, что ответы на вопрос с буквой «а» оцениваются 1 баллом, «б» - 2, «в» - 3 баллами.

Если вы набрали от 5 до 8 баллов - советуем подумать о профессии, где вам не придётся общаться с большим числом людей (продавец, учитель, журналист и психолог в данном случае не очень подходят). Зато исследовательская деятельность или работа в охотохозяйстве, лесничестве, зверопитомнике или на собственной ферме, специальность программиста, слесаря или токаря, профессия бухгалтера, оператора ЭВМ вполне будут приемлемы для вас, поскольку ваши ответы показывают, что вы цените тишину, не любите шумных, незнакомых компаний. Вы чуть-чуть стеснительны и замкнуты, встречи с незнакомыми людьми вам доставляют беспокойство.

Если вы чаще ставили галочки возле буквы «б» и набрали от 8 до 12 очков, то считайте - вам крупно повезло. Вы относитесь к людям, которым не страшно одиночество и которые прекрасно чувствуют себя в любой компании. Вы не боитесь новых знакомств и спокойно обходитесь без общения длительное время. Выбор профессии здесь практически не ограничен!

Ну а если в вашем активе от 12 до 15 очков, снова задумайтесь над выбором: стоит ли вам, человеку общительному, легко вступающему в контакт, отказываться от возможности иметь интересную профессию менеджера, агента по рекламе, коммерческого директора, продавца, дилера, учителя, брокера или тренера? В вас огромный потенциал энергии и сил, которых хватит для работы с большой аудиторией и коллективом коллег. Вам будет тесно в маленькой лаборатории или у конвейера, охотничьем хозяйстве или мастерской.

Решаем «задачки» 1. Дано: Получив редкую специальность, вам будет очень интересно работать и вы будете уникальным специалистом. Такие профессии, как правило, делают их обладателя счастливым человеком – ведь он занимается любимым делом, но в таких профессиях есть и определенные минусы. Назовите, какие вы знаете редкие специальности? Какие, на ваш взгляд, плюсы и минусы таких профессий? Обсуждаем: называем редкие профессии и обговариваем плюсы и минусы. Интересная информация: Пиццейоло – это повар-специалист по изготовлению пиццы. Как правило, он востребован в заведениях общественного питания, ориентированных на итальянскую кухню или фаст-фуд. Плюсы: довольно интересная работа, часто – бесплатное питание. Минусы: неудобный график работы (практически все заведения работают до утра; в субботние, воскресные и праздничные дни они обязательно обслуживают посетителей), незначительные карьерные перспективы. Спичрайтер – специалист по написанию текстов публичных выступлений. В его обязанности входит написание речей и докладов на заданную тему для определенной аудитории. Как правило, специалисты этого профиля работают с серьезными политиками, крупными предпринимателями, стремящимися к публичности и тому подобными представителями т.н. элитных групп. Иногда они могут работать и по заказу PR-агенств для их клиентов. Плюсы: интересная творческая работа, достаточно высокая оплата труда, достаточно высокий статус. Минусы: малая востребованность, необходимость приспосабливаться к стилю и возможностям работодателя. Специалист по корпоративной культуре – специалист, отвечающий за разработку системы внутрикорпоративных ценностей и воплощение их в повседневную деятельность сотрудников. Предполагается, что таким образом достаточно серьезно повышается эффективность деятельности данного предприятия или организации. Плюсы: интересная творческая работа, широкий круг общения, достаточно высокий статус. Минусы: нерегламентированный рабочий день, работа с большими объемами информации. Арбитражный управляющий – физическое лицо, зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, обладающее специальными знаниями и не являющееся заинтересованным лицом в отношении должника и кредиторов. В соответствии с законом о банкротстве назначается на должность арбитражным судом. Плюсы: интересная работа, широкий круг общения, достаточно высокий статус, неплохая оплата труда. Минусы: сложная процедура подготовки, нерегламентированный рабочий день, работа с большими объемами информации, возможность давления со стороны заинтересованных сторон. Ответ: Прежде, чем определиться с выбором любой профессии, напишите на листке все ее плюсы и минусы. Для этого важно собрать как можно больше информации – почитайте СМИ, поговорите с представителями профессии, попробуйте поработать в организации в качестве волонтера, просто помощника. И вот, когда вы будете совершенно уверены, что минусы вас не пугают, – считайте, что выбор вы сделали правильно. 2. Дано: Вы получили профессию (например, лингвиста-переводчика), но через какое-то время появляется устройство, позволяющее понимать и говорить на любом языке. Надобность в живых переводчиках отпадает, вы не нужны на рынке труда. Что делать? Обсуждение… Ответ: Будьте готовы к тому, что вам придется переучиваться или переквалифицироваться и получать другую профессию. Еще вариант – увеличить свои шансы на рынке труда – получить дополнительное ремесло. Если вы умеете стричь, готовить, шить, легко обращаетесь с инструментами или хорошо разбираетесь в машинах, ваши шансы не остаться без куска хлеба на рынке труда существенно возрастают. Старайтесь учиться всему и вся, получать опыт. Любой опыт вам может пригодиться в будущем. 3. Дано: Вы мечтали стать телерепортером или журналистом, корреспондентом, актером, певцом, танцором, но, в силу обстоятельств (набрали мало баллов, дорого или по настоянию родителей), выбрали более доступную специальность. Какие есть варианты, позволяющие приблизиться к своей мечте? Обсуждение… Ответ: Поступить в ссуз и уже затем пойти в вуз; немного поучиться в выбранном учебном заведении и сменить специальность, факультет или вуз; перевестись, найти профессию на стыке двух профессий, например дизайнера, руководителя творческим коллективом, начать писать в журналы или на сайты на близкие темы и пр. 4. Дано: Два одноклассника: отличник и середнячок (крепкая тройка). Один поступил в престижный экономический вуз в Москве, второй пошел в училище также на экономическую специальность. Чья карьера, вы считаете, сложится успешнее и почему? Обсуждение… Ответ: Вот как окончилась эта история: отличник-экономист вернулся из Москвы (сложности с жильем и настояния родственников) и устроился на работу в госучреждение, став штатным экономистом в статистическом управлении. Через некоторое время стал начальником отдела. Троечник, окончив кое-как ссуз, пошел в продавцы, затем стал товароведом, набравшись опыта открыл маленький магазинчик, затем организовал фирму покрупнее, параллельно получил платно высшее образование. В конце концов, стал владельцем сети торговых домов. Отличник выше по карьерной лестнице не поднялся, но всю жизнь считал, что его недооценивали, и жаловался на происки сотрудников и начальства. Помните, что в вузе учат не только знаниям в области выбранной специальности, а скорее - умению находить, усваивать и умело применять информацию. Кроме того, очень важны в карьере личностные качества – целеустремленность, отсутствие страха перед неудачами, активная жизненная позиция и т.д. (основная мысль – для успешности человека и карьеры, выбор учебного заведения не является определяющим). 5. Дано: Человек, окончив вуз в столице, вернулся в провинциальный город высококвалифицированным специалистом в своей области. Вакансии по этой профессии были. Как вы думаете, возникли ли у него трудности с трудоустройством и почему? Обсуждение… Ответ: Работодатели, понимая, что, взяв на простенькую работу профессионала с высоким потенциалом, его долго не удержат. И он уйдет, как только представится более интересная, более доходная должность. Даже, если вы согласны выполнять такую работу, согласны с предложенной зарплатой, - вам, скорее всего, откажут в вакансии. Поэтому, получая хорошее образование, будьте готовы к переезду в область, регион, город, где возможности карьерного роста по вашей профессии выше. 6. Дано: Выпускник сельскохозяйственного института и выпускник факультета международных отношений. Выпускник педагогического института и выпускник нефтяного вуза. Придумайте, кем каждый из них может работать, и какие у них есть варианты профессионального роста:Обсуждение: (возможно домашнее задание). Подсказки: с\х – работник предприятия по переработке сельхозпродукции – инженер, менеджер по продаже, в установке и обслуживании высокотехнологичного оборудования с\х - фермерство – управляющий региональным отделением предприятия – собственный бизнес в отрасли. Международные отношения – секретарь со знанием языка – гид-переводчик при иностранных делегациях – менеджер в международной торговой фирме – консультант в международной фирме – руководитель отдела – аналитик в крупном медийном издательстве, проекте – пресс-секретарь в посольстве – дипломат при министерстве иностранных дел. Педагог – учитель в школе – завуч, директор школы – лаборант в вузе – старший сотрудник кафедры – преподаватель в вузе – зав.кафедрой – декан – ректор – президент вуза – организатор частного образовательного учреждения – чиновник. Нефтяник – геологоразведчик – мастер буровых установок – инженер по обслуживанию трубопровода – бригадир – инженер-проектировщик – менеджер по продажам оборудования для отрасли – управляющий предприятием (проектом) – консультант для иностранных инвесторов – участник фондового рынка – куратор импорт- экспортных операций с нефтепродуктами. Резюме. Диплом, даже самого престижного вуза или факультета, не дает гарантии успешности. Без дополнительных навыков, без стремления стать лучшим в своем деле, без постоянного поиска новых возможностей само по себе образование не принесет денег, славы или регалий. Но, конечно, полученные навыки и умения – это хорошее средство и инструмент для достижения любой своей цели.

Заключительное слово учителя

Кто-то, возможно, мечтал о карьере журналиста, а набрал всего 5 баллов, думал о пчеловодстве, а тест напророчил карьеру артиста. Если уж никак не хочется отказываться от мечты, займитесь самовоспитанием. Робким и застенчивым неплохо было бы побольше общаться, а пылким, нетерпеливым, общительным - учиться внимательно случать и быть сдержаннее. И вообще, людям любой профессии необходимо работать над собой всегда, и тогда любая мечта станет реальностью.

24.02.2016 21:16


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!