СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Коллективное творчество на уроках изобразительного искусства и технологии в начальной школе как средство формирования УУД.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Замечательные первоклассники учатся в нашей школе. Они озорные, шумные, веселые, бегут в школу с большим желанием. С ними очень интересно на любом уроке. Как хочется, чтобы это отношение к школе сохранилось как можно дольше. Современные малыши очень рано начинают «готовиться к школе». Многие знают буквы с двухлетнего возраста, к трём-четырём годам начинают читать, поражают своим кругозором. Однако не все дети становятся хорошими учениками. Почему? Многие родители помнят, как их малыш активно познавал окружающий мир, с лёгкостью справлялся сначала с говорящими игрушками и книжками, телевизором, потом с телефонами и планшетами, проводя много часов за компьютером, ловко нажимая пальчиками на клавиатуру. Восхищение в глазах их бабушек и дедушек просто безгранично: такой маленький, а какой смышленый! И вот наступает тот важный момент, когда взрослые считают, что можно оставить ребёнка наедине с компьютером или планшетом. Это очень удобно, а главное, в доме не будет беспорядка от обрезков цветной бумаги, клея, красок, пластилина. Прошло время, малыш подрос, и вот уже пора идти в школу. Читать и считать научился, кругозор развит, источников информации очень много. Опять восхищаются взрослые – к школе готов! И вот приходит такой первоклассник или первоклассница в школу, а уже через месяц радости в глазах нет. Сидеть за партой трудно, слушать учителя скучно, учиться неинтересно. Большинство проблем возникает из-за отсутствия рядом любимой игрушки – телефона или планшета. Очевидно, что технический прогресс не способствует гармоничному развитию младшего школьника. Успешному обучению мешает низкое внимание на уроке, поскольку семилетний ребёнок уже привык к яркой и быстро меняющейся картинке на мониторе, а учитель не может конкурировать с ней. Сидеть за партой длительное время и писать скучные палочки и крючки очень утомительно, тетради неряшливые, потому что усидчивость и внимание проявлялись только при работе с гаджетами. Нервная система такого ребёнка в постоянном возбуждённом состоянии. Что делать? Я предлагаю учить работать руками. Любому человеку, взрослому или ребёнку, свойственна потребность в достижении. Успех должен достигаться трудом. Если с раннего детства ребёнка приучили работать руками, то ему будет легко выполнять как умственную, так и физическую работу. Занимаясь рукоделием, малыш приобретает ценные качества: внимание, терпение, усидчивость, работоспособность. Развивается мелкая моторика, аккуратность в движениях. Формируется творческое мышление, такому малышу некогда скучать, он всё время что-то придумывает, созидает, творит, учится видеть красоту окружающего мира и стремится к гармонии. На уроках технологии в начальной школе особенно хорошо видно, кто из родителей серьёзно занимался всесторонним развитием своего ребёнка. Эти родители откликаются первыми, когда речь идёт об участии в творческих конкурсах. А дети не имеют особых трудностей с адаптацией в первые месяцы учёбы в школе. Успех для них – результат кропотливого труда. Эти дети успешны в учёбе, спорте, творчестве. Но есть и другие ученики, по их работам на уроках технологии и изобразительного искусства уже в первом классе легко можно прогнозировать результаты учёбы и даже поведения в старших классах. Родители таких учеников сами могут быть успешными людьми, а их ребёнок, лишённый в раннем возрасте возможности заниматься творчеством, имеет множество трудностей в учебе. Педагоги знают, что качество усвоения знаний определяется характером и многообразием видов универсальных учебных действий. Освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные) составляют основу умения учиться. Именно занятия творчеством помогут овладеть УУД. Стоит только задуматься, сколько умений должен иметь первоклассник, чтобы сделать, например, простой бумажный фонарик для новогодней ёлочки или объёмную снежинку! Очень радует, что мои любимые первоклассники с удовольствием занимаются рукоделием. Первоклассники и второклассники нашей школы имеют возможность заниматься творчеством как на уроках изобразительного искусства и технологии, так и во внеурочной деятельности. Мы работаем с простыми и доступными материалами, но даже эта работа одним детям доставляет удовольствие, а у других вызывает разочарование. А чтобы их было меньше, на наших занятиях мы учимся не бояться трудностей, преодолеваем их вместе. Конечно, роль учителя важна, но куда ценнее опыт взаимодействия с одноклассниками, которые успешны в творчестве. Такие учащиеся имеют навыки работы с художественными материалами и инструментами. И всё же современным детям достаточно трудно осваивать технологические процессы. Навыки работы с художественными материалами у многих детей не сформированы, а слабая моторика только усугубляет ситуацию. Родители учащихся всё чаще пытаются оградить детей от «опасных инструментов» и художественных материалов. Ножницы, клей, пластилин под запретом в доме. Многие современные родители перекладывают ответственность на дошкольное образование. Мы, учителя, всегда благодарны воспитателям, которые научили детей работать руками и привили любовь к творчеству. Правда нужно отметить, что в детском саду всё чаще мы наблюдаем тенденцию, когда работа на 70-80 процентов выполнена взрослыми, ребёнку остаётся внести незначительные штрихи в работу. На выходе рисунок, аппликация, композиция получаются весьма привлекательными, но у ребёнка формируется иллюзия собственного успеха в творчестве. В реальности же такой ребёнок не получил опыта самостоятельного творчества, лишён возможности спланировать, самостоятельно поработать над ошибками, если они возникли и постепенно подвести работу к завершению. На фоне такой дошкольной подготовки многим первоклассникам достаточно трудно справляться даже с несложными творческими заданиями, дети снова ждут «волшебной палочки» в виде шаблона, ещё лучше – педагога, стоящего постоянно рядом и готового взять большую часть работы на себя. Для себя я нашла выход из этой непростой ситуации – создание коллективных работ и работа в группе. Всегда в классе найдутся активные, творческие ученики, которые умеют работать руками и с удовольствие помогут одноклассникам. Более того, такие моменты позволяют стать ребятам общительнее, активнее и самостоятельнее. Благодаря им и умелой работе педагога ребёнок не остаётся наедине со своими трудностями, при этом вносит свой посильный вклад в общую работу. Работая в группе, общий успех становится успехом каждого. Работа в группе развивает коммуникабельность, стимулирует ответственность за свою работу в интересах общего дела. Как итог работа в группе стимулирует не только творчество, но и познавательную активность, что постепенно влияет на успеваемость младших школьников. Ученик с плохой предшкольной подготовкой или неуверенный в себе ученик находит поддержку среди одноклассников и получает бесценный опыт в творчестве. Подготовка к работе в группе начинается с начала учебного года в первом классе: я, не стесняясь, прошу детей о помощи в простых повседневных моментах: раздать или собрать тетради, подготовить доску к уроку и т.д. Дети, конечно, не откажут учителю. Затем на уроках МАТЕМАТИКИ прошу самых активных учеников помочь мне ещё раз – стать экспертами и проверить то или иное задание у других учащихся. Дети опять с удовольствием соглашаются, потому что каждый, чьи ответы сошлись, тоже становится экспертом и может помочь мне в проверке. Данный приём всегда вызывает много положительных эмоций и активизирует работу всех учащихся класса. Почему выбран для подготовки к коллективным творческим работам этот предмет? Большинство родителей при подготовке к школе делают акцент на математической грамотности будущих первоклассников. Спустя какое-то время я начинаю ставить экспертам условие – при обнаружении ошибки не просто укажи на неё, а попробуй объяснить ученику её причины и вместе выполните задание правильно. Дети опять соглашаются, хотя их задача усложнилась. А между тем, по сути, мы наблюдаем работу в паре, когда оба ученика учатся слышать друг друга, учатся взаимодействовать. Процесс не быстрый, но создаёт прекрасный фундамент для сотрудничества учащихся в учебной деятельности. Как только становится очевидным, что в классе почти все дети готовы к сотрудничеству, я пытаюсь создать ситуацию, которая подводит их к мысли выполнить какую-либо ТВОРЧЕСКУЮ работу вместе. ⦁ На уроках ИЗО предлагаю по желанию объединиться в пары, чтобы выполнить одну работу на двоих. ⦁ Другой вариант – каждый выполняет фрагмент большой композиции. Желание работать сообща должно «созреть», это очень деликатный процесс. При этом постепенно начинаем осваивать правила работы в группе. Однажды на прогулке, детям было предложено украсить двор снеговиками. Отклик был моментальным, а результат через полчаса таким: ⦁ команда из двух человек результат плохо заметный; ⦁ команда из трёх человек (двое очень робкие и несамостоятельные, инициативу взяла девочка скромная и нерешительная) задача не выполнена; ⦁ третья команда продвинулась дальше, т.к. подобрались творческий активный и два ответственных исполнительных ученика; ⦁ четвёртая команда – два ответственных, один шалун – результата нет; ⦁ пятая команда трудилась без перерыва – задачу выполнили почти до конца; ⦁ ещё несколько ребят работали индивидуально. У них результата нет, и от помощи отказываются. Эти ребята требуют особого внимания учителя. Подводим итоги – сколько снежных фигур появилось в нашем дворе? Одна! Да и та не завершена. Почему – удивляюсь я? Все так старались. Дети очень быстро сами приходят к выводу, что трудно работать одному, вдвоём и даже втроём, выполняя такую сложную задачу. А ведь нам так хотелось украсить школьный двор! Но от прогулки осталось лишь 10 минут. Что мы можем сделать? Кто-то из детей строит предположение, что если бы мы вместе трудились, успели бы больше и результат был заметнее. Звучит предложение сделать не снеговика, а крепость всем вместе – использовать каждый снежный комочек из индивидуальных проектов, чтобы можно потом было играть всему классу. Такой быстрой реакции от учеников я не ожидала, но результат порадовал. Уходили мы со двора уставшими, но довольными. Так был завершён подготовительный этап к работе в группе. В классе на следующий день мы обсудили результат коллективных усилий и дети самостоятельно сделали вывод, что работать вместе интересно, весело и продуктивно. На моё предложение сделать всё-таки снеговиков, но из цветной бумаги – аппликацию, отзыв был моментальный и положительный. В одиночестве никто не остался. С поставленной задачей справились все. Эмоции переполняли детей. После этого урока дети всегда с нетерпением ждали предложения поработать в группе. С ребятами постарше работать легче. С первых минут они начинают продуктивно использовать время, быстро распределяют обязанности и не нуждаются в дополнительной поддержке учителя. Дети терпеливо объясняют, договариваются и прогнозируют результат. Особенно хочу остановиться на выборе тем для групповых работ. Конечно, это не сложные по технике исполнения работы из доступных материалов. В данном случае важна не художественная ценность, а деятельность в составе группы, умение слышать друг друга, взаимное уважение, доверие и, как следствие, общий коллективный успех, стимулирующий творческий процесс и ответственность каждого в команде. Напоминаю, что художественная ценность в коллективных работах на начальных этапах - не главное. Сотрудничество в творчестве на первом месте. Материалы должны быть доступными, простыми в использовании.Для коллективных работ на уроках технологии я практику изготовлениеи объёмных изделий. Особенно нравится кусудама. Сначала образец впечатляет детей, затем они начинают понимать, что одному собрать такое количество деталей сложно и с особым старанием работают в группе, заинтересованные результатом. Дети умеют поддержать друг друга в такой работе и чувствуют ответственность за конечный результат. Не случаен подбор объёмных изделий. КУСУДАМА – то, что трудно одному, сделаем сначалав группе, и только потом – каждый самостоятельно, поборов свою неуверенность. Это уже не просто урок изобразительного искусства или технологии – это МАТЕМАТИКА! Так творчество стимулирует интерес к точным наукам и открывает радость познания. Перед днём учителя старшеклассники провели анкетирование в моём классе на тему: «Каким должен быть учитель будущего». Фантазия детей разыгралась: многие дети написали, что учитель будущего будет проводить уроки на свежем воздухе и обязательно будет почаще предлагать работу в группах – потому что это весело, интересно и так легче учиться на любом уроке!

04.12.2021 20:11


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!