СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока русского языка в 6 классе "Повторение темы "Имя числительное" с презентацией

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок-обощение по теме "Имя числительное" в 6 классе на основе краеведческого материала.

Одной из основных задач обучения русскому языку в школе является формирование и развитие у учащихся коммуникативной компетенции (умений целесообразно, правильно, мотивированно пользоваться языковыми средствами для приёма и передачи информации, анализировать информацию, создавать собственное речевое высказывание). Развитие связной речи у школьников - процесс, который должен осуществляться постоянно, ежедневно, потому нельзя ограничиваться только уроками развития речи. Важно совмещать, интегрировать языковую тему с развитием речи, при этом учить правильно формулировать свои мысли, а также шлифовать речеведческие теоретические понятия.

Одной из форм развития речи учащихся является работа с текстом. Работу с текстом можно проводить на каждом уроке и на разных этапах (в начале урока – для активизации знаний по теме, в процессе урока – в целях отработки знаний и навыков). Можно проводить и специальные уроки, на которых осуществляется комплексный анализ предложенного текста (при обобщении, повторении и систематизации изученного материала).

При подготовке к такому уроку нужно подобрать текст, но чтобы его подобрать, учителю важно знать, какие знания он будет проверять и какие умения формировать у школьников. Потом учитель подбирает текст с учётом поставленных перед собой задач и выстраивает систему вопросов и заданий, над которыми будет работать.

Покажу на примере конкретной темы, 6-Б гимназический класс, тип урока «Обобщение», тема «Имя числительное».

Для себя выписала то, какие знания нужно обобщить с шестиклассниками:

1.Характеристика числительного как части речи.

2.Что могут обозначать числительные.

3.Лексико-грамматические разряды и разряды количественных числительных.

4.Числительные по структуре.

5.Какую синтаксическую функцию выполняют числительные.

6.Правила написания и правила склонения числительных.

К тому же актуализировать речеведческие теоретические понятия (текст, стиль, тип текста, основная мысль, тема)

И какие умения формировать:

1.Находить числительные.

2.Определять лексико-грамматические разряды.

3.Находить целые, дробные, собирательные числительные.

4.Определять разряд числительных по структуре.

5.Определять, каким членом предложения является выделенное числительное или в состав какого члена предложения оно входит.

6.Самостоятельно составлять предложения с числительным, которые выступают разными членами предложения

7.Находить ошибкоопасные места в числительных

8.Правильно склонять числительные

Начинаю подбирать текст. Это довольно трудоёмкая работа. Ведь главное в работе с текстом – сосредоточить внимание учащихся не только на орфографии и пунктуации, лексике и синтаксисе, но и на содержании текста как коммуникативно-познавательной единицы. Именно через текст реализуются все цели обучения в их комплексе: развивающая, образовательная, воспитательная.

Найти такой текст, в котором отражено всё то, что я должна охватить на уроке, очень сложно.

У меня возникла идея связать учебный материал с юбилейным годом и с освобождением нашего города. Перечитала книгу Л.Кружко «Армянск», а именно страницы истории города в Великую Отечественную войну, обратилась в городской музей для уточнения некоторых данных и сначала сформировала текст довольно объёмный. Потом неоднократно его сокращала и трансформировала, потому что преследовала, помимо основных, и другие цели:чтобы текст был (оптимальный), ёмкий, небольшой по размеру, чтобы учащиеся лучше и быстрее его восприняли и осмыслили;

Первоначальный текст:

1.В Крыму было объявлено военное положение в день начала Великой Отечественной войны – 22 июня 1941 года.

2.Отдалённый от столицы республики Симферополя, Армянск сразу же распрощался с тишиной глубинки. Сюда, к северным воротам Крыма, шли эшелоны с материалами для строительства укреплений, обозы и автомашины с людьми, направленными со всего полуострова на оборонительные и сельхозхозяйственные работы. Более 25 тысяч человек прибыло тогда в Перекоп. Вместе с ними трудились 700 жителей Армянска.

3. Для борьбы с вражескими диверсантами и возможными десантами из жителей района был сформирован 3-й Крымский истребительный батальон в количестве 200 человек.

4.Первый налёт на позиции советских войск и на Армянск фашистские самолёты совершили 2 сентября 1941 года в одиннадцать часов 45 минут.

5.Первый удар с применением танков, артиллериии и авиациинемцы нанесли 12 сентября в районе дороги Чаплынка - Армянск.

24 сентября в 5 часов утра гитлеровцы начали генеральное наступление на перекопские позиции советских войск. Участники боёв сравнивают это сражение с адом, таким напряжённым и кровопролитным оно было. В одном из воздушных боёв над Перекопом с обеих сторон участвовало свыше 150 истребителей.

6.Два с половиной года - с сентября 1941 года по апрель 1944 года длилась оккупация Армянска немецко-фашистскими войсками. В этот период написаны самые чёрные страницы истории города. Оккупанты принесли в Армянск террор, грабежи, облавы. Из Армянска гитлеровцы насильно увезли в Германию 78 человекиз числа молодёжи и подростков. Советских военнопленных фашисты согнали в концлагерь, устроенный на территории Армянска прямо под открытым небом.

7.31 октября 1941 года начались ожесточённые бои за освобождение Армянска. За город сражался 19-й танковый корпус, командующий – генерал-лейтенант И.Д.Васильев, его именем назван 1-й микрорайон города. В этих боях отважно сражался и командир батальона 366-го стрелкового полка 126–ой стрелковой дивизии капитан И.И.Сопин, имя которого ныне носит одна из улиц Армянска.

8.При прорыве окружения, своих товарищей, попавших под прицельный огонь противника, ценой собственной жизни спас рядовой 40-го кавалерийского полка, осетин Александр Калоев: он закрыл собой амбразуру немецкого дота на Перекопском валу. Имя А.Калоева носит средняя школа №4.

9.На Перекопском плацдарме сражалась прославленная 43-я отдельная бригада специального назначения полковника И.П.Корявко, имя которого носит 2-ой микрорайон Армянска.

10.158 суток на Перекопе жили, сражались и готовились к предстоящим боям по освобождению полострова бойцы Красной Армии. В упорных боях был отбит плацдарм на Перекопе, шириной - 3,5 км и глубиной -3,8 км.

11.8 апреля 1944 года, на 1022-ой день Великой Отечественной войны, после тяжёлых и ожесточённых боёв Армянск был освобождён. Залогом победы стали неимоверные усилия советских солдат, их безграничный патриотизм.

11 апреля 1944 года по Всесоюзному радио прозвучал приказ Главнокомандующего о прорыве позиций на Перекопе и взятии Армянска. В этот день в 21 час Москва салютовала всем воинам 4-го Украинского фронта 20 артиллерийскими залпами из 224 орудий за боевые успехи в Крыму.

После корректировки:

1.В Крыму было объявлено военное положение в день начала Великой Отечественнойвойны – 22 июня 1941 года.

2.Более 25 тысяч человек прибыло тогда в Перекоп. Вместе с ними трудились 700 жителей Армянска.

3. Для борьбы с вражескими диверсантами и возможными десантами из жителей района был сформирован 3-й Крымский истребительный батальон в количестве 200 человек.

4.Первый налёт на позиции советскихвойск и на Армянск фашистские самолёты совершили 2 сентября 1941 года в одиннадцать часов 45 минут.

5.В одном ив воздушных боёв над Перекопом с обеих сторон участвовало свыше 150 истребителей.

6.Из Армянска гитлеровцы насильно увезли в Германию 76 человекиз числа молодёжи и подростков.

7.При прорыве окружения своих товарищей, попавших под прицельный огонь противника, ценой собственной жизни спас рядовой 40-го кавалерийского полка, осетин Александр Калоев: он закрыл собой амбразуру немецкого дота на Перекопском валу. Имя А.Калоева носит средняя школа №4.

8.158 суток на Перекопе жили, сражались и готовились к предстоящим боям по освобождению полуострова бойцы КраснойАрмии.

9. В упорных боях был отбит плацдарм на Перекопе, шириной - 3,5 км и глубиной -3,8 км.

10.При освобождении Перекопской земли и Армянска погибло свыше 30 000 солдат, а 23 освободителям присвоено звание Героя Советского Союза.

11.8 апреля 1944 года, на 1022-ой день Великой Отечественной войны, после тяжёлых и ожесточённых боёв Армянск был освобождён. Залогом победы стали неимоверные усилия советских солдат, их безграничный патриотизм.

12.11 апреля 1944 года по Всесоюзному радио прозвучал приказ Главнокомандующего о прорыве позиций на Перекопе и взятии Армянска. В этот день в 21 час Москва салютовала всем воинам 4-го Украинского фронта 20 артиллерийскими залпами из 224 орудий за боевые успехи в Крыму.

Окончательный вариант

1. В первые дни Великой Отечественной войны более 25 000 человек прúбыло в Перекоп для строительства укреплений, вместе с ними трудились 700 жителей Армянска.

2. Для борьбы с врагами был сформирован 3-й истребительный батальон в количестве 200 человек.

3. Первый налёт на Армянск фашистские самолёты совершили 2 сентября 1941 года в одиннадцать часов 45 минут.

4. В упорных боях был отбит плацдарм на Перекопе, шириной - 3,5 км и глубиной -3,8 км.

5. 158 суток на Перекопе жили, сражались и готовились к предстоящим боям по освобождению города бойцы Красной Армии.

6. При освобождении Перекопской земли и Армянска погибло свыше 30 000 солдат, а 23 освободителям присвоено звание Героя Советского Союза.

7. Двое из них – наши герои: Иван Порфирьевич Корявко и Илья Иванович Сопин.

8.Их именами названы улицы нашего прекрасного города.

Для облегчения работы лучше пронумеровать предложения. Учу отвечать полными предложениями, выстраивая их правильно и последовательно.

Сформулируйте основную задачу урока (повторить все, что изучили по теме «Числительное»), цели урока.

1.Выразительное чтение текста.

2.Доказать, что это текст. (Текст – это развернутое высказывание (письменное или устное), состоящее из ряда предложений, расположенных в определенной последовательности и связанных друг с другом по смыслу и грамматически).

3.Назвать стиль текста и доказать. (Публицистический. Используется в газетных, журнальных материалах. Цель: воздействовать на читателя и слушателя, то есть в чём-то их убедить, к чему-то призвать, о чём-то рассказать).

4.Назвать тип текста и доказать. (Повествование-рассказ о каких-либо событиях).

5. Назвать тему. (О войне в нашем городе, о военных событиях, о тяжёлых военных годах нашего города, о трагедии военных лет).

6. Назвать идею текста. (Что автор хотел донести, в чём убедить?

О том, какой ценой достались нам победа и мир, пробудить интерес к родному краю, его истории, уважение к его защитникам, их самоотверженности, героизму, патриотизму).

7.Озаглавить текст. (Тема или основная мысль - идея) Военные годы в Армянске. Армянск в годы войны. Цена Победы. Трагедия Перекопской земли.

8.Словарная работа.

-В данном тексте вы встретили 2 слова иностранного (французского) происхождения:

Батальон (фр.) – воинское подразделение(350-500 солдат, несколько рот).

Плацдарм (фр.) – участок местности, на котором развёртывается военная операция.

9.Прочитайте вслух первые три предложения. (Во время чтения похвалить учащихся при правильном чтении)

10.Найдите в этих предложениях имена числительные и докажите, что данные слова являются числительными.

(Первые дни- отвечает на вопрос какие? Обозначает порядок предметов при счёте,

более 25000 человек- отвечает на вопрос сколько? Обозначает количество предметов, семьсот жителей-сколько? Количество предметов.

Третий -какой? Обозначает порядок предметов при счёте.

200 человек - сколько? Обозначает количество предметов при счёте.

Первый налёт- какой? Обозначает порядок предметов при счёте.

Второго сентября- какого? Обозначает порядок предметов при счёте.

Одна тысяча девятьсот сорок первого- какого? Обозначает порядок предметов при счёте.

Одиннадцать- сколько? Обозначает количество предметов при счёте.

Объясните, почему в слове одиннадцать пишется две буквы н.

(Числительное одиннадцать образовано от сочетания слов один на десять и означает «один сверх десяти».Так образованы все числительные второго десятка.) В отличие от украинского языка.

Сорок пять- сколько? Обозначает количество предметов при счёте.

Сделайте вывод: Что могут обозначать имена числительные(И.Ч. с И. существительными обозначают количество предметов и порядок предметов при счёте, без И.С. –обозначают число.)

11.В зависимости от того, что обозначают числительные (количество предметов, число или порядок предметов при счёте), они делятся на лексико-грамматические разряды. Назовите эти разряды. (Количественные и порядковые).

Объяснительно–распределительный диктант.

Распределите все названные числительные в 2 столбика: в первый – количественные числительные, во второй – порядковые. Числительные ставьте в форму И.п. Свой выбор обоснуйте.(Запись с комментированием. В какой столбик?)

Сделайте вывод: на какие разряды делятся числительные? (Числительные делятся на 2 лексико-грамматических разряда- количественные и порядковые).

5.А количественные числительные также делятся на разряды. На какие? Найдите по 1 примеру на каждый разряд.

Целые-200

Дробные-3.5, 3.8

Собирательные-двое.

6.Обратите внимание на 4-ое предложение, прочитайте вслух. Вспомните, в каком падеже стоит И.С. при его сочетании с дробным числительным?

Сделайте вывод: Дробное числительное требует, чтобы имя существительное стояло Р.п.

7.По структуре числительные делятся на какие разряды? Укажите разряд числительных по структуре.

Сделайте краткую запись над записанными словами.

Свой ответ обосновывайте.

Сделайте вывод: на какие разряды по структуре делятся числительные. (Числительные по структуре делятся на такие разряды: простые, сложные, составные).

8.Определите, каким членом предложения является выделенное числительное или в состав какого члена предложения оно входит?

-Прочитайте 2 предложение.

2. батальон (какой? который?) 3-й–определение. Как подчёркивается?

-Прочитайте -5 предложение.

5. жили, сражались и готовились (сколько? как долго?)- 158суток – входит в состав обстоятельства в сочетании и И.С. Как подчёркивается?

-Прочитайте 6 предложение.

6.присвоено (кому? косвенный падеж)23освободителям – входит в состав дополнения в сочетании с И.С.Как подчёркивается?

В этом предложении показательна роль числительного в обозначении масштаба трагедии, количества потерь - более 30000!

Прочитайте 7 предложение.

7.( Кто?) Двое из них – наши герои: Иван Порфирьевич Корявко и Илья Иванович Сопин. – входит в состав подлежащего.

Сделайте вывод: какими членами предложения могут быть числительные. Каким еще членом предложения могут быть числительные, но в нашем тексте этот случай не встретился? (Сказуемое!).Числительные могут быть всеми членами предложения. Не встретился случай, когда числительное выступает в роли сказуемого. Ваш пример:

Задание 9.Проведите наблюдение: какие ошибкоопасные места есть в выписанных Ч.(нн, ь)

Двадцать пять семьсот, двести, одиннадцать, сорок пять, девятьсот

Сделайте вывод: Когда пишется ь в Ч.?

-на конце Ч. от 5 до 20, 30

-в середине слова от 50-80, от 500 до 900.

Задание 10.Образуйте от количественных Ч. 25000 30000- порядковые

Сделайте вывод: Порядковые числительные на - сотый,-тысячный,-миллионный,-миллиардный пишется слитно.

Устно: придумайте словосочетания-П.ч.+И.С. или П.ч.+П.+И.С

Задание 11. Частично мы уже вспоминали о склонениях числительных. Просклонять числительное 158.(устно)

Сделайте вывод. Как склоняются сложные количественные Ч.?

А составные П.? Каковы особенности склонения числительных 40,90,100?

Так на основе одного удачно сформированного текста можно отрабатывать, систематизировать весь изученный материал по теме.

Такие задания, которые обучают пониманию логики текста, предполагают формирование познавательных умений и развитие связной речи обучающихся.Текст, ко всему, служит образцом для создания собственного высказывания учащихся. После этой работы шестиклассникам предложено было написать сочинение о героизме советских солдат «Мы помним твой подвиг, солдат».

Категория: Русский язык
26.06.2019 21:49


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!