СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по изобразительному искусству "Изображение предметного мира - натюрморт"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Изображение предметного мира - натюрморт.

Тип урока: комбинированный с использованием ИКТ

Цели урока:

· Познакомить учащихся с жанром “натюрморт”, основами композиции и правилами постановки натюрморта;

· Показать значение и место натюрморта в искусстве, роль и значение вещей в жизни человека;

· Сформировать умения в создании натюрморта в ходе практической работы.

· Воспитать художественный вкус и творческую позицию при выполнении натюрморта.

Оборудование (оформление доски):

· Детские работы

· Иллюстрации композиционного построения натюрморта.

· динамическая таблица

· понятия ( натюрморт, типы натюрморта: завтрак, философский натюрморт «суета сует», цветы и фрукты, импрессионисты)

Раздаточный материал: шаблоны с силуэтами предметов быта.

Ход урока:

I.Организационный момент

1.Приветствие

2.Проверка готовности учащихся к уроку

II. Постановка темы цели урока

Учитель: Сегодня мы с вами познакомимся с еще одним жанром ИЗО. Прежде чем назвать его, послушайте отрывок из песни. (ролик о натюрморте).

-О каком жанре здесь идет речь?

Учитель. Тема сегодняшнего урока «Изображение предметного мира-натюрморт». Мы познакомимся с вами с натюрмортом, как с первым жанром изобразительного искусства, узнаем основные правила постановки натюрморта и проследим, как натюрморт отражается в творчестве некоторых художников. И в заключении вы попробуете составить натюрморт, пользуясь полученными знаниями.

Ребята, а вы где – то слышали слово “натюрморт”? (Ответы учащихся).

А теперь я более подробно расскажу вам о натюрморте. (слайд 1)

III.Изучение нового материала (презентация)

1.Из истории натюрморта

Учитель. Натюрмортом принято считать композицию из неодушевленных предметов, включая плоды и цветы. В переводе с французского nature morte, обозначает – «мертвая природа». Таким образом, натюрморт-это это жанр изобразительного искусства, который посвящён изображению окружающих человека вещей. Кроме неодушевлённых предметов в натюрморте изображают и объекты живой природы, изолированные от естественных связей и тем самым обращённые в вещь – рыбу на столе, цветы в букете, плоды в блюде и т.д ( слайд 2)

Дополняя основной мотив, в натюрморт может входить изображение людей, животных, птиц, насекомых (слайд 3)

А сейчас откройте свои тетради, запишите число, тему и определение термина “натюрморт”(на доске определение натюрморта).

Если мы обратимся к истории, что и во времена глубокой древности египетские и греческие художники при создании полных движения и жизни сцен любили изображать плоды земли, предметы жертвоприношения, домашнюю утварь, оставив нам ценнейшие свидетельства об образе жизни и костюмах своей эпохи. В росписях Древнего Египта или Месопотамии мы можем увидеть предметы быта – различные сосуды и чаши, корзины, принадлежности писца и строителя, музыкальные инструменты и предметы мебели (слайд 4).

Эту традицию продолжили римляне, которые в декоративных целях расписывали фресками стены вилл и усыпальниц, проявляя особый интерес к деталям и добиваясь такой техники передачи изображаемого, что порой их творения кажутся живыми. Даже в мозаичных напольных украшениях римские художники часто изображали корзины с цветами и плодами, рыбой и дарами моря, овощами и дичью, яйцами и курами, а также остатками праздничных пиршеств. Эти изображения отличаются удивительной жизненной достоверностью и пластической выразительностью, что говорит о тонкой наблюдательности античных мастеров (слайд 5).

В эпоху средневековья интерес художников был сосредоточен на сюжетах религиозного характера, и поэтому натюрморту уделялось меньше внимания…

В эпоху Возрождения изображение неодушевленных предметов в живописи всегда увязывалось с изображением человека, который продолжал быть для художников главным источником вдохновения. Но позднее натюрморт приобретает самостоятельное значение, благодаря новаторскому гению Караваджо, который избрал обычную корзину с яблоками, виноградом и инжиром в качестве сюжета одной из самых известных своих картин “Корзина с фруктами”, хранящейся в галерее Амброзиана в Милане (слайд 6).С этой картины начинается развитие натюрморта как самостоятельного жанра живописи.

Особого расцвета натюрморт достигает в XVII веке в Голландии. На Голландском языке жанру изображения предметов неживой природы больше соответствует слово - stilleven – «тихая жизнь» (слайд 7). Больше всего голландцы любили изображать красивую посуду, богатую домашнюю утварь, столы, накрытые изысканными и роскошными блюдами. Очень часто их натюрморты называли «завтраками». Другой тип натюрморта –фрукты и овощи.(Работа с понятиями на доске)

В натюрморте художник ведет с нами доверительную беседу. Тонкость восприятия жизни, поэтичность или, наоборот, бравур­ность и торжественность - во всем этом мы почувствуем отноше­ние к миру очень зримо и точно. А неожиданный подбор и живо­писная трактовка предметов могут придать натюрморту фантасти­ческий смысл, он может звучать и драматически.

Еще в Лейдене, старинном голландском университетском горо­де, родился философский натюрморт. Его назвали Vапtаs - «суета сует» или momento more - «думай о смерти». Рисуя песочные часы, которые уже давным-давно не показывают время, свечу, которая вот-вот погаснет, страшный череп, художник Питер Класс как бы напоминал о бренности человеческого существования, призывал задуматься о его смысле(слайд 8).(Работа с понятиями на доске)

Почти через три века другой художник - голландец Винсент Ван Гог (1853-1890) писал цветы. Писал очень просто, без внешних сопоставлений, красивой компоновки. Писал то, что видел. Худож­ник хотел радоваться яркости подсолнуха, вобравшего в себя солн­це, но не мог преодолеть чувства тревоги и беспокойства, овладев­шего им. Пронзительные, будоражащие, тревожащие натюрморты нарушают привычное спокойствие. Прямолинейные поучения лей­денских живописцев кажутся рядом с ирисами и подсолнухами Ван Гога наивными и нестрашными (слайд 9).

Очень любили натюрморт французские художники-импрессионисты (от слова «импрессьон»-впечатление).Они добивались на своих полотнах удивительной яркости, сочности, солнечности цвета. Они передавали праздничное настроение. Посмотрите, перед вами натюрморты П.Сезанна (слайд 10,11). С помощью, каких цветов художник передает нам праздничное настроение? (ответы детей)

Скажите, а какое настроение вызывают у вас натюрморты, находящиеся на доске? (ответы учащихся)

Натюрморт может быть не только созерцательным, повествовательным, но и просто радовать глаз игрой красок, давать душевный отдых. В Москве в Музее изобразительных искусств висит натюрморт А.Матисса «Красные рыбки». Композиция пробуждает в нас чувство радости, пробуждает нашу активность и темперамент (слайд 12).

В русском искусстве натюрморт появился значительно позже в 18 веке. Время расцвета конец 18-начало 20 века. Это импрессионистические работы К.Коровина и И.Грабаря (слайд 13,14).

Таким образом, сложились два типа натюрморта. В одном вещи говорят, прежде всего о своем хозяине. Он незримо присутствует на картине, и, глядя на нее, мы можем сказать многое о привычках, характере, профессии. В натюрморте другого типа вещи говорят о самих себе, о своих качествах. Они словно предлагают полюбоваться красотой их облика, формы, цвета. (слайд 15)

2.Составление натюрморта

Составление натюрморта – акт творческий, в нем проявляются вкусы и склонности художника, его композиционная культура. Не зря И. С. Болотина обращается к следующим словам: “ Натюрморт больше, чем какой – либо другой жанр, ускользает от словесных описаний; натюрморт надо внимательно смотреть, разглядывать, погружаться в него. В этом смысле натюрморт – ключ к любой картине, так как он учит постигать собственно живопись; любоваться изображением, его красотой, силой, глубиной…”

Натюрморт не может быть составлен из случайно выбранных предметов. К изображению натюрморта применяются определенные требования. И мы с вами сегодня лишь поверхностно познакомимся с ними.Требования, применяемые к натюрморту: (слайд 16)

· Композиция натюрморта должна составлять из предметов, тематически связанных между собой (например, если рядом с овощами поставить книгу или гипсовую статуэтку, то постановка будет выглядеть нелепой);

· В состав натюрморта должны входить предметы, разнообразные по форме, величине, фактуре и цвету (н – р, два или несколько предметов одинакового размера и формы не могут произвести впечатления единого целого. Но и нужно избегать слишком большой разницы в размерах: спичечный коробок рядом с большим сосудом);

· Предметы должны гармонично сочетаться друг с другом, составляя единое целое,немного загораживая друг друга;

· В композиции должен быть композиционный центр. Его лучше распределять на втором плане и обязательно выделить расположением, цветом, контрастом (во всей группе должен быть основной предмет, который по по своему смысловому значению, вершине, форме, цвету был бы главным, центральным.) (слайд 14)

· Композиция натюрморта может быть вписана в любую геометрическую форму: в прямоугольник, квадрат, овал, круг (слайд 17). Композицию натюрморта можно развернуть по горизонтали, вертикали, по диагонали (слайд 18,19). Натюрморт лучше смотрится по возрастающей слева направо. Ощущение устойчивости, равновесия, покоя возникает от композиции, которые построены на основе разных фигур с использованием симметрии.

· Ассиметричное и диагональное расположение предметов передают движение, беспокойство.(слайд 19)

IV.Закрепление.

Учитель. Найдите ошибки допущенные при составлении натюрморта (слайд 20)

Игра: Составьте натюрморт (динамическая таблица)

Из различных предметов дети должны грамотно составить натюрморт.

V.Постановка художественной задачи (слайд21)

Перед вами лежат шаблоны предметов быта. Ваша задача – за 2 минуты, используя эти шаблоны, составить натюрморт, где должно присутствовать не менее 3-х предметов.

Обратите внимание на компоновку листа и характер предметов.

Также вам нужно придать своему натюрморту эмоциональный настрой, чувства, например – нежность, ярость, любовь, ненависть, безразличие, радость, жадность и т.д.

С помощью, каких цветов можно передать праздничное настроение, радость? (С помощью теплых насыщенных цветов)

С помощью, каких цветов можно передать грустное настроение? (С помощью холодных цветов с добавлением черного )

VI.Практическая работа

Имитация постановки натюрморта готова, ваша задача перенести задуманную композицию на ранее приготовленный формат. Приступая к рисунку, помните, что основное внимание нужно сосредоточить на прорисовке предметов и других особенностей поверхности, а передачей объема, светотени можно пренебречь, отказаться от них, тогда изображение получится плоским, прозрачным. Для работы необходимо взять бумагу. После построения композиции, не забывайте, что начальный рисунок выполняем легким нажатием карандаша.

Как вы думаете, достаточно ли изображения одних предметов быта для передачи эмоционального настроения работы?(ответы учащихся).Значит нужно добавить в свои работы небольшие образы. Например: Добавив в свой рисунок изображение поникшего цветка, характер натюрморта становится печальным.

Можно приступать к работе. Единственное условие – не нарушать единство эмоционального настроения, а так же формы и цвета

VII. Итог урока

1.Выставка работ учащихся.

2.Обсуждение и подведение итогов.

Вопросы для учащихся:

-О чем мы сегодня говорили на уроке?

-Что нового вы узнали?

-Чему научились?

-Какие ошибки были допущены вами при составлении натюрмортов?

Рефлексия

-Давайте оценим свое участие на уроке.

Мне было скучно- (белый цвет)

Я узнал много нового- (зеленый цвет)

Я активно участвовал- (красный цвет)

Категория: ИЗО
23.12.2016 13:34


© 2016 968

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!