СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Консультации для родителей

Нажмите, чтобы узнать подробности

«СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ»

Сенсорное развитие (от латинского sunser — ощущение) — это развитие восприятий, представлений об объектах, явлениях и предметах окружающего мира.

Существует пять сенсорных систем, с помощью которых человек познает мир: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус.

Развитие сенсорики происходит путем узнавания величины, формы, запаха, цвета предмета. Чтобы в полной мере понять, что тот или иной объект собой представляет, ребенку нужно прикоснуться к нему или попробовать на вкус. Только так он в

данный момент воспринимает понятия, характеризующие свойства: гладкий, шероховатый, сладкий, горький и т.д.

Для развития сенсорных способностей существуют различные игры и упражнения.

ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ОСЯЗАНИЯ (ТАКТИЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ).

Для развития тактильного восприятия ребенка играйте с разнообразными природными материалами и предметами,

отличающимися структурой поверхности: с шишками, колючими каштанами, ребристыми грецкими орехами и гладкими желудями.

Полезно также играть с различными крупами: опускать ручки

ребенка в коробку и искать спрятанную там маленькую игрушку. Можно играть с камушками, сухим и мокрым песком, с глиной, пластилином, тестом из муки и соли. Вы можете сами сделать

интересный тактильный альбом из лоскутов ткани разной текстуры: мешковины, шерсти, шелка, меха и т.д.

Развивать следует чувствительность не только маленьких ручек, но и ножек. Разрешайте детям летом как можно чаще бегать босиком по траве, песку, влажной глине, речной или морской гальке. Дома можно ходить по гороху, фасоли, катать ножками резиновые ребристые мячики. Полезны самомассаж и взаимный массаж рук, ног, спины с помощью массажных щеток, махровых рукавичек и, конечно, разнообразные игры и упражнения.

«ЧУДЕСНЫЙ МЕШОЧЕК»

В непрозрачный мешочек кладут предметы разной формы, величины, фактуры (игрушки, геометрические фигуры и тела, пластмассовые буквы и цифры и др.). Ребенку предлагают на ощупь, не заглядывая в мешочек, найти нужный предмет.

«ПОЙМАЙ КИСКУ»

Мама касается мягкой игрушкой (киской) разных частей тела ребенка, а ребенок с закрытыми глазами определяет, где киска. По аналогии для касания можно использовать другие предметы: мокрую рыбку, колючего ежика и др.

«УГАДАЙ НА ОЩУПЬ, ИЗ ЧЕГО СДЕЛАН ЭТОТ ПРЕДМЕТ»

Ребенку предлагают на ощупь определить, из чего изготовлены различные предметы: стеклянный стакан, деревянный брусок, железная лопатка, пластмассовая бутылка, пушистая игрушка, кожаные перчатки, резиновый мяч и др.

По аналогии можно использовать предметы и материалы различной текстуры и определить, какие они: вязкие, шершавые, бархатистые, гладкие, пушистые и т. д.

«УЗНАЙ ФИГУРУ»

На столе раскладывают геометрические фигуры, одинаковые с теми, которые лежат в мешочке. Мама показывает любую фигуру и просит ребенка достать из мешочка такую же.

«УЗНАЙ ПРЕДМЕТ ПО КОНТУРУ»

Ребенку завязывают глаза и дают в руки вырезанную из картона фигуру (это может быть зайчик, елочка, пирамидка, домик, рыбка, птичка). Спрашивают, что это за предмет. Убирают фигуру, развязывают глаза и просят по памяти нарисовать ее, сравнить рисунок с контуром, обвести фигуру.

«ДОГАДАЙСЯ, ЧТО ЗА ПРЕДМЕТ»

На столе разложены различные объемные игрушки или небольшие предметы (погремушка, мячик, кубик, расческа, зубная щетка и др.), которые накрыты сверху тонкой, но плотной и непрозрачной салфеткой. Ребенку предлагают через салфетку на ощупь определить предметы и назвать их.

«СОБЕРИ МАТРЕШКУ»

Двое играющих подходят к столу. Закрывают глаза. Перед ними две разобранные матрешки. По команде оба начинают собирать каждый свою матрешку — кто быстрее.

«МЕЛКАЯ МОТОРИКА - ЭТО ИНТЕРЕСНО».

Тонкая (мелкая) моторика - это двигательная деятельность, которая обуславливается скоординированной работой мелких мышц руки и глаза. Научно доказано: чем больше мастерства в детской руке, чем разнообразнее движения рук, тем совершеннее функции нервной системы. Навыки тонкой моторики: способствуют развитию речи и мышления ребенка; - помогают ребенку обследовать окружающие его предметы и тем самым позволяют ему лучше понять мир, в котором он живет; - позволяют ребенку выразить себя через игру и другие виды деятельности, так как движения становятся совершеннее; - способствуют повышению самооценки ребенка, потому что у него получается выполнение задуманного. Слабое развитие моторики остается одной из основных проблем наших детей, поэтому важно развитие мелкой моторики пальцев рук. Систематические упражнения по развитию мелкой моторики пальцев рук помогают выработать навыки самоконтроля движений рук не только под контролем зрения, но и при участии осязания, тактильно- двигательных ощущений (на ощупь). Повторение одного и того же движения способствует автоматизации двигательных навыков, является основой подготовки руки к обучению письму. Желательно развивать равным образом движения пальцев обеих рук, как в играх, так и в быту. Стараться ориентироваться на те упражнения, которые способствуют развитию всех пальцев рук. Для укрепления и развития детской руки, координации движений рук существуют разнообразные упражнения и игры, которые мы используем при работе с детьми в детском саду. О некоторых упражнениях и играх хочется рассказать вам более подробно.

«МАССАЖ ДЛЯ ПАЛЬЧИКОВ».

Хорошо делать массаж для пальчиков и ладошек каждый день. Используются четыре основных приема: поглаживание, разминание, растирание, постукивание. Затрачивая всего 5 минут в день на проведение пальчиковой гимнастики и массажа можно оказать существенную помощь ребенку. Занимаясь с ребенком, необходимо придерживаться следующих правил: - начинайте с массажа и разогрева кистей рук, заканчивайте поглаживанием; - выполняйте движения и правой, и левой рукой; - движения на сжатие должны сочетаться с расслаблением; - упражнения должны включать изолированные движения каждого пальца; - прежде чем переходить к новому упражнению, важно как следует отработать предыдущее пальчиками правой и левой руки; - используйте те игры, которые нравятся ребенку и доступны ему; - при массаже рук ребенка помогайте ему своими руками только в том случае, если у вас положительный настрой.

«УПРАЖНЕНИЯ С КАРАНДАШАМИ».

Для выполнения упражнений использовать не заточенные карандаши (круглые или с гранями) или палочки. Упражнения выполнять двумя руками по очереди или вместе. В группе есть картотека упражнений с карандашами. Вот несколько упражнений: - прокатывание карандаша между ладонями; - растирать центр ладони концом карандаша; - упираясь концами карандаша в центр ладоней перемещать руки вверх, вниз, по кругу и т.д., стараясь не уронить карандаш; - удерживать палочку концами пальцев двух рук на весу поочередно (сначала указательным, затем средним пальцем и т.д.); - «собираем карандаши» — брать одной рукой и перекладывать в другое место (например, со стула на стол и др.), затем поменять руки(10-15карандашей); -«пропеллер» — вращать карандаш между пальцами; - слегка держать карандаш между пальцами, чтобы он медленно сполз вниз; - прокатывание карандашей по столу: сначала одной рукой, затем другой, затем двумя вместе; - «пальчики шагают» — зажать карандаш между указательным и средним пальцем и делать пальчиками «шаги» по столу, не роняя карандаш. Дорогие родители, успехов Вам и вашим детям!

15.02.2024 00:41


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!