СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Концепция иерархии потребностей Абрахама Маслоу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рассмотрим концепцию иерархии потребностей американского психолога А. Маслоу (Abraham Maslow), основателя гуманистической психологии. Впервые о его концепции стало известно в 1943 году, когда он опубликовал работу «Теория мотивации человека».

Концепция важна для учителей которые задумываются о дизайне урока, т. к. действия учащихся мотивированы для достижения образовательных потребностей, а это важно для понимания того, что движет учениками.

По словам А. Маслоу, мы в первую очередь ориентируемся на удовлетворение наших самых основных потребностей. По мере их удовлетворения мы продвигаемся по иерархии, пока мы не достигнем самой вершины. Как только ученики достигают вершины пирамиды, они сосредотачиваются на самореализации. Это означает, что дизайн урока должен помочь учащимся в их образовательном путешествии стать тем, кем они действительно хотят быть.

Иерархия А. Маслоу чаще всего отображается в виде пирамиды. Самые низкие уровни пирамиды составлены из самых основных потребностей, в то время как самые сложные потребности находятся на верху пирамиды. Эта иерархия предполагает, что люди мотивированы для удовлетворения основных потребностей, прежде чем перейти к другим, более сложным потребностям.

А. Маслоу считал, что потребности похожи на инстинкты и играют важную роль в мотивации поведения. Физиологические потребности, потребности в области безопасности, социальные нужды и уважение – это дефицитные потребности, которые возникают из-за лишений. Удовлетворение потребностей более низкого уровня важно, чтобы избежать неприятных ощущений или последствий.

Ученый-психолог назвал движение к вершине пирамиды ростом потребностей. Эти потребности связаны не с нехваткой чего-либо, а с желанием вырасти как личность.

Иерархия потребностей представляется жесткой конструкцией, однако А. Маслоу говорил, что порядок, в котором эти потребности удовлетворяются, не всегда следует этой стандартной последовательности. Например, он отметил, что для некоторых людей потребность в чувстве собственного достоинства важнее, чем потребность в любви. Для других необходимость творческого удовлетворения может заменить даже самые основные потребности.

На пике иерархии потребностей находятся смыслы, то, что делает эту иерархию не функциональной системой, а преобразующей.

Для учителей не является новостью, что вовлеченность учащихся в процесс обучения есть самая большая проблема. И она усугубляется, когда ученики вынуждены находится в «неуклюжей» системе управления обучением.

Не так давно удовольствие и обучение считались отдельными вещами. Теперь становится все более очевидным, что люди учатся более эффективно, когда им нравится опыт учебного взаимодействия, сам процесс учения. Не случайно, в структуру урока все чаще и чаще вписываются такие способы, как геймификация, различные методы побуждения и пр.

Если мы хотим превратить хороший урок в отличный урок и соответственно отличную программу обучения, то должны помнить, что персонализация имеет важное значение, т. к. такой подход гарантирует, что каждый учащийся получит возможность удовлетворения его индивидуальных потребностей.

Для практики педагогического дизайна большое значение имеет выделение А. Маслоу 2 типов мотивации:

мотивация преодоления дефицита («дефицитарная мотивация», или Д-мотивация);

мотивация стремления к развитию («мотивация бытия», или Б-мотивация).

Эти типы мотивации, естественно, связаны с категориями «удовлетворение» и «неудовлетворение». Единственной целью Д-мотивации является устранение дефицитарных состояний. В этом смысле Д-мотивы являются устойчивыми детерминантами поведения.

Изучая людей с Б-мотивацией, А. Маслоу установил, что у них удовлетворение личных потребностей усиливает, а не ослабляет мотивацию, обостряет, а не уменьшает потребность.

Таким образом, Д-мотивация нацелена на изменение существующих условий, которые воспринимаются как неприятные, вызывающие напряжение. Б-мотивация имеет цели, связанные со стремлением актуализировать наш потенциал.

07.03.2022 21:09


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!