СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Коррекционная направленность уроков трудового обучения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Коррекционная направленность уроков трудового обучения

В. А. Сухомлинский писал, что истоки способностей детей – на кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, ярче творческая стихия детского разума. А чем больше мастерства в детской руке, тем ребёнок умнее…» [2, 17]

Уроки труда в этом занимают преимущественное положение и в отношении формирования деятельности, т. к. детям легче осознать этапы своей работы при изготовлении конкретных изделий, а у педагога появляется больше возможностей для руководства этой работой и контроля за правильностью её выполнения.

Подготовка учащихся к овладению программным материалом осуществляется благодаря систематически проводимой коррекционной работе, реализующей методические задачи трудового обучения в коррекционных школах VIII вида. Подготовка к усвоению наиболее сложных разделов программы ведётся путём большей развёрнутости, постепенности в изучении материала, учёта и преодоления конкретных затруднений учащихся, введения дополнительных тренировочных упражнений, осмысления изученной темы. В связи с этим первые уроки по каждому из программных видов труда являются по сути своей пропедевтическими. [1, 34

А. Н. Граборов отмечал, что труд умственно отсталых школьников способствует развитию их восприятия, мышления, играет большую роль в деле воспитания, является основным средством коррекции недостатков в развитии, а также решает задачу профессиональной подготовки. Специфические задачи обучения труду направлены на коррекцию недостатков мышления и речевой деятельности детей, на повышение познавательной активности. В младшем школьном возрасте влияние на формирование важнейших черт личности оказывает, помимо учебной, и трудовая деятельность, направленная на создание определенного продукта.

Необходимым условием выполнения любого трудового задания являются умственные действия, придающие труду характер целесообразной, осмысленной деятельности, свойственной только человеку. К таким действиям относятся, прежде всего, анализ (объекта) и сравнение (одного объекта с другим или несколькими). Умению ребенка наблюдать, всесторонне рассматривать наглядный материал, проводить действие сравнения придавал исключительно большое значение К. Д. Ушинский. Связывая обучение сравнению с умственным развитием ребенка, он призывал «беспрестанно учить детей сравнивать». Без сравнения не" может осуществляться действие самоконтроля, ибо в его основе лежат сличение, сопоставление выполняемой работы с заданным образом. В формировании умственных действий проявляется также то, что дети затрудняются правильно вычленять этапы предстоящей работы, четко устанавливать их последовательность, представлять себе свои будущие действия и их результат. Иными словами, их затрудняет планирование предстоящей трудовой деятельности. Слабо развитыми оказываются и навыки самоконтроля - отсутствует потребность самопроверки выполняемой работы. При оценивании своей работы дети не анализируют полученный результат, не сопоставляют его с образцом и часто дают ему завышенную оценку. Помощь ученикам при осуществлении планирования и выполнения работы выражается в постановке следующих вопросов: с чего надо начать работу? Что вы будете делать потом? Что уже выполнено? Что осталось сделать? Дети отвечают на вопросы, опираясь на предметно-инструкционную карту или на графическое изображение последовательности работы.

Помимо вопросов, активизирующих мыслительную деятельность учащегося, развитию познавательной активности способствует интерес школьника к выполняемой работе и положительное отношение к ней. Одним из условий этого является четкое представление ребенка о назначении (например, данного растения) предмета. От учителя он узнает о том, для чего будет нужна данная работа. Ученик начинает понимать, что его труд нужен школе, родителям, ему самому, что своей работой он может доставить радость другим. Большое значение имеет, что собой должно представлять данное растение и какое место оно займёт в школе. Важно также и бережное, уважительное отношение учителя к результатам труда ученика даже в тех случаях, когда этот результат далек от совершенства.

Говоря о системности в обучении на уроках технологии надо иметь ввиду и систему алгоритмов, являющихся универсальными и могут применяться в коррекционной школе по любому виду труда. А три из них ( алгоритм организации работы, алгоритм формирования знаний, алгоритм повторения учебного материала) могут быть использованы в работе и учителями – предметниками на уроках.

Современная педагогическая технология коррекционно – развивающего обучения теоретически достаточно разработана, но не даёт готовых решений и рецептов, а нацеливает на подбор инструментов, методических средств, логических понятий предмета. А разработанные алгоритмы трудового обучения способствуют упрочению знаний и навыков, вырабатывая при этом мобильные умения, необходимые для адаптации выпускникам коррекционной школы в производственной сфере.

Алгоритм формирования знаний на уроках труда.

Но в процессе трудового обучения происходит не только коррекция мыслительных операций и развитие общей и мелкой моторики, но и формирование эмоционально-волевой сферы. Учитель должен помочь ребенку поверить в свои силы, добиться успеха в учебе, полюбить труд. Этому способствуют праздники труда, выставки работ, конкурсы на лучшего по профессии. Значительное внимание в ходе трудового обучения уделяется воспитанию положительных качеств личности. Деловитость формируется при организации практической деятельности, распределении поручений между учениками с учетом их возможностей. Поддержание в порядке школьных помещений, участие в ремонте развивает у воспитанников бережное отношение к имуществу. В такой деятельности дети общаются со взрослыми и сверстниками, накапливают определенный запас знаний, перенимают отношения взрослых.

19.04.2017 14:06


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!