СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Л. Н. Толстой. Валерия и трое её мужчин

Нажмите, чтобы узнать подробности

Эта женщина жила так, как хотела, несмотря на то, что её воспитывал сам Толстой В середине 50-х годов XIX века один за другим скончались тульские помещики, владельцы села Судаково, отставной поручик гвардии Владимир Михайлович и его жена Евгения Львовна Арсеньевы. Осталось после них четверо несовершеннолетних детей: сёстры Валерия, Ольга, Евгения и их малолетний брат Николай. Сосед по ближнему имению Ясная Поляна Лев Николаевич Толстой согласился быть их опекуном (Арсеньевы и Толстые знались с давних пор) и со второй половины 1856 года начал постоянно приезжать в Судаково.

Невеста Льва Толстого

Старшей из трёх дочерей Арсеньевых, Валерии, исполнилось к этому времени 20 лет, и была она, по словам увидевшего тогда её впервые Льва Толстого, «очень мила». Льву Николаевичу исполнилось в 1856 году 28 лет. Награждённый за Крымскую войну орденом Св. Анны 4-й степени, медалями «За защиту Севастополя 1854–1855 гг.», окружённый блеском известности, начинающий с восторженных отзывов писатель, Толстой пользовался у молодых соседок-помещиц большим вниманием.

Л. Н. Толстой и сам начал уже задумываться о серьёзных взаимоотношениях, о создании семьи (а к ней у Толстого были очень высокие требования) и потому понравившуюся ему с первого взгляда Валерию Лев Николаевич изучал, словно профессиональный психолог. Вначале ему в молодой девушке очень многое нравилось.

«Валерия в белом платье, очень мила. Провёл один из самых приятных дней в жизни. Люблю ли я её серьезно? И может ли она любить долго? Вот два вопроса, которые я желал бы и не умею решить себе».

Эти дневниковые записи Лев Николаевич сделал в августе 1856 года. Они говорят о том, что он серьёзно задумался о возможности женитьбы на Валерии.

Однако уже в сентябре-октябре появляются в дневнике писателя другие записи: «Валерия мила, но, увы, просто глупа…». Дело в том, что Лев Николаевич увидел Валерию в вихре московских развлечений, которые её совершенно захватили: каждый день визиты, обеды, спектакли, музыкальные утра и танцевальные вечера.

В письмах к Валерии конца 1856 года он подвёл итог их отношений, определяя их возможное продолжение: «Без уважения к добру нельзя прожить хорошо на свете. Нам надо помириться вот с чем: мне – с тем, что большая часть моих умственных, главных в моей жизни, интересов останутся чужды для вас, несмотря на всю вашу любовь, вам – надо помириться с мыслью, что той полноты чувства, которое вы будете давать мне, вы никогда не найдёте во мне». Валерия с удовольствием кокетничала с молодым графом, мечтала выйти за него замуж, но уж очень разное у них было представление о семейном счастье. Толстой мечтал, как Валерия в простом поплиновом платье будет обходить избы и подавать помощь мужикам. А Валерия мечтала, как в платье с дорогими кружевами она будет разъезжать в собственной коляске по Невскому проспекту.

Когда различие это разъяснилось, Лев Николаевич понял, что Валерия Арсеньева – отнюдь не тот идеал, который он искал, и написал ей почти оскорбительное письмо, в котором заявил: «Мне кажется, я не рождён для семейной жизни».

Через месяц, в декабре 1857 года, Толстой отправил ей последнее письмо: «Я никогда не был и не буду влюблён в вас. Вот и вся история. Прощайте, любезная соседка…» А уже в январе 1858 года Валерия Арсеньева вышла замуж за Анатолия Александровича Талызина – орловского помещика.

Жена Анатолия Талызина

Трудно сказать, какие обстоятельства сыграли роль в таком скоропалительном решении «судаковской барышни». Наверное, чувство ущемлённого самолюбия (прежде всего), что её любовь (или её чувства, о которых она думала, что это любовь) отвергнута. А тут подвернулся жених, объявивший по прошествии скорого времени, что любит и готов немедленно жениться. А возможно, Валерия Владимировна невольно сравнивала Анатолия Талызина с Львом Толстым. Штаб-ротмистр Анатолий Александрович Талызин был красив, богат и благороден. Только-только он вышел в отставку, тоже совсем недавно участвовал в Крымской войне (в должности адъютанта командующего 6-м армейским корпусом генерала Липранди). Да ещё он был сыном прославленного генерала, героя Отечественной войны 1812 года, Александра Ивановича Талызина.

Валерия была наслышана о том, как Анатолий спас от долговой ямы своего старшего брата Фёдора, растранжирившего отцовское наследство, а потом ещё и выкупил с торгов родовое имение в Орловском уезде.

После свадьбы молодые с весны до поздней осени стали жить именно в этой отцовской усадьбе – в сельце Подзавалове. Большое хозяйство – почти полторы тысячи десятин земли, плодовый сад, огороды, конопляники, водяная мельница на реке Орлике, скот, разнообразные хозяйственные постройки – всё это требовало постоянного ухода и присмотра. Анатолий Александрович оказался хозяином рачительным и умелым. Имение процветало, давало доход, которым Талызин надеялся обеспечить своих детей. Уже в 1859 году родился у молодых первенец – сын Леонид, а потом, одна за другой – дочки Ольга, Людмила, затем – сын Владимир. К большому сожалению Талызина, вовлечь собственную жену в заботы о хозяйстве, о доме, о детях ему так и не удалось. Толстой оказался прав в своей характеристике отвергнутой невесты.

Валерия оживлялась только тогда, когда на зиму они переезжали в собственный дом в Орле на улице Борисоглебской или оказывались в Москве. Там начинались для орловской помещицы главные дела: балы, визиты, обеды, спектакли. Забывала тогда обо всём Валерия Владимировна, даже о собственных детях.

Наверное, на одном из таких публичных московских мероприятий и состоялось её знакомство с петербургским чиновником Николаем Волковым.

Любовница Николая Волкова

Эта случайная встреча переросла вначале в тайные свидания, а потом и в почти открытую связь, которой Валерия не стеснялась. Что ж, возможно, это и была её первая и настоящая любовь, которой она отдала всю себя без остатка, расставшись в конце концов с мужем и забыв о четырёх детях. Последние годы Валерия Владимировна провела за границей, во Франции и в Швейцарии, где и умерла в 1909 г., в Базеле. Похоронена там же. По семейным преданиям, со слов её правнучки Анны Анатольевны Рутченко-Талызиной, Валерия Владимировна «часто ездила в Ниццу и в Монте-Карло». «Согласно словам бывшего русского консула в Ницце Протопопова, – вспоминает А. А. Рутченко, – а он хорошо помнил бабушку моего отца, – она много играла в казино в Монте-Карло. Настолько, что однажды он должен был заняться её репатриацией в Россию».

P.S. Каким бы ни было наше мнение о героине этого рассказа, нам надо помнить, что именно Валерия Владимировна Арсеньева вдохновила Льва Толстого на создание повести «Семейное счастье».

И вот эти золотые слова Толстого впервые были сказаны им тоже Валерии: «Отлично можно жить на свете, коли уметь трудиться и любить, трудиться для того, что любишь, и любить то, над чем трудишься».

Источник: http://opravda.ru/print.php?news.12843

Категория: Всем учителям
09.02.2017 23:25


© 2017 1569

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!