СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до 16.04.2025
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Дошкольное образование невозможно представить без коррекционной работы, так как в настоящее время отмечается стремительное увеличение числа детей с ограниченными возможностями здоровья. В связи с этим происходит переосмысление и продуманность коррекционной программы с учетом новых Федеральных государственных стандартов, а также Федерального проекта «Успех каждого ребенка». Основной задачей проекта является формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся. Одна из главных цифр проекта(к 2024 году) - охват дополнительными общеобразовательными программами не менее 70% детей с ограниченными возможностями здоровья.
Эти условия оказывают активное влияние на организацию обучения и воспитания детей с ОВЗ. Развитие духовного мира ребенка, его творческих способностей служит источником укрепления его физического, духовного и социального здоровья. Это дает ему чувство принадлежности к обществу, ощущение нужности, возможность самовыражения, формирования и развития личности. Важное место в развитии детей с ОВЗ занимает музыкальное воспитание. Музыка помогает им выйти из своего внутреннего мира, проявить эмоциональный отклик и желание взаимодействовать с окружающим миром. В процессе музыкального воспитания у детей развивается слуховое внимание и восприятие, ориентировка в пространстве, пластика тела, воспитывается положительное эмоциональное отношение к музыке, хорошее настроение, обеспечивается возможность общения со взрослыми и сверстниками.
В нашем общеобразовательном учреждении также наблюдается увеличение числа детей с ОВЗ, в связи с этим возникла необходимость дополнять существующие программы и формы работы с детьми различными новыми технологиями и методиками. Музыкальное воспитание в нашем детском саду имеет помимо общеразвивающей и коррекционно-компенсаторную направленность. Она непосредственно направлена на развитие основных движений, сенсорных функций и речевой деятельности.
Среди наших воспитанников с ОВЗ есть дети с нарушениями речи различной степени тяжести, зрительными нарушениями, нарушениями опорно-двигательного аппарата, с умственной отсталостью. Среди их проблем можно назвать:
-непроизвольность движений;
-боязнь нового места, общения с незнакомыми людьми;
-речевые нарушения или отсутствие речи;
-замкнутость, неактивность, неустойчивость внимания и памяти.
Особенность работы с детьми с ОВЗ заключается:
-в стимуляции элементарной активности у ребят, а не в поиске способов освоения различных танцевальных движений;
-в развитии элементарных вокализаций, простейших звукоподражаний, а не в совершенствовании произношения;
-в поиске способов побудить ребенка к танцевальному творчеству, а не в разучивании танцев.
Главное и самое важное на моих занятиях – это атмосфера, которая создается особым общением равных партнеров, детей и педагога - игровым общением. Помимо непосредственно образовательной деятельности, дети с ОВЗ в нашем детском саду охвачены и индивидуальным вниманием, и занятиями в кружках. Для каждого из них разработана адаптированная образовательная программа и индивидуальный маршрут, где отражены рекомендации к получению дополнительного музыкального образования на базе нашего образовательного учреждения. Дополнительное музыкальное образование представлено у нас следующими кружками: вокальная студия «Звонкий голосок», кружок игры на детских музыкальных инструментах «Музыкальная шкатулка», агитбригада «Отважный десант». В этих кружках принимают участие 100% детей с ограниченными возможностями здоровья.
Музыкальное развитие в кружковой работе с детьми с ОВЗ основывается на различных методах, одним из которых, наиболее действенным, является, по моему мнению, музыкотерапия. Ее полезность заключается в следующем:
-она помогает укрепить доверие, взаимопонимание между участниками процесса;
-она помогает ускорить прогресс коррекционной деятельности, так как внутренние переживания легче выражаются с помощью музыки, чем при разговоре;
-она усиливает внимание к чувствам, служит материалом, усиливающим сознание;
-она косвенно повышает музыкальную компетентность, активизирует чувство внутреннего контроля и порядка.
Для успешного решения задач развития базовых психических функций, необходимых для общего развития и адаптации детей, я использую в своей работе следующие виды музыкально-двигательной терапии:
-психогимнастику (тренировочные, активизирующие психомоторику этюды, упражнения, игры, направленные на развитие и коррекцию различных отклонений в психических процессах);
-логоритмические занятия (система музыкально-двигательных, речедвигательных и музыкально-речевых игр, вариант двигательной терапии);
-систему музыкально-дидактических игр для детей с определенными проблемами развития;
-биоэнергопластику (соединение артикуляционного аппарата с движениями кистей рук);
-пение (одно из наиболее действенных средств реабилитации детей с ОВЗ).
Все эти направления основаны на наиболее доступном для детей виде деятельности – игре, что позволяет создать доброжелательную, эмоционально-насыщенную атмосферу совместного творчества детей и взрослых, побуждает каждого ребенка принять активное участие в процессе, поддерживает познавательный интерес и внимание и решает коррекционные задачи.
Такая насыщенная музыкально-игровая деятельность дает свои закономерные результаты, для выявления которых проводится промежуточный и итоговый мониторинг, а также наиболее ярко они проявляются в участии детей с ОВЗ в утренниках и развлечениях, и, конечно, в профессиональных конкурсах. Так, например:
Воспитанница подготовительной группы: дефиле в костюмах со световозвращающими элементами в рамках муниципального конкурса «Зеленый огонек», интернет-конкурс «Радужное детство» - диплом 1 степени, в составе детского оркестра на утренниках «Святые вечера», «Турагентство Бабы Яги», «Выпускной вечер», индивидуальные танцевальные номера на утренниках.
Воспитанница подготовительной группы: участие в муниципальном Фестивале творчества для детей с ОВЗ «Мы все можем», 1 место в муниципальном конкурсе патриотической песни «Слава России, Родине героев», индивидуальные танцевальные и индивидуальные вокальные номера на утренниках «День Матери», «Турагентство Бабы Яги», «Концерт для мам», «выпускной вечер».
Воспитанник подготовительной группы: индивидуальные танцевальные номера на утренниках.
Воспитанник старшей группы: индивидуальные вокальные номера на утренниках, участие в муниципальном Конкурсе чтецов для детей с нарушениями речевого развития.
Ребята с удовольствием включаются в музыкальную деятельность, у них появляется желание взаимодействовать с окружающими, развивается произвольность движений, проявляются музыкально-творческие способности. Решаются и задачи познавательной сферы, заметна положительная динамика в формировании слухового восприятия, памяти, внимания. Каждому ребенку мы даем возможность выступить на празднике и поучаствовать в конкурсе и продемонстрировать свои успехи.
Таким образом, можно говорить о благотворной роли именно музыкальных занятий и дополнительного музыкального образования в позитивных изменениях состояния ребенка с ОВЗ. Отмечается положительная динамика у всех детей: повышается психическая активность, креативность, уровень саморегуляции, развивается эмоционально-личностная сфера, расширяются коммуникативные навыки.
И самое главное – дети сами получают радость и удовольствие и дарят их окружающим, они понимают, что нужны людям, они верят в себя!
Электронная тетрадь по ОБЖ 11 класс ФГОС
Английский язык 5 класс ФГОС
Воспитательные мероприятия для...
Русский язык 10 класс ФГОС
Электронная тетрадь по информатике 10...
Электронная тетрадь по русскому языку 2...
Решение задач по основам МКТ, оптике и...
История Новейшего времени (до 1945 года)
© 2019, Ильина Ксения Викторовна 486
Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей