СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Дошкольное образование невозможно представить без коррекционной работы, так как в настоящее время отмечается стремительное увеличение числа детей с ограниченными возможностями здоровья. В связи с этим происходит переосмысление и продуманность коррекционной программы с учетом новых Федеральных государственных стандартов, а также Федерального проекта «Успех каждого ребенка». Основной задачей проекта является формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся. Одна из главных цифр проекта(к 2024 году) - охват дополнительными общеобразовательными программами не менее 70% детей с ограниченными возможностями здоровья.
Эти условия оказывают активное влияние на организацию обучения и воспитания детей с ОВЗ. Развитие духовного мира ребенка, его творческих способностей служит источником укрепления его физического, духовного и социального здоровья. Это дает ему чувство принадлежности к обществу, ощущение нужности, возможность самовыражения, формирования и развития личности. Важное место в развитии детей с ОВЗ занимает музыкальное воспитание. Музыка помогает им выйти из своего внутреннего мира, проявить эмоциональный отклик и желание взаимодействовать с окружающим миром. В процессе музыкального воспитания у детей развивается слуховое внимание и восприятие, ориентировка в пространстве, пластика тела, воспитывается положительное эмоциональное отношение к музыке, хорошее настроение, обеспечивается возможность общения со взрослыми и сверстниками.
В нашем общеобразовательном учреждении также наблюдается увеличение числа детей с ОВЗ, в связи с этим возникла необходимость дополнять существующие программы и формы работы с детьми различными новыми технологиями и методиками. Музыкальное воспитание в нашем детском саду имеет помимо общеразвивающей и коррекционно-компенсаторную направленность. Она непосредственно направлена на развитие основных движений, сенсорных функций и речевой деятельности.
Среди наших воспитанников с ОВЗ есть дети с нарушениями речи различной степени тяжести, зрительными нарушениями, нарушениями опорно-двигательного аппарата, с умственной отсталостью. Среди их проблем можно назвать:
-непроизвольность движений;
-боязнь нового места, общения с незнакомыми людьми;
-речевые нарушения или отсутствие речи;
-замкнутость, неактивность, неустойчивость внимания и памяти.
Особенность работы с детьми с ОВЗ заключается:
-в стимуляции элементарной активности у ребят, а не в поиске способов освоения различных танцевальных движений;
-в развитии элементарных вокализаций, простейших звукоподражаний, а не в совершенствовании произношения;
-в поиске способов побудить ребенка к танцевальному творчеству, а не в разучивании танцев.
Главное и самое важное на моих занятиях – это атмосфера, которая создается особым общением равных партнеров, детей и педагога - игровым общением. Помимо непосредственно образовательной деятельности, дети с ОВЗ в нашем детском саду охвачены и индивидуальным вниманием, и занятиями в кружках. Для каждого из них разработана адаптированная образовательная программа и индивидуальный маршрут, где отражены рекомендации к получению дополнительного музыкального образования на базе нашего образовательного учреждения. Дополнительное музыкальное образование представлено у нас следующими кружками: вокальная студия «Звонкий голосок», кружок игры на детских музыкальных инструментах «Музыкальная шкатулка», агитбригада «Отважный десант». В этих кружках принимают участие 100% детей с ограниченными возможностями здоровья.
Музыкальное развитие в кружковой работе с детьми с ОВЗ основывается на различных методах, одним из которых, наиболее действенным, является, по моему мнению, музыкотерапия. Ее полезность заключается в следующем:
-она помогает укрепить доверие, взаимопонимание между участниками процесса;
-она помогает ускорить прогресс коррекционной деятельности, так как внутренние переживания легче выражаются с помощью музыки, чем при разговоре;
-она усиливает внимание к чувствам, служит материалом, усиливающим сознание;
-она косвенно повышает музыкальную компетентность, активизирует чувство внутреннего контроля и порядка.
Для успешного решения задач развития базовых психических функций, необходимых для общего развития и адаптации детей, я использую в своей работе следующие виды музыкально-двигательной терапии:
-психогимнастику (тренировочные, активизирующие психомоторику этюды, упражнения, игры, направленные на развитие и коррекцию различных отклонений в психических процессах);
-логоритмические занятия (система музыкально-двигательных, речедвигательных и музыкально-речевых игр, вариант двигательной терапии);
-систему музыкально-дидактических игр для детей с определенными проблемами развития;
-биоэнергопластику (соединение артикуляционного аппарата с движениями кистей рук);
-пение (одно из наиболее действенных средств реабилитации детей с ОВЗ).
Все эти направления основаны на наиболее доступном для детей виде деятельности – игре, что позволяет создать доброжелательную, эмоционально-насыщенную атмосферу совместного творчества детей и взрослых, побуждает каждого ребенка принять активное участие в процессе, поддерживает познавательный интерес и внимание и решает коррекционные задачи.
Такая насыщенная музыкально-игровая деятельность дает свои закономерные результаты, для выявления которых проводится промежуточный и итоговый мониторинг, а также наиболее ярко они проявляются в участии детей с ОВЗ в утренниках и развлечениях, и, конечно, в профессиональных конкурсах. Так, например:
Воспитанница подготовительной группы: дефиле в костюмах со световозвращающими элементами в рамках муниципального конкурса «Зеленый огонек», интернет-конкурс «Радужное детство» - диплом 1 степени, в составе детского оркестра на утренниках «Святые вечера», «Турагентство Бабы Яги», «Выпускной вечер», индивидуальные танцевальные номера на утренниках.
Воспитанница подготовительной группы: участие в муниципальном Фестивале творчества для детей с ОВЗ «Мы все можем», 1 место в муниципальном конкурсе патриотической песни «Слава России, Родине героев», индивидуальные танцевальные и индивидуальные вокальные номера на утренниках «День Матери», «Турагентство Бабы Яги», «Концерт для мам», «выпускной вечер».
Воспитанник подготовительной группы: индивидуальные танцевальные номера на утренниках.
Воспитанник старшей группы: индивидуальные вокальные номера на утренниках, участие в муниципальном Конкурсе чтецов для детей с нарушениями речевого развития.
Ребята с удовольствием включаются в музыкальную деятельность, у них появляется желание взаимодействовать с окружающими, развивается произвольность движений, проявляются музыкально-творческие способности. Решаются и задачи познавательной сферы, заметна положительная динамика в формировании слухового восприятия, памяти, внимания. Каждому ребенку мы даем возможность выступить на празднике и поучаствовать в конкурсе и продемонстрировать свои успехи.
Таким образом, можно говорить о благотворной роли именно музыкальных занятий и дополнительного музыкального образования в позитивных изменениях состояния ребенка с ОВЗ. Отмечается положительная динамика у всех детей: повышается психическая активность, креативность, уровень саморегуляции, развивается эмоционально-личностная сфера, расширяются коммуникативные навыки.
И самое главное – дети сами получают радость и удовольствие и дарят их окружающим, они понимают, что нужны людям, они верят в себя!
© 2019, Ильина Ксения Викторовна 444