СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Абилитация обучающихся в условиях фкпоу «нтти» минтруда россии

Нажмите, чтобы узнать подробности

Аннотация

В данной статье рассматривается сущность понятия «абилитация».Представлен опыт социальной абилитации обучающихся в ФКПОУ "НТТИ" Минтруда России

В связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов были внесены изменения в отдельные законодательные акты по вопросам их соцзащиты. В частности, было введено понятие абилитации инвалидов как системы и процесса формирования отсутствующих у них способностей к образовательной, профессиональной, бытовой, общественной, досугово-игровой и иной деятельности.

Весьма нелегко отграничить понятие «реабилитация» от понятия «абилитация». Именно поэтому эти понятия весьма часто путаются. По своему содержанию абилитационные мероприятия могут ничем не отличаться от реабилитационных. Отличия касаются конечных целей и условий их достижения.

Ситуация абилитации характеризуется тем, что факта и момента утраты не было — человек изначально от рождения или с раннего детства обладал тем или иным нарушением. Таким образом, речь не может идти о восстановлении, ибо восстанавливать можно лишь то, что было утрачено.Следовательно, абилитация — система мероприятий, направленных на формирование эффективных способов социальной адаптации в возможных для данного индивида пределах.

Слово "абилитация" происходит от латинского "habilis", что означает "быть способным". Абилитировать означает "делать состоятельным" и используется вместо слова "реабилитировать", которое употребляется в смысле восстановления утраченной способности. То есть это развитие еще несформированных функций и навыков, в отличие от реабилитации, которая предлагает восстановление утраченных функций в результате травмы или заболевания.

Выбор понятия "абилитация" - это выбор более широкой перспективы, чем сосредоточение внимания на функциональном ограничении как на отклонении от нормы. Абилитация - формирование новых и усиление уже существующих ресурсов социального, психического и физического развития личности.

По мнению Л.И.Боровикова, «абилитация - это не компенсация и, тем более, не реабилитация. Это именно работа по формированию социально-психологических и духовно-нравственных новообразований, обеспечивающих рост качества жизни инвалидов»

Абилитация – формирование способностей, которых раньше у инвалида не было, к перечисленным видам деятельности.

Социальная абилитация в нашем Учреждении, если рассматривать официальную терминологию, трактуется как система мероприятий, в ходе её реализации обучающийся начинает усваивать навыки и знания, которые помогают ему независимо проживать в социальной среде. Студент, получая поддержку, начинает адекватно осознавать свои ограничения и возможности, собственную социальную роль, у него происходит понимание обязанностей, прав, совершенствуются навыки самообслуживания.

На первом этапе осуществляется максимальное приспособление бытовой обстановки к потребностям обучающегося – доступность обучения и комфортность проживания в общежитие. С этой целью здание учебного корпуса и общежития техникума оборудованы поручнями и другими средствами технической реабилитации.

Затем формируются основные социально-бытовые навыки: автономное проживание в общежитие, уборка помещений, пользование бытовой техникой, уборка территории, покупка продуктов, сдача вещей в мастерские бытовых услуг (прачечную, химчистку, мастерские по ремонту обуви и бытовой техники), стирка белья, мелкие ремонтные работы (починка одежды, обуви).

На педагогических часах студенты обучаются стереотипам безопасного поведения, усваивают основные нормы нравственности и морали, формируют свою жизненную позицию.

Работа в органах самоуправления способствует усвоение навыков, которые помогают учащимся отстаивать собственные интересы и права.

Участие в Студенческом фестивале художественного творчества раскрывает таланты студентов, формирует эстетический вкус и навыки рукоделия.

Социально-психологическое сопровождение обучающихся заключается в обучение самоанализу, самопрезентации, умению общаться с людьми разного возраста и социального положения, и обретению навыков позитивного восприятия себя и собственной личности.

Особое место в социальной работе Учреждения занимает абилитация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Выпускники детских домов часто не имеют навыков товарно-денежных отношений. Социальные педагоги проводят индивидуальные беседы, мастер-классы, тренинги, на которых обучают сирот основным правилам приобретения продовольственных и промышленных товаров, с целью повышения экономической грамотности данной категории обучающихся.

Социальная абилитация обучающихся в Учреждении направлена на формирование социально развитой личности, способной адаптироваться в современных реалиях посредством успешной трудовой деятельности.

Список литературы:

  1. Федеральный закон от 1 декабря 2014 г. N 419-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов"
  2. Конвенция о правах инвалидов
  3. Вступление к абилитации и реабилитации детей с ограничениями жизнедеятельности. Учебно-методическое пособие. - М.: ГЕРБ, 2007 - 288 - с.
  4. Этюды абилитационной педагогики: из опыта работы «Школы Бороздина». Монографическое эссе/Под ред. Л.И.Боровикова. - Новосибирск: Изд-во НИПК и ПРО, 2000. - 145 с.
  5. http://www.syl.ru/article/203381/new_abilitatsiya-eto-lechebnyie-i-sotsialnyie-meropriyatiya-po-otnosheniyu-k-invalidam
  6. http://fb.ru/article/132846/abilitatsiya-eto-chto-takoe-vyiyasnyaem-vmeste
  7. http://dislife.ru/articles/view/41404
10.03.2019 20:44


Рекомендуем курсы ПК и ПП