СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Оказывается, игры (даже языковые), как и одежда или причёска, бывают модными и немодными. В модные языковые игры с увлечением играли и взрослые люди. Большой популярностью во Франции ещё в XVII пользовалось буриме. Так называлась игра, где участники придумывали стихи на заданные рифмы. Слово буриме по-французски означает «рифмованные окончания». В России эта игра приобрела особенное распространение в XIX – начале XX века. В буриме играли долгими вечерами, сравнивая, у кого получится самое интересное стихотворение. Вот примеры рифм, которые считались простыми, банальными: море – горе, печаль – даль. Попробуем посоревноваться? В игре с названными данными рифмами выиграл поэт Валерий Брюсов:
Когда встречалось в детстве горе
Иль безграничная печаль, –
Всё успокаивало море
И моря ласковая даль.
Знаменитый писатель Льюис Кэррол на страницах журнала «Ярмарка тщеславия» придумал словесную игру, которую назвал «Дублеты».
Правила:
1. Слова, которые требуется связать, образуют дублет, промежуточные слова называются звеньями, а все вместе — цепочкой. Цель игры состоит в том, чтобы построить цепочку, состоящую из как можно меньшего числа звеньев.
2. Каждое слово в цепочке должно получаться из предыдущего заменой одной (и только одной) буквы. Подставляемая буква должна стоять в новом слове на том же месте, на котором в предыдущем слове стояла заменённая буква, а все остальные буквы должны оставаться на своих местах.
Самая знаменитая задача этой игры - сделать из «мухи» «слона».
Известный автор книг по занимательной математике Е. Я. Гик в своей книге «Занимательные математические игры» опубликовал такое 16-ходовое решение: муха-мура-тура-тара-кара-каре-кафе-кафр-каюр-каюк-крюк-урюк-урок-срок-сток-стон-слон.
А вот в советское время появилась замечательная игра «Эрудит», в которой игроки соревнуются в образовании слов с использованием буквенных плиток на доске, разбитой на 225 квадратов. В начале игры каждый игрок получает 7 случайных букв (всего их в игре 131).
Через центральную клетку игрового поля по горизонтали или вертикали выкладывается первое слово, затем следующий игрок может добавить слово «на пересечение» из своих букв. Слова выкладываются либо слева направо, либо сверху вниз.Любая последовательность букв по горизонтали и вертикали должна являться словом. То есть в игре не допускается появление на поле случайных буквосочетаний, не представляющих собою слов, соответствующих вышеприведенным критериям.
В игре «Эрудит», согласно традициям русских лингвистических игр, разрешено использовать только литературные нарицательные имена существительные в именительном падеже единственного числа (либо множественного, при отсутствии у слова формы единственного числа). Каждый игрок стремится выиграть игру, создавая больше слов на основе имеющихся фишек с буквами и зарабатывая как можно больше очков.
«Гамруль»/ «Интеллектуальная завалинка»/ «Надуваловка»
Столько разных названий у юмористически-интеллектуальной игры, в которой игроки (или команды) соревнуются в написании лучшей энциклопедической статьи для неизвестного им слова. Игра появилась в 1970-е годы, когда выходило в свет Третье издание Большой советской энциклопедии и, одновременно, появилась в продаже игра «Эрудит». Не совсем честным игрокам «Эрудита» приходилось сочинять правдоподобные определения несуществующих слов, пародируя энциклопедические статьи. Лучшие из таких игроков стали соревноваться — зародилась игра.
Само слово «гамруль» (вероятно, выбрано по созвучию с «гомруль») никому не известно, его нельзя найти ни в каком словаре. Оно истолковывается как «несуразица», «бессмыслица» и используется в качестве первого тренировочного слова для новых игроков.
Правила:
Ведущий выбирает слово из официального источника энциклопедической направленности (Энциклопедический словарь, Большая советская энциклопедия). Каждый участник (или команда) пишет вариант энциклопедической статьи для выбранного слова, в то время как ведущий адаптирует и сокращает настоящий вариант. После того, как ведущий зачитал все статьи, включая правильную, в произвольном порядке, игроки отдают свой голос той или иной статье.
При согласии всех участников 1 балл может быть присуждён автору самой весёлой статьи. Например, если бы было выбрано слово гамруль, пародийная статья могла быть такой:
Гамруль, Дора Моисеевна (наст. имя Циля) ( 1894 — 1937 ) — выдающийся революционный и политический деятель времён 8-го Коминтерна. Широко известна тем, что, прикидываясь двойным агентом германской контрразаведки, внесла непоправимый вклад в дело пломбирования вагонов шоколадной глазурью.
Популярные системы подсчёта очков таковы:
При любых правилах, конечно, запрещено голосовать за собственное определение.
«Телеграммы»
Игра для любого количества игроков. Играющие выбирают слово, на каждую букву которого нужно будет придумать часть телеграммы — первая буква станет началом первого слова, вторая — второго и так далее. К примеру, выбрано слово «вилка». Тогда телеграммой может стать следующее послание: «Верблюд исцелен. Лечу крокодила. Айболит». Еще один виток игры — добавление жанров. Каждый игрок получает задание написать не одну, а несколько телеграмм из одного и того же слова — деловую, поздравительную, романтическую (о типах сообщений договариваются заранее). Телеграммы зачитываются вслух, выбирается следующее слово
«Контакт!»
Простая игра, в которую можно играть компанией от трех человек. Один загадывает слово (существительное, нарицательное, единственного числа) и называет вслух его первую букву, задача остальных — отгадать слово, вспоминая другие слова на эту букву, задавая о них вопросы и проверяя, не то ли загадал ведущий. Задача ведущего — как можно дольше не открывать игрокам следующие буквы в слове. К примеру, загадано слово на букву «д». Кто-то из игроков задает вопрос: «Это случайно не место, где мы живем?» Здесь и начинается самое интересное: ведущий должен как можно быстрее сообразить, что имеет в виду игрок, и сказать «Нет, это не „дом“» (ну, или, если это и был «дом», честно в этом признаться). Но параллельно о том же самом думают и другие игроки, и если они раньше ведущего понимают, что имеется в виду «дом», то говорят: «контакт» или «есть контакт», и начинают хором считать до десяти (пока идет счет, у ведущего все еще есть шанс спастись и угадать, о чем идет речь!), а затем называют слово. Если хотя бы двое совпали, то есть на счет десять хором сказали «дом», ведущий должен раскрыть следующую букву, и новый вариант отгадывающих будет уже начинаться на известные теперь буквы «д» + следующая. Если же обыграть на этом вопросе ведущего не удалось, то отгадывающие предлагают новый вариант. Разумеется, есть смысл усложнять дефиниции, а не спрашивать обо всем впрямую, — поэтому вопрос про «дом» лучше звучал бы как «Это не там, где восходит солнце?» (с отсылкой к знаменитой песне «Дом восходящего солнца» группы The Animals). Обычно тот, кто в конечном счете добирается до искомого слова (называет его или задает вопрос, приводящий к победе), становится следующим ведущим.
Ученые уверены, что в игре развиваются внимание, память, мышление и речь. А какие игры для развития языковых способностей знаете вы?
© 2017, Марченко Елена Анатольевна 474