При составлении плана воспитательной работы и при подготовке к родительским собраниям сталкиваешься с проблемой диагности родителей и детей. Ниже приведу несколько диагностик которые надеюсь вам помогут в вашей работе.
Изучение семей учащихся позволяет педагогу ближе познакомиться с самим учеником, понять уклад жизни семьи ученика, её традиции и обычаи, духовные ценности, стиль взаимоотношений родителей и детей.
Изучая семьи классный руководитель может использовать различные методы психолого-педагогической диагностики.
К методикам диагностики можно отнести следующее:
- наблюдение,
- беседа,
-тестирование,
- анкетирование,
- деловые игры,
- трениниги,
- материалы детского творчества,
- интерактивные игры.
Начиная работу с детским коллективом классный руководитель должен максимально изучить семейную ситуацию для того чтобы спланировать воспитательную работу в классе с максимальной эффективностью.
- Предлагаемая анкета поможет педагогу оценить воспитательный потенциал семьи в таких его параметрах, как материально бытовые условия воспитания ребёнка в семье, духовная жизнь семьи, активность педагогической позиции родителей, их включённость в педагогический ориентированные виды деятельности как важный аспект педагогической культуры взрослых; образовательные ожидания и потребности семьи.
-
Уважаемые родители! Мы хотим поближе познакомиться с вашей семьёй и её педагогической позицией и взглядами на образовательные услуги, с тем чтобы более плодотворно и адресно сотрудничать с вами.
- Перечислите всех членов семьи, живущих вместе с вами:_________________________________________________________
- Какие семейные традиции вы соблюдаете?
- Дни рождения;
- Дни поминовения усопши;
- Коллективные посещения кино, театров и д.р.;
- Религиозные обряды (посещение церкви, посты, праздники…);
- Гражданские праздники (Новый год, 1Мая, 8 Марта, День Победы и д.р.);
- Профессиональные праздники;
- Выпуск семейной газеты;
- Воскресные семейные обеды, ужины;
- Проведение семенных советов;
- Другое ___________________________________________________
- Какие увлечения есть у членов вашей семьи?
- Спорт;
- Рыбалка;
- Шитьё;
- Вышивка;
- Сочинение стихов, рассказов, сказок;
- Поделки;
- Коллекционирование;
- Пение;
- Вязание;
- Аквариумоводство;
- Домашние животные (уход, дрессировка);
- Шахматы;
- Живопись / рисование;
- Чтение;
- Игра на музыкальных инструментах;
- Посещение театров;
- Другое ________________________________________________
- Отметьте, к каким из ваших увлечений вы подключаете своего ребёнка: __________________________________________________
- Какой труд объединяет вашу семью?
- Общего труда нет, у каждого своё дело;
- Уборка квартиры;
- Ремонт квартиры;
- Уход за домашними животными;
- Уход за скотом;
- Работа в саду, на даче;
- Индивидуальная трудовая деятельность;
- Другое ___________________________________________________
- Собираете ли вы семейные советы?
- Семейные проблемы решаются в рабочем порядке без специальных семейных советов;
- Собираем совет для того, чтобы:
- Распределить бюджет семьи
- Планировать покупки
- Планировать отпуск
- Распределять работу по дому, ответственность
- Обсуждать поступки членов семьи
- Обсуждать проблемы воспитания детей
- Другое _______________________________________________________
- Какие материально-бытовые условия и средства воспитания есть в вашей семье?
- Отдельная комната для ребёнка;
- Уголок в общей комнате;
- Спортивный инвентарь (коньки, лыжи, гири и т.п.);
- Библиотека;
- Музыкальные инструменты (гитара, баян и т.п.)
- Компьютер;
- Видеокамера;
- Другое _____________________________________________________
- Если в семье неработающие взрослые, занимающиеся воспитанием детей?
- Что хорошего / плохого приносит ваш ребёнок из школы?
Умственное развитие
Эстетическое развитие
Культуру общения
Интерес к знаниям
Желание учиться
Внимание к близким
Страх перед оценками
Страх перед педагогами
Сквернословие
Нежелание ходить в школу
Другое ___________________
- Углублённое изучение каких предметов в профильных классах желательно для вас в нашей школе?
- Математика,
- Физика,
- Химия,
- Биология,
- Информатика,
- Экономика,
- Иностранный язык,
- Литература,
- Художественная культура,
- Другое _________________________________________________
- Как складываются ваши отношения с педагогами нашей школы?
- Постоянное деловое взаимопонимание;
- Тёплые дружеские отношения;
- Сами периодически приходим в школу;
- Приходим, в основном, по вызову;
- Бывает, что пропускаем родительские собрания;
- Постоянно посещаем родительские собрания;
- Педагоги чаще информируют нас о плохих поступках ребёнка, плохой учёбе;
- Хороших контактов пока не удалось наладить;
- С отдельными педагогами мы, пожалуй в конфликте.
- Чем Вы удовлетворены в работе школы?
- Качество обучения;
- Безопасность ребёнка;
- Общая спокойная обстановка;
- Качество питания;
- Оформление интерьера школы;
- Отношение учителей к детям;
- Порядок, требования к дисциплине;
- Условия для развития способностей (кружки, секции и т.п.);
- Другое ________________________________________________
- Напишите, чем Вы удовлетворены в работе школы __________________________________________________________
- Как Вы организуете деятельность ребёнка?
- Помогаем выполнять домашнее задание, следим за их выполнением;
- Читаем книги;
- Водим детей в театры, кино … и т.п.;
- Обучаем бытовому труду (шитьё, кулинария и т.д);
- Играем в развивающие игры;
- Организуем спортивные занятия в семье;
- Водим детей в музыкальную, художественную школу, спортивную секцию;
- Выезжаем с детьми на природу, ходим на прогулки;
- Другое ____________________________________________________
- Наш ребёнок самостоятельный и сам находит себе дело;
- Специально не занимаемся с детьми, но всегда и везде привлекаем ребёнка к тому, что делаем сами.
- Каким Вы представляете жизненный сценарий вашего ребёнка?
- Будет рабочим,
- Будет специалистом с высшим образованием (окончит вуз),
- Будет специалистом со средним профессиональным образованием (окончит техникум),
- Будет творческим работником, будет иметь своё дело, займётся коммерцией,
- Свою дорогу выберет сам, мы вмешиваться не будем.
Анкетный опрос родителе на первом в учебном году родительском собрании.
АНКЕТА
Ваши родительские собрания
- Сведения, которые Вы хотите сообщить о себе.
- Чего Вы ждёте от родительских собраний?
- Что мешает Вам посещать родительские собрания?
- Полезны ли для Вас родительские собрания?
- Что наиболее запомнилось Вам на родительском собрании в прошлом году?
- Какая форма родительских собраний Вас более всего устроила бы?
- Какие проблемы Вы хотели бы обсудить на родительских собраниях?
- О чём Вы хотели бы рассказать на родительском собрании?
- Как вы полагаете должны ли присутствовать на родительских собраниях учащиеся?
- Что больше всего Вам не нравиться на родительских собраниях?
Для изучения отношения родителей к собственному ребёнку, к перспективам его обучения и воспитания можно предложить родителям следующий тест.
ТЕСТ
С целью изучения качества характера учащихся взаимоотношений в семьях ребят можно использовать в анкетировании следующие вопросы
АНКЕТА
В диагностике взаимоотношении родителей и учащихся можно использовать и проективные методики. Методики неоконченных предложений можно использовать, как для учащихся, так и для их родителей. Учащиеся и родители дают ответ на одни и те же вопросы, это позволяет определить причины конфликтов во взаимоотношениях детей и родителей. Ни для кого не секрет не совпадение точек зрения, взглядов, убеждений, мнений родителей и детей может привести к конфликтным ситуациям и проблемам воспитания ребёнка.
Для проектного исследования мнения учащихся можно использовать следующие вопросы:
- Школа для меня – это …
- Класс, в котором я учусь – это …
- Учителя для меня – это люди, которые ….
- Мои одноклассники – это …
- Уроки для меня – это ….
- Предметы, которые мне нравятся, это …
- Предметы, которые мне не нравятся, это …
Для проективного исследования мнения родителей можно использовать следующие вопросы:
- Школа, в которой учится мой ребёнок, это …
- Класс, в котором учится мой ребёнок, это …
- Одноклассники моего ребёнка – это …
- Выполнение домашних заданий для моего ребёнка – это …
- Учебные предметы, нравящиеся моему ребёнку – это …
- Предметы, которые не нравятся моему ребёнку – это …
Проанализировав ответы учащихся и их родителей можно использовать их ответы для подготовки и проведения различных внеклассных мероприятий, как с родителями, так и с учащимися.
Изучая традиции и обычаи семей учащихся, нравственные ценности семьи, можно использовать следующие вопросы проективной методики:
Вопросы для учащихся:
- Я радуюсь, когда ….
- Я огорчаюсь, когда …
- Я плачу, когда ….
- Я злюсь, когда …
- Мне нравится, когда.
- Мне не нравится, когда …
- Я верю, когда …
- Если у меня хорошие новости, то я ….
- Если у меня, плохие новости, то я ….
- Если у меня что-то не получается, то я
Вопросы родителям:
- Я радуюсь, когда мой ребёнок …
- Я огорчаюсь, когда мой ребёнок …
- Я плачу, когда мой ребёнок …
- Я злюсь, когда мой ребёнок …
- Мне нравится, когда мой ребёнок …
- Мне не нравится, когда мой ребёнок …
- Я не верю, когда мой ребёнок …
- Я верю, когда говорят, что мой ребёнок …
- Если у моего ребёнка хорошие новости, то …
- Если у моего ребёнка плохие новости, то …
- Если у моего ребёнка, что-то не получается, т о …
Интересные результаты дают рисуночные диагностики, которые можно предлагать выполнять детям и родителям на одну и ту же тему.
- «Выходной день в моей семье»
- «Наша семья»
- «День рождения в моей семье»
- «Наша семья»
- «Выходной день в моей семье»
Большое внимание классный руководитель должен уделять изучению отношению семьи к нравственным ценностям, которые являются основой формирования личности ребёнка. Родителям и учащимся можно предложить дать определение таким нравственным ценностям, как «долг», «честь», «ответственность», «любовь», «достоинство», «терпимость» и расставить их по степени значимости.
В диагностических целях можно предлагать родителям различные тесты. Очень интересными и достаточно информативными являются тесты, которые в своих ответах многовариантны.
ТЕСТ «Я родитель, я – приятель?!»
- Ваш ребёнок требует переключить телевизор с фильма, который вам нравится на программу выступления рок музыкантов. Как вы поступите?
- Выполняете просьбу и смотрите передачу вместе;
- Просите подождать, так как фильм скоро закончится;
- Не обращаете внимание на просьбу ребёнка;
- Злитесь на ребёнка за то, что он обратился с просьбой.
- Вы видите в своих детях;
- Людей, равных себе;
- Людей, копирующих вас в молодости;
- Маленьких взрослых;
- Благодарных слушателей.
- Какую причёску вы предпочитаете?
- Которая больше всего вам подходит,
- Которая отвечает последней моде,
- Которая копирует чью-то причёску,
- Которая копирует стиль ребёнка.
- Немного о возрасте родителей:
- Знают ли дети ваш возраст,
- Вы подчёркиваете возрастную черту между родителями и детьми,
- Вы не обращаете внимания на разницу в возрасте между собой и детьми,
- Постоянно требуете признания от детей понимания того, что вы старше.
- Какого стиля в одежде вы придерживаетесь?
- Стараетесь не отставать в одежде от молодёжного стиля,
- Стараетесь одеваться так, как советует ваш ребёнок,
- Стараетесь одевать ту одежду, которая вам подходит,
- Следуете своему пониманию стиля.
- Ваш сын - подросток вдел в ухо серьгу или дочь сделала пирсинг. Как вы поступите?
- Посчитаете это личным делом ребёнка,
- Станете подшучивать над его (её) поступком,
- Признаете, что это стильно,
- Сделаете тоже самое.
- Музыка звучит в доме на постоянную громкость.
- Вы затыкаете уши ватой,
- Уменьшаете громкость,
- Миритесь с увлечением своего ребёнка,
- Включаете ещё громче.
- Если вы спорите со своим ребёнком, то:
- Стараетесь им не возражать,
- Признаете их правоту,
- Спорите до полной победы,
- Уходите от спора.
- Ваш ребёнок празднует день рождения:
- Вы вместе с ним за одним столом,
- Оставляете ребят одних,
- Обслуживаете детей за столом,
- Уходите из дома.
- Дети идут на дискотеку:
- Вы идёте вместе с ними,
- Вы не разрешаете им идти,
- Вы выясняете, с кем идёт ваш ребёнок,
- Вы ограничиваете их во времени.
- В общении со своими детьми вы:
- Откровенны,
- Закрыты,
- Сдержанны,
- Открыты.
- В отношении со своими детьми вы:
- Ведёте себя как приятель,
- Как строгий судья,
- Как друг,
- Как родитель.
На основе данной диагностики можно провести с родителями учащихся вечер вопросов и ответов, в ходе которого обсудить каждое положение данного теста, его «за» и «против». Он заставит многих родителей по иному посмотреть на результаты своего воспитания, увидеть себя глазами других родителей, определить характерные черты положительного и отрицательного стиля поведения родителей.
Изучение взаимоотношений в системе «родитель – ребёнок» начинается с первой встречи с родителями учащихся. На этой встрече можно определить темы родительских собраний, тематические и индивидуальные консультации, совместные мероприятия учащихся и родителей.
Для этого можно провести ряд анкет
Анкета № 1 – А поможет узнать, какие результаты ожидают родители от своих детей и что ставят во главу в положительных и отрицательных качествах.
- Какие положительные качества своего ребёнка Вы можете назвать?
- Какие положительные качества своего ребёнка Вы считаете самыми главными?
- Какие отрицательные качества своего ребёнка Вы можете назвать?
- Какие из них Вам более всего не нравятся, и хотелось бы с помощью педагогов, работающих в классе, и классного руководителя помочь ребёнку их исправить?
- Каким Вы хотели бы видеть своего ребёнка в конце учебного года? Через год? Через три года? В год окончания школы?
Анкета № 2 поможет изучить микроклимат семьи, её нравственные приоритеты.
Проранжируйте (расставьте) понятия по степени значимости для Вас.
Для меня самое главное, чтобы у моего ребёнка было хорошее:
- Питание;
- Здоровье;
- Друзья;
- Работа;
- Учёба;
- Взаимоотношения с родными;
- Любовь;
- Деньги;
- Образование;
- Жильё.
Для определения семейных стереотипов в отношении собственного ребёнка можно использовать ассоциативный тест «Ребёнок глазами родителей, семья глазами ребёнка». Это изучение необходимо проводить параллельно как с родителями, так и с детьми.
Опрос родителей
Напишите, какие ассоциации возникают у Вас, когда Вы слышите имя Вашего ребёнка?
Опрос детей
Напишите, какие ассоциации возникают у вас при словосочетании «твоя семья».
Эта информация полученная одновременно и от родителей и от детей, поможет определить положение ребёнка в семье, желание родителей знать своего ребёнка, его проблемы, его внутреннее состояние. По результатам исследования нужно проводить консультации по проблемам, которые волнуют или сходны у нескольких семей.
Пример:
- проблема детской тревожности и неуверенности;
- проблема общения взрослых и детей,
- проблема отсутствия познавательного интереса у отдельных учащихся.
Тематическую диагностику можно проводить при подготовке к родительским собраниям. Это вызывает у родителей интерес, заставляет по- иному взглянуть на ребёнка, требует более ответственного отношения к роли отцов и матерей.